«Отступать некуда… Позади Москва!..»
Цели:
гражданскоправовое воспитание учащихся на основе развития исторической
памяти;
укрепление связи поколений для осознания себя как преемника наследия
прошлого;
развитие познавательных интересов.
Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; экран.
Преподаватель 1:
Остановись, время! Замри! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на тех, кто в камне с
высоты своих памятников смотрит на нас, кто отдал за нас свои жизни…
Преподаватель 2:
Сегодня мы будем говорить о великой битве за Москву. Одно из решающих сражений
Великой Отечественной войны, которое началось 75 лет назад. Оборона Москвы
касалась всех нас: если бы она была проиграна, мы сейчас жили бы с вами совсем в
другом государстве, да жили бы вообще, неизвестно. Этой великой дате посвящается…
Славным ветеранам Великой Отечественной войны, победившим, подарившим миру
жизнь и счастье, посвящается…
Поколению, вступившему в жизнь, посвящается…
Преподаватель 1:
Вы можете спросить: А зачем все это знать и помнить? Кому это нужно? Сейчас совсем
другая жизнь!
Преподаватель 2:
Нужно, и именно сейчас, когда многие люди не верят в то, что можно победить
трудности, можно сделать Отечество сильным, а свою жизнь достойной. Именно сегодня
история Великой Отечественной войны дает нам наглядный урок: из любой, даже самой
безнадежной, ситуации всегда есть выход!
Студент:
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны
Что все они, кто старше, кто моложе,
Остались там, и не о том ведь речь
Что я их мог, но не сумел сберечь
Речь не о том, но все же, все же, все же…
Видео клип «Москва Майская», музыка обрывается. Пауза. Звучит отрывок из
Сообщения о вероломном нападении Германии на СССР Ю. Левитана.
Преподаватель 1: 22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война. Германия обрушила на
Советский Союз всю мощь своей военной машины. Видео «До свидания, мальчики».
Преподаватель 2:
Гитлер покорил 9 столиц мира. Москва должна была стать 10ой в этом страшном
списке, которым Гитлер очень гордился. В специальном обращении к солдатам
подчеркивалось: «Солдаты! Перед вами Москва! За 2 года все столицы склонились
перед вами, вы прошагали по улицам лучших городов. Осталась Москва. Заставьте ее
склониться, покажите ей силу вашего оружия, пройдите по ее площадям. Москва – это
конец войны. Москва – это отдых».
Преподаватель 1:
Гитлеровцы собирались завоевать Москву за несколько недель. Гитлер приказал
окружить город кольцом и захватить. Он так и сказал: «Я сотру этот город с лица
земли, а на его месте построю искусственное озеро». План наступления на Москву
получил название «Тайфун». Ураганом стремились ворваться в Москву фашисты.
К середине октября немцы были у стен столицы. Враг вплотную подошел к Москве.
Гитлеровцы рассматривали с высоких точек Кремль, продумывали, где поставить
памятник Гитлеру. С собой для сооружения памятника они везли гранитные плиты и
блоки.
Видео «Москва военная»
Преподаватель 2:
Но Москва сдаваться не собиралась. «Наше дело правое, победа будет за нами!» эти
слова звучали на всех языках всех народов Советского многонационального государства.
Командовать войсками, защищавшими подступы к Москве, был назначен выдающийся
полководец Георгий Константинович Жуков. Был разработан специальный план обороны
Москвы: защищать столицу с неба; защищать столицу на земле и не допустить врага в
Москву; отбросить врага от Москвы.
(Видео про Жукова)
Преподаватель 1:
Уже в начале июля под руководством городских партийных организаций были
сформированы 12 дивизий народного ополчения. В его ряды вступали те, кто не мог
быть в армии: старики, женщины, дети. Они рыли окопы, устанавливали «ежи» –
противотанковые сооружения в виде скрещенных железных брусьев, устанавливали
мины.
Студент:
Если ты фашисту с ружьём.
