Министерство образования Саратовской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области
«Школа для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 2
г.Саратова»
410012, г.Саратов, ул. им Гоголя Н.В., 42, тел/факс 734034, email: obrazuch
2
8 vida
@ yandex
. ru
Открытый урок по музыке в 7б классе
Тема урока: А. Хачатурян «Танец с саблями»
Учитель музыки
Тарновская Елена Борисовна
г. Саратов
20. 02. 2017 год Основные понятия. Словарная работа
Национальный образ в танце.
Закрепление темы: средства муз. выразительности.
Углубление понятия: современность классической музыки.
Словарь:
Балет, либретто, динамика, темп.
Тип урока: первичное усвоение новых знаний.
Дидактическое обеспечение урока: мультимедийная презентация.
Техническое обеспечение урока: синтезатор, ПК, экран и проектор.
Методы: системно деятельностный подход.
Виды деятельности учащихся:
слушание
пение
Цель: знакомство с жанром балета в творчестве Хачатуряна
Образовательная:
Закрепить знания предыдущих уроков, расширить знания учащихся об армянском народном
композиторе А.И.Хачатуряне, и познакомить учеников с его произведением «Танец с саблями»
из балета «Гаяне».
Развивающая:
Развивать музыкальнее способности обучающихся (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально
– слуховые представления). Развивать вокально – хоровые навыки обучающихся через песенный
материал урока. Развивать умение слушать и анализировать прослушанный материал.
Воспитательная:
Воспитывать интерес к музыке разных народов, умение работать в коллективе. Продолжать
воспитывать у обучающихся культуру прослушивания и исполнения музыкальных произведений,
музыкальный вкус и интерес к предмету.
Личностные:
Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и
исполнении музыкальных произведений.
Задачи:
1. Повторение понятий, полученных на предыдущих занятиях (музыкальный стиль).
2. Краткое знакомство с биографией композитора.
3. Выявление стилистических особенностей музыкального языка Хачатуряна (танцевальность,
своеобразие ритма, оркестровка).
4. Развитие навыка восприятия музыки.
2 5. Развитие навыков анализа и сравнения.
6. Развитие вокальнохорового навыка.
План урока
I Организационный момент
а) проверка готовности класса к уроку.
б) приветствие детей.
II Основная часть
а) новая тема
биография А.И.Хачатуряна
слушание музыкального произведения «Танец с саблями» из балета «Гаянэ»
анализ музыкального произведения
в) распевка
Вокальнохоровая работа: выразительное исполнение песни
III Итог
подведение итогов
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой
Все расселись по местам,
Никому не тесно.
По секрету скажу вам:
«Будет интересно!»
Музыкальное приветствие
У: Прозвенел звонок
Д: Здравствуйте!
У: Начался урок –
Д: Здравствуйте!
Учитель (поет): Как я рада видеть Вас, в этот музыкальный час.
Дети (поют): Как мы рады видеть Вас, в этот музыкальный час.
3 Ход урока
Учитель (далее У): Ребята, что такое индивидуальный музыкальный стиль?
Дети (далее Д): Способ музыкального изложения, характерные черты, свойственные
творческой манере композитора.
(ПОКАЗ СЛАЙДА)
1. Знакомство с композитором и его творчеством.
На нашей большой планете живут разные народы, и каждый народ имеет свою (и
народную, и композиторскую) музыку, иногда различную между собой, иногда настолько
близкую, что нам бывает трудно определить, к какому народу она относится.
У: Ребята, скажите, какие черты характера присущи людям, живущим на Кавказе?
Д: Люди, живущие на Кавказе, отличаются своим гостеприимством, они очень трудолюбивые,
мужественные. Они всегда чтят национальные традиции, уважают культуру своего народа, очень
любят петь, танцевать, играть на разных национальных музыкальных инструментах.
У: И если говорить о национальных чертах в музыке, то обычно у горских народов ритмичная,
стремительная, четкая, яркая, зажигательная музыка, но встречаются и очень красивые
лирические мелодии, а так же забавные песни с необычными для нас интонациями. Сложный
острый ритм, динамика, а рядом напевность в отдельных моментах придают произведению
неповторимость, самобытность.
Сегодня на уроке мы послушаем музыку армянского композитора (ПОКАЗ СЛАЙДА)
Арама Хачатуряна, которая отличается своим кавказским темпераментом, свежестью гармонии
и ее оркестровой окраской. Соединив народное искусство с профессиональной музыкой,
армянский композитор создал свой стиль композиторского письма. В его сочинениях всегда
слышны особые армянские интонации, которых нет в русской музыке.
Арам Ильич Хачатурян, родился в 20 веке. Прожил 75 лет.
