Данная презентация расскажет о том, что использование старинных мер длины связано с тем, что их нередко можно встретить в старинных задачах, сказках, былинах. Не зная толкования этих мер длины, мы не смогли бы разобраться в их значении, содержании. Древние знания и народная мудрость и в настоящее время могут быть очень полезными, ведь часто бывают такие ситуации, когда под рукой отсутствует метр или другие современные приспособления для измерения длины.Использование старинных мер длины связано с тем, что их нередко можно встретить в старинных задачах, сказках, былинах. Не зная толкования этих мер длины, мы не смогли бы разобраться в их значении, содержании. Древние знания и народная мудрость и в настоящее время могут быть очень полезными, ведь часто бывают такие ситуации, когда под рукой отсутствует метр или другие современные приспособления для измерения длины.
Работу выполнила
ученица 6 класса
Камышенской СОШ филиала МКОУ
«Чистоозерская СОШ Завьяловского
района»
Алексеенко Софья
Старинные меры длины,
Тема: «Старинные меры длины,
Тема: «
Руководитель:
используемые на Руси и у
используемые на Руси и у
Кривошеева Наталья Юрьевна,
учитель физики
разных народов»»
разных народов
Старинные меры длины утратили свою значимость по причине
своей неточности и были заменены на единицы измерения,
принятые во всём мире.
1. Изучить специальную литературу;
2. Найти ответы на вопросы с помощью сети Internet;
3. Провести опрос учащихся школы, учителей, чтобы
выяснить, знают ли в настоящее время учащиеся и
взрослые старинные меры длины;
4. Провести эксперименты: измерить меры длины,
используя современные единицы измерения, вывести
средние значения и сравнить со старинными мерами
длины; измерить длину спортзала и перевести длину в
старинные меры: футы, аршины (шаги), сажени.
Сделать вывод на основе обобщенного анализа
имеющихся знаний с полученными данными.
5.
Поиск информации, ее обработка и
анализ, опрос школьников, измерения,
сравнение и обобщение полученных
результатов исследования.
.
Использование
старинных мер длины в
измерениях и их перевод
в современные меры
выступает как
педагогическое средство
мотивации расчетной
учебной деятельности
школьников.
знание мер длины
способствует развитию
логики и абстрактного
мышления, помогает
расширить кругозор,
смотреть на измерения по
другому, способствуют
познанию физики и
математики.
Данная работа может быть использована как
информационносправочный материал для
учителей, родителей и учеников, изложенный в
ней материал может быть использован на
занятиях по физике, математике при
составлении и решении расчетных задач.
Сентябрь 2017 – февраль 2018 гг.
Раньше всего люди стали измерять длины. Еще в древнем Египте
занимались геометрией – «землю мерили». Что находилось под
руками и ногами – ими и измеряли. Разные народы называли их по
разному, но суть процесса не менялась. Многие единицы длины,
которыми пользовались наши предки, представляют собой
измерения различных частей человеческого тела. Человек как бы
всегда носит их с собой и может пользоваться ими в любых
условиях.
Не имели наши предки
Ни линейки, ни рулетки.
Но могли предмет любой
Измерять самим собой.
Ткани мерили локтями,
Землю мерили лаптями,
И имели пальцев пять –
Щели в доме измерять.
В общем, жили не тужили,
Не хлебали лаптем щей…
И всему на свете были
Люди – мерою вещей!
Старинные меры
измерения на Руси
появились в 1112
веках. Это были
такие единицы, как
верста, сажень,
локоть и пядь.
Таблица
1:
Вопрос
1. Знаете
ли
вы
современные меры
длины?
2. Назовите старинные
меры длины, известные
вам.
3. Какие меры длины
вам встречаются чаще?
4. Хотите ли вы
научиться переводить
старинные меры длины в
современные?
5. Встречались ли вам
задачи со старинными
мерами длины?
6. На каких уроках вам
встречаются меры
длины?
7. Знание мер длины и
способов
в
современные помогает в
учебе?
перевода
Да
28 ученика, 90,2%
Нет
2 (6,5%)
Не знаю
1 (3,3%).
аршин –14 учеников (45%), дюйм 4 ученика (13 %),
вершок – 10 учеников (32 %), локоть – 3 ученика (9,7%),
верста – 8 учеников (25,8 %), сажень – 6 учеников (19,4 %).
сантиметры 14 учеников (45%), метры 27 учеников(87%),
километры 20 учеников (64,5%), миллиметры 7 учеников (22,6%),
дециметры 6 учеников (19%).
да 15 учеников (48%)
Не знаю, 0, 0%
нет 16 учеников
(52%)
да 18 учеников (58%)
нет 12 ученика (39%), не знаю 1 ученик (3%).
на физике – 19 учеников , 61% , на математике 23 ученика , 74%,
на информатике 2 ученика (6,5%), на физкультуре 2 ученика, 6,5%,
на биологии – 3 ученика, 9,7%,
да
26 учеников(83,8%) нет 3 ученик (9,7%)
не знаю 2 ученика
(6,5%)
Из полученных данных видно, что большинство
учащихся знают современные единицы длины,
знакомы с некоторыми старинными мерами
длины, в основном это аршин, вершок, верста и
сажень. Больше всего работают с мерами длины
на уроках физики, математики. Хотят научиться
переводить старинные меры длины в современные
половина респондентов.