Не желаешь навек отдать
Дом, где жил ты, жену и мать,
Всё, что Родиной мы зовём,–
Знай: никто её не спасёт,
Если ты её не спасёшь;
Знай: никто его не убьёт,
Если ты его не убьёшь. И пока его не убил,
Помолчи о своей любви,
Край, где рос ты, и дом, где, где жил,
Своей родиной не зови…
Видео «Ополчение»
Преподаватель 2:
Осень 1941 года. Немецкое радио уже вопило о близкой победе. Да, немцы были в
Яхроме, на канале МоскваВолга. Немцы в Солнечногорске, немцы в Крюкове, в Истре,
в Рузе. До Москвы рукой подать. В Берлине чеканят медаль в честь взятия русской
столицы, готовят приглашения на банкет в гостинице «Москва». На 7 ноября назначен
парад немецких войск на Красной площади перед мавзолеем Ленина.
Преподаватель 1:
И вдруг произошло то, чего никто не ждал в осажденном городе. Сталин отдал приказ
провести, как всегда парад на Красной площади в честь 24 годовщины Великой
Октябрьской социалистической революции. Это был символ доблести, стойкости, веры в
победу. Парад начался в 8.00, принимал парад Маршал Буденный.
Преподаватель 2:
Вспоминая подготовку к параду, маршал Г. К. Жуков писал о принятых необходимых
мерах против авиации противника, которая наверняка будет действовать в эти дни.
6 ноября гитлеровское командование бросило на Москву 250 самолетов, но наши
истребители и зенитчики не подпустили их к городу. 34 фашистских стервятника были в
тот день сбиты в воздушных боях. 7 и 8 ноября гитлеровские бомбардировщики также
тщетно пытались пробиться к Москве. Весть о параде на Красной площади облетела всю
планету. Американские, английские и шведские газеты называли Московский парад
блестящей демонстрацией мужества и отваги, изумительной силы сопротивления СССР.
Видео «Парад на Красной площади»
Преподаватель 1:
До последнего патрона бились в воздушных схватках наши летчикиистребители.
С первых дней войны летчикистребитель Виктор Талалихин охранял столицу от налетов
вражеской авиации. 7 августа 1941 года он одним из первых в истории Великой
Отечественной войны совершил ночной таран. За этот подвиг был удостоен звания Героя
Советского Союза. С воздуха уничтожить город не удалось. В октябре 1941 года
началось сухопутное наступление на Москву.
Видео «В бой идут одни старики»
Преподаватель 2:
16 ноября 1941 года в бой с фашистами вступила Панфиловская дивизия. Силы были
неравные, 28 панфиловцев против 50 вражеских танков. Тогда Василий Клочков
обратился к бойцам со словами: «Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва!», ставшие девизом всех защитников столицы. Почти все героипанфиловцы погибли, но не
пропустили врага.
Видео «Панфиловская дивизия»
Преподаватель 1:
На Ленинградском шоссе у въезда в Зеленоград возвышается холм Славы. Именно здесь,
у деревни Крюково, натиск фашистских захватчиков был остановлен и произошел
перелом: оборона обернулась наступлением.
( видеоклип «У деревни Крюково)
56 декабря 1941года войска Красной Армии перешли в контрнаступление по всему
фронту. В результате германские войска были отброшены на 300 км от столицы. А 12
декабря советские граждане услышали по радиосводку о победе в обороне Москвы.
Видео «Реквием»
На фоне Метронома читаются слова:
Студент 1:
Солнце кровавилось в дымчатой мгле,
Красным снарядом било.
Их уже не было на земле,
А оно было!
Студент 2:
Волны неслись от скалы к скале,
Море гранит дробило!
Их уже не было на земле,
А оно было!
Студент 3:
Дерево шло по сырой земле,
Землю корнями рыло!
Их уже не было на земле,
А оно было!
Выходят все участники.
На фоне мелодии «Журавли»:
Они стоят спиной к залу. На свою фразу поворачиваются, у них в руках зажженные
свечи.
Студент 1:
Я хотел жить, учиться, еще чутьчуть, и я бы стал доктором…
Студент 2: В нашем селе не было учителя математики, и я мечтал им стать…
Студент 3:
Я готовился стать отцом. Вырастить сына.
Студент 4:
Я дом строил. Свой, добротный, бревенчатый, с узорчатыми ставнями, с окнами на реку.
Студент 1:
Мы, погибшие на полях сражений…
Студент 2:
Мы, замученные в концлагерях…
Студент 3:
Мы, погибшие в оккупации…
Студент 4:
Мы, умершие от голода…
Студент 1.
Ты не знаешь, мой сын, что такое война?
Это вовсе не дымное поле сражений,
Это даже не смерть и отвага – она!
В каждой капле находит свое отраженье.
