Аннотация педагогического проекта
Данный педагогический проект нацелен на систематическое развитие у учащихся адекватного понимания содержания музыкального произведения и грамотного интонирования текста в процессе креативного взаимодействия ученика с учителем на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ.
Внедрение педагогического опыта проходит на занятиях музыкально-теоретических дисциплин на базе МБОУ ДОД «Федоровская ДШИ» (2009-2013 гг.).
Участники проекта: учащиеся 1-3 классов отделения инструментального исполнительства, возраст 7-10 лет, администрация школы.
Партнеры - проблемная научно-исследовательская Лаборатория музыкальной семантики Уфимской государственной академии искусств.
В основе реализации проекта лежит образовательная программа по предмету «Сольфеджио» для ДМШ (первый год обучения). Составитель: академик РАЕ, доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки УГАИ, Зав. Лабораторией музыкальной семантики Шаймухаметова Л.Н.
Обучение ведется на интонационно-образной основе с применением проблемных ситуаций и ролевых игр в условиях межпредметных связей сольфеджио с фортепиано, ансамблевым музицированием, основами аранжировки и композиции.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Практическая семантика
на уроках сольфеджио в ДШИ»
Автор проекта:
Кунафина Наталья Валерьевна
преподаватель теоретических
дисциплин
МБОУ ДОД «Федоровская ДШИ»
г.п. Федоровский Сургутского района
ХМАОЮгры
2013 год
Актуальность педагогического опыта
образования».Последние
17 мая 1999
года Министерство культуры РФ выпустило
«Рекомендации по оптимизации учебных программ в направлении
усиления их креативной направленности и адаптации современных
научных знаний к области практической работы в учебных заведениях
художественного
достижения
отечественного музыкознания
непосредственно связаны с новым креативным подходом к чтению и
смысловой расшифровке музыкального текста, то есть с новым
подходом к изучению музыки как вида искусства и постижением
творческих основ музицирования.
представлений
Формирование
учащихся в процессе креативной работы ученика с
учителем на уроках сольфеджио в
младших
классах ДШИ дает возможность развития
творческого
ими
содержательносмысловой стороны музыкального
произведения, повышает мотивацию к занятиям
теоретическими дисциплинами.
семантических
воображения,
понимания
Цель Формирование семантических представлений учащихся
в процессе креативного взаимодействия ученика с учителем
в младших классах на уроках сольфеджио в ДШИ.
Задачи:
Апробировать авторскую образовательную программу по
предмету «Сольфеджио» для ДШИ; проанализировать
результаты применения;
Сформировать первичные семантические представления
учащихся в рамках программы 1го класса по предмету
«Сольфеджио»;
Сформировать основные навыки креативного взаимодействия
учащихся с музыкальным текстом;
Повысить интерес учащихся к изучению теоретических
дисциплинам.
Основными субъектами, вовлеченными в осуществление
опыта, и для которых данный опыт предназначен, являются
учащиеся 1 3 классов инструментального отделения МБОУ
ДОД «Федоровская ДШИ» ( возраст 710 лет), преподаватель
теоретических дисциплин, администрация школы.
Партнеры – Лаборатория музыкальной семантики Уфимской
Государственной академии искусств.
Объектом воздействия являются семантические
представления учащихся на уроках сольфеджио в младших
классах ДШИ.
Предмет проекта: процесс формирования семантических
представлений учащихся в процессе креативной работы на
уроках сольфеджио в младших классах ДШИ.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «СОЛЬФЕДЖИО» ДЛЯ
ДМШ
(ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ)
Цель программы:
Формирование семантических представлений учащихся в процессе
креативной работы ученика и учителя в младших классах ДШИ через
изучение интонационной лексики (ключевых интонаций).
Задачи программы:
Сформировать первичные семантические представлений учащихся;
Сформировать основные навыки креативного взаимодействия
учащихся с нотным текстом;
Повысить мотивацию учащихся к изучению теоретических
дисциплин;
Укрепить межпредметные связи теоретических дисциплин и
музицирующей практики.
Методика работы
основывается на активных методах обучения,
стимулирующих интерес и активизацию творческой
деятельности:
анализа (слуховой, семантический);
практический (интонационные этюды, задания по
композиции, задачи на выбор, ансамблевое музицирование);
проблемный (создание проблемных ситуаций: «А если бы
композитором был я?...», «А если бы редактором был
я…?»,«Играем вместе с учителем»);
эксперимента (задачиэксперименты «Знаете ли вы, что
получится, если?...)
поисковый (поиск ключевых интонаций, диалогических
реплик);
игровой (ролевые игры, речевые, музыкальные, ритмические
игры, игрыдиалоги, игрызагадки, головоломки).