В ходе проведения эксперимента мы
измерили старинные меры длины у
людей разного возраста, роста,
телосложения, вычислили средние
значения этих величин и сравнили их с
приблизительными значениями, нашли
разницу между этими значениями, она
оказалась незначительной, но чем больше
величина, тем больше разница между
значениями.
Учитель
физкультуры
Учитель
биологии
Учитель
математ.
Учитель
физики
Ученик 5 кл
Ученик 6 кл
Ученик 7 кл
Ученик 8 кл
4,5
4,8
4,5
5
4,8
Ученик 9 кл
5
Ученик 10 кл 4,3
Ученик 11 кл 4,8
Мои данные
Измеряемый
4
Вершо
к
5,5
19
21
4,5
17,5
20
4,7
17,5
19,5
17,5
19,5
30
25
25
23
42
37
34
32
49
43,5
43,5
38
15,7
16,8
21,5
32,5
39,3
14
16
18
21
16,5
18,5
18
19
20,5
23
19
21
16,5
Малая
пядь
19
Великая
пядь
24
25
27
28
24
25
24
34
37
37
40
35
40
33
39
40
45
49
42
47
42
Фут Локоть с
кулаком
Локоть
69
63
64
56
55
56,5
58
63
68
58,5
65
53
Большой
локоть
184
226
78,5
72
167
72,5
170
64
64,7
66
68,5
76
77
73
74
69
Аршин
154
143
154
156
174
180
164
178
162
Маховая
сажень
211
214
186
190
194
198
220
235
205
223
200
Косая
сажень
Характеристик
а (см)
Вершок Малая
пядь
Великая
пядь
Фут
Локоть с
кулаком
Локоть
Большо
й
локоть
Аршин Маховая
сажень
Косая
сажень
Приблизител
ьное
значение
величины
Среднее
арифметичес
кое
Разница
между
средним
значением и
приблизител
ьным
4,5
19
23
30,48
38
46
54
71,12
176
216
4,70
17,31
19,69
25,13
36,13
43,11 60,75
71,27
165,50
208,50
0,20
1,69
3,31
5,36
1,88
2,89
6,75
0,15
10,50
7,50
Мы также измерили длину спортивного
зала, выразили его длину через
принятые значения старинных мер
длины, через мои индивидуальные
меры и через средние значения,
полученные при измерении людей.
Длина
спортза
ла, см
Длина
спортза
ла, м
Вер
шок
Пядь
Фут Локоть Аршин Маховая
сажень
Косая
сажень
Меры
принятые
1740
17,4
386,7
97
57
46
24
9,9
8
Мои меры
1740
17,4
435
105,5
72,5
41
25
10,7
8,7
1740
17,4
370
100
69
40
24
10,5
8,3
Средние
значения
мер
Из проведенных измерений вытекают
следующие выводы: старинные меры
длины зависят от индивидуальных
размеров человека, чем человек
больше, тем больше его меры длины, с
ростом человека меры длины тоже
растут, но если человек не растет, то и
меры длины становятся постоянными и
их можно использовать для измерений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наша работа актуальна и интересна потому, что
заставляет учащихся не только обратиться к
истории языка и освоить простейшие навыки
экспериментальной работы, но и использовать
полученные знания при изучении других
предметов, таких как математика, физика,
информатика.
ВЫВОДЫ
ВЫВОДЫ
• выяснили, какие меры длины существовали в старинные
времена и что они все были связаны с частями тела
человека;
• выяснили, что в литературных источниках встречается
немало названий старинных мер длины;
• в ходе эксперимента мы пришли к выводу, что
измерения с помощью старинных мер длины оказываются
неточными, они неудобны для измерений;
• выполнив все задачи нашего исследования, можно
сказать, что наша гипотеза подтвердилась: старинные
меры длины утратили свою значимость по причине своей
неточности и были заменены на единицы измерения,
принятые во всём мире.
Точка, линия и ноготь,
дюйм, вершок, ладонь, коршок,
пядь от малой до великой,
пядь с кувыркой, локоток,
локоть малый и большой,
есть аршин, он тот же шаг,
есть еще батог, сажень маховая и косая,
есть еще городовая, без названья, великая,
греческая, царская, церковная, простая,
есть еще верста иль поприще,
коломенская, межевая,
ну а самая большая – миля, даже есть морская!
Эти меры если знать,
старинные задачи легко будешь решать,
на олимпиадах побеждать!
Используемая литература
Используемая литература
и Интернетресурсы
и Интернетресурсы
1. Иванов М.И. Русские счёты и их использование в школе. М., 1953.
2. Клименченко Д. Величины и их измерение. //Н. Ш., № 6, 1990
3. Романовский Б. В. «С метром по векам». Л.: Детская литература,
1985
4. Шабалин С.А."Измерения для всех”. М.: Издательство стандартов,
1991
5. http://mer.kakras.ru/
6. http://fb.ru/article/225613/starinnyiemeryiizmereniyadlinyiploschadi
massyiznacheniestarinnyihmerizmereniyavelichinnarusi
7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Русская_система_мер
8. https://yandex.ru/images/search?p=1&text