Это изо дня в день лишь блиндажный песок,
Да слепящие вышки ночного обстрела,
Это боль головная, что ломит висок,
Это юность моя, что в окопах истлела.
Тушит свечу, отходит в сторону.
Студент 2:
Ах, ей бы Блока, Брюсова,
А у нее винтовка.
Ах, ей бы косы русые,
Да целиться неловко.
Тушит свечу, отходит в сторону.
Студент 3:
Как там птицы поют на земле без нас?
Как деревья цветут на земле без нас?
И синеет река,
И летят облака,
Над нами,
Без нас. А почестей мы не просили,
Не ждали наград за дела.
Нам общая слава России
Солдатской наградой была.
Тушит свечу, отходит в сторону.
Студент 4:
У войны недетское лицо!
Но в глаза детей смотрела смерть...
Не щадила маленьких бойцов,
Им пришлось до срока повзрослеть. повзрослеть У войны недетское лицо!
Тушит свечу, отходит в сторону.
Вспомним через века, через года
О тех, кто уже не придет никогда
Вспомним …
Вспомним тех, кто остался в списках на мемориальных досках и в памяти живых… кто
воевал, видел воочию смерть, кто подвигом своим приближал Победу. Их слава
бессмертна…
(Минута молчания).
Преподаватель 1:
Честным жил и умер честным,
Не любивший одиночества.
Почему ж стал Неизвестным
Ты, имевший имя, отчество?!
Ты ведь в список энской части.
Был внесен на веки вечные.
Мы с тобой, борясь за счастье,
Под Москвой войною мечены.
Преподаватель 2:
Это ты ведь в непогодицу
Смело шел вперед за Жуковым,
Это ты за нашу Родину
Пал в крутом бою под Крюковом.
Под огнем – огнем навесным
Ты шагал к высотам жизненным…
Став солдатом Неизвестным,
Стал для всех героем признанным.
Это ты в земле Московской. Спишь под звездной светлой млечностью.
У стены древне кремлёвской.
Твой огонь пылает вечностью. У войны недетское лицо!
Но в глаза детей смотрела смерть...
Преподаватель 1:
В битве за Москву принимала участие вся страна. У когото из вас обязательно есть
родственники, которые воевали в белоснежных полях под Москвой, участвовали в
защите столицы.
Считаете ли вы, что Великая Отечественная это то, что когдато касалась и вас, вашей
семьи?
Ребята, может быть, среди ваших близких еще есть люди, которые помнят эту войну?
Поговорите с ними, расспросите об их жизни в эти военные годы, восстановите
прерванную историческую память в своей семье
Преподаватель 2:
Все чаще в газетах и на телевидении вместо «Великая Отечественная» произносится
«Вторая мировая». Появляются авторы, которые порочат имена Александра Матросова,
Зои Космодемьянской, героевпанфиловцев. А ведь дело здесь не в именах. Подвиг
Матросова повторили более 200 бойцов! А допросы и пытки мужественно вынесли
тысячи партизанок! Да и панфиловцы что бы там ни было, но их было только 28
против 50 танков! И они 4 часа сдерживали эти танки винтовками и гранатами. А за 4
часа танки могли бы доехать до Москвы.
Преподаватель 1:
Мне кажется, что нужно изучать историю Великой Отечественной войны, помнить имена
и подвиги героев. Помнить о том, что когдато касалось всех нас... Только за одно то,
что перенес русский солдат на своих плечах, он достоин священной памяти своего
народа! Без сна и отдыха, голодные и в страшном напряжении, на лютом морозе и все
время в снегу, под ураганным огнем немцев, передовые роты шли вперед. Вообще,
Московская битва, так или иначе, касалась всех нас: если бы она была проиграна, мы
сейчас жили бы с вами совсем в другом государстве, да и жили бы вообще, неизвестно.
е щадила маленьких бойцов,.
Презентация к классному часу, посвященному 75 лет битве за Москву
Презентация к классному часу, посвященному 75 лет битве за Москву
Презентация к классному часу, посвященному 75 лет битве за Москву
Презентация к классному часу, посвященному 75 лет битве за Москву
Презентация к классному часу, посвященному 75 лет битве за Москву
Презентация к классному часу, посвященному 75 лет битве за Москву
Презентация к классному часу, посвященному 75 лет битве за Москву
Презентация к классному часу, посвященному 75 лет битве за Москву
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.