МЕТОДИКИ РАЗРАБОТКИ ИНТОНАЦИОННЫХ ЭТЮДОВ И РОЛЕВЫХ ИГР
НА УРОКЕ СОЛЬФЕДЖИО, ОСНОВАННОЙ НА ЧЕТКОМ, ПОВТОРЯЮЩЕМСЯ
В ЛЮБЫХ УСЛОВИЯХ И НА ЛЮБОМ МАТЕРИАЛЕ, АЛГОРИТМЕ
МЕТОДИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ:
Определение смысловых структур (ключевых интонаций) мелодии
или развернутого текста инструментального сочинения;
Нахождение в структуре сочинения диалогов и границ реплик
внутри диалогов;
Создание вторичного текста (исполнительского сценария),
распределение их между героями – участниками сюжетной сцены
Исполнение на сюжетнообразной основе от лица различных героев
в различных формах: пластической, речевой, инструментальной,
вокальной (сольной, хоровой) и в ситуации ансамблевого
музицирования.
Методический паспорт открытых занятий
Практическая семантика
сольфеджио
Практическая семантика
на уроках сольфеджио
сольфеджио
Практическая семантика
на уроках сольфеджио
сольфеджио
«Развитие творческого
«Веселые интервалы»
«Обращение трезвучий»
начала в младших
классах»
1 (78лет)
Ноябрь
декабрь
2010 год
урочная
урок
2 (89лет)
октябрь
ноябрь
2012 год
урочная
обобщающий
3 (910лет)
Мартапрель
2013 год
урочная
комбини
рованный
Проект
Предмет
Тема
Класс
Сроки работы
Форма работы
Тип проекта
применения знаний и
умений
Цели
Задачи
Развитие навыков
Место проведения
развитие творческих
способностей и
познавательной активности
учащихся;
презентация
инновационных
технологий
укрепление межпредметных
связей теоретических дисциплин и
музицирующей практики.
Обобщение первичных
семантических пред
ставлений учащихся об
интервалах;укрепление
межпредметных связей
сольфеджио с фортепиано;
развитие творческого
мышления ,воспитание
культуры творческого
отношения юного
исполнителя к музыкальному
тексту.
Расшифровка интонационной лексики (семантических фигур)и содержания произведения,
интонирование на интонационнообразной основе, владение нетрадиционными формами
ансамблевого музицирования, навыками творческого редактирования нотного текста
МБОУ ДОД «Федоровская
ДШИ» (класс сольфеджио)
закрепление
теоретических сведений;
воспитание творческой ак
тивности;
формировние первичных
семантических представлений.
ДШИ им. Кукуевицкого, г.
Сургут
МБОУ ДОД «Федоровская ДШИ»
(малый зал)
ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ТВОРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Вывод: Количество учащихся, с интересом и желанием занимающихся творческой
деятельностью в группе выросло с 55 % до
80 % (высокий и средний уровни мотивации). Уменьшилось количество
незаинтересованных участников творческой деятельностью с 45 % до 15 % (низкий
уровень учебной мотивации).
ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Учебный год
Основные мотивы учебной деятельности учащихся
Ситуативный
интерес
Учение по
необходимости
Интерес к
предмету
Повышенный
познавательный
Сентябрь
2010 г.
Сентябрь
2011 г.
Май
2012 г.
23%
18%
15%
42%
24%
16%%
31%
45%
52%
интерес
4%
13%
17%
Вывод: исследование показывает, что в течение двух лет
мотивация учащихся к учебной деятельности изменилась:
уменьшилось количество школьников, основными мотивами
учебной деятельности которых были учение по необходимости
и ситуативный интерес (на 26% и 8% соответственно). В то же
время увеличилось количество учащихся, которые проявляли
интерес к предмету и повышенный познавательный интерес
(на 21% и 13% соответственно).
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ
Критерии эмоционального
состояния и самочувствия
В начале урока
В конце урока
детей
36%
50%
14%
64%
29%
7%
Выводы: из данного
графика мы видим
изменение настроения у
детей. По результатам
проведённой музыкальной
терапии видно, что 36 %
детей пришли с хорошим
настроением на занятие,
ушли в приподнятом, бодром
расположении духа 64%. До
занятия 50 % детей
затруднялись определить
своё эмоциональное
состояние, после занятия
таких детей осталось 29%. С
подавленным, негативным
состоянием или плохим
самочувствием пришли 14 %
ушли 7 %.
освоения
навыков
Включение
теоретической информации
в игровую
деятельность
(интонационные этюды и ролевые игры) в
направлении
музыкально-речевого
высказывания не только организует процесс общения, но и
максимально приближает его к естественной коммуникации.
Игра развивает умственную и волевую активность. Являясь
сложным, но одновременно увлекательным занятием, требует
огромной
упражнения
увлекают даже самых пассивных и слабо подготовленных
учеников, что положительно сказывается на их успеваемости.
внимания. Игровые
концентрации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полученные в ходе педагогического опыта результаты
позволили сделать вывод о положительном влиянии инновации
на учебный процесс и личностное развитие учащихся.
Педагогический опыт может быть использован
преподавателями ДМШ, ДШИ, школ-лицеев, музыкальных
студий, учителями музыки, музыкальными руководителями ДОУ.
На очередном этапе реализации проекта возможно
предусмотреть создание авторской программы по
«Сольфеджио» (2-й год обучения), переход от локального
внедрения в один учебный предмет («Сольфеджио») к системе
предметов музицирующего блока («Специальный инструмент»,
«Ансамбль», «Музыкальная литература», «Слушание музыки»,
«Ритмика».