Цель:
- знакомство с якутским народным эпосом "Нюргун Боотур Стремительный";
- формирование интереса к национальным традициям и любовь к культуре родного края.
Задачи:
- познакомить с особенностями национальной культуры народов Саха;
- сформировать представления о многообразии художественного творчества разных народов;
- подчеркнуть значимость эпоса в национальной культуре;
- прививать любовь к устному народному творчеству;
-содействовать развитию нравственного сознания учащегося, его творческого воображения.
Якутский народный
героический эпос
«Нюргун Боотур
Стремительный»
Создатели олонхо «Нюргун Боотур Стремительный»
К.Г.Оросин
П.А.Слепцов Ойунский
Олонхо традиционно устный жанр якутского фольклора.
Песни, рассказывающие о подвигах богатырей (боотуров),
из поколения в поколение на протяжении долгого времени
передавались якутскими сказителямиолонхосутами.
ОЛОНХОСУТ
В каждой общине был свой
сказитель, имевший богатый
репертуар и поэтому
существовали
многочисленные версии
олонхо.
Олонхосут – человек с
особым даром. Он помнит
наизусть до двадцати тысяч
стихотворных строк, может
несколько суток подряд
рассказывать богатырский
эпос. Чтобы овладеть
искусством олонхосута,
требуется не только хорошая
память и не только богатый
разнообразными регистрами
голос певца, но и
выразительная мимика,
способность
перевоплощения, владение
традиционной манерой
пения.
В красочных мифологических образах
олонхо запечатлены образ жизни,
традиции, нравственные принципы,
происхождения.
особенности мировосприятия, а также
древнейшая история якутов
скотоводческого народа южного
МИРЫ ОЛОНХО
С МИРОВЫМ
ДЕРЕВОМ
ВЕРХНИЙ МИР — ЭТО НЕБЕСА. ОНИ СОСТОЯТ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ
«ЯРУСОВ» (ВОСЕМЬ, ДЕВЯТЬ), КАЖДЫЙ ИЗ КОТОРЫХ ЯВЛЯЕТСЯ КАК
БЫ ОТДЕЛЬНЫМ НЕБОМ. НА НЕБЕ ЖИВУТ БОЖЕСТВА АЙЙЫ, —
ДОБРЫЕ И ЗЛЫЕ. ГЛАВНУЮ ЧАСТЬ НЕБА, ЕГО ВЕРХНИЕ ЯРУСЫ,
ЗАНИМАЮТ ДОБРЫЕ БОЖЕСТВА ВО ГЛАВЕ С ЮРЮНГ ААР ТОЙОНОМ
АЙЫЫЫ — БОЖЕСТВА
ТРАДИЦИОННЫХ
ВЕРОВАНИЙ ЯКУТОВ.
СОГЛАСНО МИФОЛОГИИ,
АЙЫЫ — ЖИТЕЛИ
ВЕРХНЕГО МИРА,
ПРАРОДИТЕЛИ НАРОДА
САХА.
АЙЫЫ НЕ ПРИНИМАЮТ
КРОВАВЫХ
ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЙ, И
ПОЭТОМУ ИМ
ПРЕПОДНОСЯТ ЖЕРТВЫ
РАСТИТЕЛЬНОГО
ПРОИСХОЖДЕНИЯ И
МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ.
СРЕДНИЙ МИР —
СТРАНА
ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО
ПЛЕМЕНИ АЙЫЫ
АЙМАГА. В СРЕДНЕМ
МИРЕ ЖИВЕТ ТАКЖЕ
МНОЖЕСТВО ИЧЧИ И
МЕЛКИХ ДУХОВ.
СРЕДНИЙ ЯРУС В
ОЛОНХО РИСУЕТСЯ В
ВИДЕ ПЛОСКОГО
КРУГА, КРАЯ
КОТОРОГО ИЗОГНУТЫ,
КАК НОСЫ
ОХОТНИЧЬЕЙ ЛЫЖИ.
ПОСРЕДИНЕ
СРЕДНЕГО ЯРУСА
РАСТЕТ
ВЕЧНОЗЕЛЕНОЕ
ВОСЬМИСТВОЛЬНОЕ
СВЯЩЕННОЕ ДЕРЕВО
ААЛ КУДУК МААС, В
КОТОРОМ ОБИТАЕТ
ДУХ ХОЗЯЙКИ ЗЕМЛИ –
ААН АЛАХЧЫН –
В НИЖНЕМ МИРЕ ЖИВУТ АБААСЫ. ИХ ГЛАВА — АРСАН ДУОЛАЙ.
ЭТО ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ АНТИПОД ЮРЮНГ ААР ТОЙОНА.
НИЖНИЙ ЯРУС НАХОДИТСЯ ЗА ГОРАМИ, НА СЕВЕРЕ, ГДЕ ЛЕЖИТ
ЛЕДОВИТОЕ МОРЕ И ГДЕ ВЕЧНО ПАСМУРНОЕ НЕБО. ТАМ ЖИВУТ
ИСКОННЫЕ ВРАГИ ЛЮДЕЙ СРЕДНЕГО ЯРУСА. БОГАТЫРИ
НИЖНЕГО ЯРУСА ХИТРЫ, КОВАРНЫ И НЕУЛОВИМЫ.
АБАСЫ (ЯКУТ. АБААҺЫ)
— У ЯКУТОВ ЗЛЫЕ ДУХИ
ВЕРХНЕГО, СРЕДНЕГО И
НИЖНЕГО МИРОВ.
Согласно некоторым мифам
абасы имеют облик человека
ростом с лиственницу или
одноногого, однорукого,
одноглазого чудовища. Всё
вредное и гадкое — растения
и животные созданы абасами.
Они искушают людей,
подбивая их на преступления,
насылают на них бедствия и
болезни, многие из абасов
могут лишить людей
рассудка. Они питаются
душами людей и животных.
Часто родственники больного
или умершего приносили в
жертву абасам животное, как
бы обменивая его душу на
душу человека, которой
угрожают абасы.
Олонхо "Нюргун Боотур
Стремительный" величайший памятник
якутского народного творчества,
воссозданный на рубеже 19201930х гг.
П.А. Ойунским.
Скачущий на Вороном коне,
Стоя рожденном на грани небес,
Летающий, как громовая стрела,
Стремительный Нюргун Боотур
богатырь Кюн Диирибинэ
"выглянул из облака вниз, лицо его сияло, как солнечный диск,
чело его блистало, словно полная луна, с головы до ног был
одет в серебряные доспехи; глаза и брови заиграли"
Владеющая Гнедым конем,
блистающая прекрасным лицом
Красавица Туйаарыма Куо
С девятисаженной косой –
И с ножницами в руках,
И в скачке на резвых конях,
И в плясках, и в играх любых
Проворной, ловкой была.
Богатырь абаасы Уот Усутаакы
Красавица нижнего мира Кыыс ого Кыскыйдаан Куо
Богатырский конь
Шаманка Айыы Умсуур
Женщина богатырь Кылааннаах Кыыс Нюргун
Так на благодатной
Средней земле,
На медной равнине ее,
На золотой вершине ее,
На тучном лоне ее,
Изобилием всяческим одарен,
Неколебимой судьбой наделен,
Дружною семьей окружен,
Счастливо жил, говорят,
Защитник народа саха
Богатырь могучий
Нюргун Боотур;
И о нем сложили в былом
Великое олонхо.
2005 году по решению ЮНЕСКО
олонхо "Нюргун Боотур
Стремительный" было признано
"Шедевром устного
нематериального
наследия
человечества".