(ПОКАЗ СЛАЙДА)
Он рос в семье тифлисского переплетчика, где никому и в голову не приходило, что его нужно
специально учить музыке. Но музыка постоянно жила в доме. С малых лет Арам привык слушать
искусное пение отца под аккомпанемент народных инструментов, таких, как: саза, кяманчи или
тары. Мать пела народные армянские песни. Мальчик не мог не полюбить музыку. Впечатления
детства, тонкое музыкальное чутье, привязанность к народной музыке Кавказа — много лет
спустя все это проявилось у сына переплетчика.
Когда мы слушаем теперь сложные симфонические и камерные сочинения Хачатуряна, нам
трудно поверить, что этот блестящий мастер композиции, профессор Московской
консерватории до 19 лет не знал нотной грамоты, не слышал симфонического оркестра, не бывал
в оперном театре.
4 Интересные факты из биографии композитора.
(ПОКАЗ СЛАЙДА)
Один из них — о его собаке. Композитор с особым трепетом относился к животным. Однажды
в Германии ему принесли подарок — королевского пуделя. Арам Ильич назвал его Лядо
(согласно названиям двух нот). Он сам с ним гулял, кормил его, играл с ним. Хачатурян
настолько привязался к своему питомцу, что както раз посвятил ему пьесу под названием
«Лядо серьезно заболел».
(ПОКАЗ СЛАЙДА)
Еще один факт исторического значения. В 1944 году объявили конкурс на гимн Армении. У
Хачатуряна был свой вариант музыки. Както вечером он уселся за рояль в окружении членов
своей семьи и прикоснулся к клавишам. Это было жарким летом, балконы у людей были настежь
открыты. Под окнами великого композитора собрались люди, которые, воодушевившись
услышанной мелодией, одновременно запели хачатуряновский гимн.
Творчество его представлено разными жанрами: балеты „Спартак”, „Гаянэ”, музыка к драме
Лермонтова, Шекспира, музыка к кинофильмам, романсы, песни.
Необыкновенная популярность музыки Хачатуряна, ее доступность, как
профессионалам музыкального искусства, так и любителям музыки объясняется громадной
силой таланта, блеском мастерства и творческой щедростью композитора. Его музыка
отличается подлинной народностью, реалистичностью, глубиной содержания и совершенством
художественной формы.
Сегодня вы послушаете „Танец с саблями” из балета „Гаянэ”. (ПОКАЗ СЛАЙДА)
(Что такое балет? Где можно его увидеть?)
В основе балета лежит либретто. (ПОКАЗ СЛАЙДА)
Либретто это литературный сюжет, на который пишется музыка.
Балет „Гаянэ” написан в годы Великой Отечественной войны. (ПОКАЗ СЛАЙДА)
Герои балета колхозники и бойцы. Их счастье неотделимо от счастья своего народа. В тяжелой
борьбе находит свое счастье и главная героиня – молодая, очень красивая девушка Гаянэ. Она
находит виновных в поджоге складов с хлопком, среди которых оказывается и ее муж. Балет
заканчивается национальным праздником. Счастливая Гаянэ находит свое счастье в новой семье.
Сабля – это холодное оружие с изогнутым стальным клинком. (ПОКАЗ СЛАЙДА)
И обучение владеть этим видом оружия у восточных людей начинается очень рано, буквально с
детства (ПОКАЗ СЛАЙДА)
И любовь к танцам с ним проносится через всю жизнь. (ПОКАЗ СЛАЙДА)
5 У: Эту характерную особенность (владение кинжалами, саблями, как атрибутом национального
костюма) использовал в своём балете «Гаянэ» армянский композитор А.И.Хачатурян.
У: «Танец с саблями», благодаря его зажигательной музыке знают во всем мире.
Давайте и мы с вами разберем характер, особенности этого музыкального произведения.
Проведение физминутки.
Сядьте удобно. Во время слушания постарайтесь определить, в каком характере звучит
произведение.
2. Слушание произведения
3. Характеристика прослушанного.
У: К какому музыкальному жанру оно принадлежит? (Танец)
У: Какие движения хочется делать под этот танец? (ПОКАЗ СЛАЙДА)
У: Сохранил ли композитор особенности национального танца в балете? (Да)
У: Какие национальные черты внес композитор в жанр инструментального концерта? (Ритм,
мелодия)
У: Менялась ли музыка по характеру? В какой момент? (Ответы)
Д: Характер этого танца лиричный, мягкий. (ПОКАЗ СЛАЙДА)
У: Правильно. В этом танце композитор «рисует» портрет молодой девушки. Скажите, какими
средствами музыкальной выразительности пользуется композитор при передаче музыкального
образа? (Мелодия танца изящная, грациозная, неторопливая, протяжная)
У: Да, композитор использует и прихотливый ритм, и «легкий», прозрачный аккомпанемент
оркестра.
У: Совершенно верно. Мы с вами познакомились с основными танцевальными образами музыки
Хачатуряна: стремительным, захватывающим и лирическим, изящно грациозным. Народная
танцевальность относится к стилевой особенности творчества композитора.
У: Определите характер произведения, пользуясь таблицей эмоциональных терминов.
(ПОКАЗ СЛАЙДА)
Определите, какой оркестр исполняет произведение. (ПОКАЗ СЛАЙДА)
Повторное слушание и просмотр видеоролика «Танец с саблями» А.И. Хачатуряна.
У: Назовите, какие черты характерны для музыки Арама Хачатуряна?
Д: Своеобразные мелодии, основанные на народных восточных интонациях, на национальных
ритмах и гармонии, народная танцевальность, своеобразие ритма, оркестровки.
У: Какие инструменты, которые сейчас звучали, вы можете назвать?
Д: Трубы, барабаны и тарелки…
6 У: Верно, ещё используются Валторны, Тромбоны и Туба это группа медных духовых
инструментов;
Большой и малый Барабан, Тарелки группа ударных инструментов;
Альты и контрабасы – группа струнных инструментов – всё это составляет:
Д: Симфонический оркестр.
Игра оркестра буйная, неудержимая, мощная, твёрдая.
Вихрем врывается в зал бурная, огневая мелодия восточного танца. С первого такта она
захватывает слушателя, увлекает своей стремительностью. Музыкальная картина нарисована так
выразительно, что можно даже не видеть на сцене танцоров и всетаки чувствовать их движения.
Оркестр воспроизводит все краски танца.
Что же всем нравится в этом танце?
Особенно запоминается танец с саблями зажигательной музыкой, чётким ритмом, горделивой
осанкой танцоров, грациозностью девушки и мастерством исполнителей.
«Танец с саблями» оказал знаковое влияние на историю популярной музыки XX века.
Множество каверверсий было записано музыкантами США, Великобритании и Германии.
Музыкальная тема до сих пор используется в фильмах и телесериалах, а также для оформления
выступлениий в фигурном катании. «Billboard» (журнал о музыкальной индустрии) назвал
«Танец с саблями» «произведением, известным всем эстрадным оркестрам из ныне
существующих».
Ну, а теперь, когда мы познакомились с армянским композитором, прослушали его
произведение и проанализировали, пришло время разогреть наш голос и исполнить песни.
У: А сейчас я наиграю вам мелодию знакомого произведения, постарайтесь узнать его.
Учитель наигрывает мелодию песни «Вальс дружбы»
Д: Это песня Арама Хачатуряна «Вальс дружбы»
Вокальнохоровая работа
У: Давайте ее разучим, но сначала распоёмся.
Распевание
1. Доремиредо (вверх и вниз).
2. Маамиия (вниз по терциям в пределах Т5/3)
3. Скороговорка «Мы перебегали берега».
Работа над песней «Вальс дружбы».
При разучивании и исполнении песни следует обратить внимание на:
Дикцию (четкое произношение текста);
Характер произведения (веселый, радостный, петь с улыбкой);
Готовимся к пению:
голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая;
корпус держать прямо, без напряжения;
7 Показ педагога первой строчки, повтор с детьми, играя мелодию.
Разучивание начинаем с выстраивания 1го звука.
Используемые приемы:
ВХР:
Работа над дикцией – проговаривание слов в убыстренном темпе.
Работа над ритмом – сделать плавным, тягучим, протяжным.
Работа над скачками в мелодии – показ звуко высотности и сравнение прыжка в мелодии с
перепрыгиванием ступеньки на лестнице.
1. “Музыкальное эхо” (повторение фраз после исполнения учителем).
2. Пение по цепочке (по группам или по рядам).
3. При исполнении особое внимание уделить плавному, певучему звучанию.
4. Работа уже при разучивании над кульминационным развитием.
После разучивания куплета, исполняем его с аккомпанементом или фонограммой.
Благодарю за исполнение песни и старание точно воспроизвести ее образ.
III Итог
У: Давайте подведем итоги нашего урока.
Вспомните, с биографией какого композитора мы сегодня познакомились более подробно?
Какое из его произведений мы слушали и разбирали?
А какое произведение мы исполняли?
На этом наш урок заканчивается.
Очень активными были следующие ученики:
Ученикам, которые были менее активны – совет – подтянуться, и на следующем занятии более
ярко проявить свои способности.
8
Презентация к открытому уроку "Хачатурян. Танец с саблями"
Презентация к открытому уроку "Хачатурян. Танец с саблями"
Презентация к открытому уроку "Хачатурян. Танец с саблями"
Презентация к открытому уроку "Хачатурян. Танец с саблями"
Презентация к открытому уроку "Хачатурян. Танец с саблями"
Презентация к открытому уроку "Хачатурян. Танец с саблями"
Презентация к открытому уроку "Хачатурян. Танец с саблями"
Презентация к открытому уроку "Хачатурян. Танец с саблями"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.