Презентация к уроку " Взаимодействие генов" 9-10 класс
Оценка 5
Презентации учебные
pptx
биология
9 кл—10 кл
26.01.2017
Цель урока:
- познакомить учащихся с примерами взаимодействия генов, как наследование признаков тех генов, которые находятся в одной хромосоме;
- сформировать такие понятия: кодоминирование, полимерия, плейотропность, эпистаз, комплементарное взаимодействие и полимерное.
Задачи урока:
- сформировать понятие о хромосомах как о целостных и сложных структурах;
- научить самостоятельно делать выводы по предложенным генетическим схемам;
- решить проблему поставленную на уроке: влияют ли гены друг на друга.
- сформировать понятие о хромосомах как о целостных и сложных структурах;
- научить самостоятельно делать выводы по предложенным генетическим схемам;
- сформировать знания о типах взаимодействия генов и их множественном действии;
- продолжить работу по формированию навыков по решению задач по генетике; по развитию логического мышления, умений сравнивать, анализировать и обобщать, выявлять причинно-следственные связи, владение монологической речью;
- развитие познавательного интереса к предмету.
- воспитание материалистического мировоззрения, биологической культуры учащихся.
Взаимодействие генов и их множественное действие.pptx
Презентация к уроку " Взаимодействие генов" 9-10 класс
Взаимодействие генов и
их
множественное действие
Презентация к уроку " Взаимодействие генов" 9-10 класс
СЛОВАРЬ
• Ген – структурная единица
наследственной информации,
контролирующая развитие
определенного признака или свойств.
• Аллельные гены – гены,
отвечающие за один признак.
СЛОВАРЬ
Презентация к уроку " Взаимодействие генов" 9-10 класс
Взаимодействие генов
Взаимодействие
аллельных генов
Взаимодействие
неаллельных генов
Полное
доминировани
е
Неполное
доминировани
е
Эпистаз
Полимерия
Кодоминирование
Кооперация
Комплементарность
Взаимодействие геновВзаимодействие аллельных геновВзаимодействие неаллельных генов
Презентация к уроку " Взаимодействие генов" 9-10 класс
Взаимодействие
аллельных генов
Полное
доминирование
•При полном доминировании
доминантный аллель полностью
подавляет действие рецессивного
аллеля.
•Расщепление по фенотипу в F2
3:1
Взаимодействие аллельных генов
Презентация к уроку " Взаимодействие генов" 9-10 класс
Наследование при неполном
доминировании
АА
аа
Аа
Презентация к уроку " Взаимодействие генов" 9-10 класс
Неполное
доминирование
Взаимодействие
аллельных генов
• Оба аллеля – и доминантый, и
рецессивный – проявляют своё действие,
т.е. доминантный аллель не полностью
подавляет действие рецессивного аллеля
(промежуточный эффект
действия)
• Расщепление по фенотипу в F2 1:2:1
Взаимодействие аллельных генов
Презентация к уроку " Взаимодействие генов" 9-10 класс
Промежуточное наследование при
неполном доминировании
АА
аа
Аа
Презентация к уроку " Взаимодействие генов" 9-10 класс
Задача
• При скрещивании между собой растений
красноплодной земляники всегда
получаются растения с красными
ягодами, белоплодной – с белыми. В
результате скрещивания обоих сортов
получаются розовые ягоды. Какое
потомство получится при опылении
красноплодной земляники пыльцой
растения с розовыми ягодами?
Презентация к уроку " Взаимодействие генов" 9-10 класс
1. Растения с красными и белыми плодами при
скрещивании между собой не давали в потомстве
расщепления. Это указывает на то, что они
являются гомозиготными.
гомозиготных
приводит
Решение:
особей,
2. Скрещивание
к
отличающихся
образованию у гетерозигот нового фенотипа
(розовая окраска плодов). Это свидетельствует о
том, что в данном случае наблюдается явление
промежуточного наследования.
по фенотипу,
3. Таким образом, растения с розовыми плодами
являются гетерозиготными, а с белыми и
красными – гомозиготными.
Презентация к уроку " Взаимодействие генов" 9-10 класс
Р АА х Аа
красная розовая
Гаметы А
А а
F 1 АА Аа
красная розовая
Ответ: 50% - красные, 50 %
розовые
Презентация к уроку " Взаимодействие генов" 9-10 класс
Взаимодействие
аллельных генов
Кодоминирование
• При кодоминировании (гетерозиготный
организм содержит два разных
доминантных аллеля, например А1 и
А2 или JA и JB), каждый из
доминантных аллелей проявляет свое
действие, т.е. участвует в проявлении
признака.
• Расщепление по фенотипу в F2
1:2:1
Взаимодействие аллельных генов
Презентация к уроку " Взаимодействие генов" 9-10 класс
Наследование групп
крови человека системы
генотип
j j
J A JA , JA j
JB JB , JB j
JA JB
АВ0
группа
I (0)
II (A)
III (B)
IV (AB)
Презентация к уроку " Взаимодействие генов" 9-10 класс
Р
G
F1
II
группа
JA J0
JA J0
III
группа
JB J0
JB J0
х
JA J0
JA JB
JB J0
J0 J0
II
группа
IV
группа
III
группа
I
группа
Примером кодоминирования служит IV группа крови человека в
системе АВО: генотип –JA, JB, фенотип – АВ, т.е. у людей с IV
группой крови в эритроцитах синтезируется и антиген А (по
программе гена JA), и антиген В (по программе гена JB).
Презентация к уроку " Взаимодействие генов" 9-10 класс
ЗАДАЧА
У мальчика I группа крови, у его сестры – IV.
Что можно сказать о группах крови их
родителей?
Решение: 1. генотип мальчика – j j, следовательно каждый
из его родителей несет ген j.
2. Генотип его сестры – JАJВ , значит один из её
родителей несет ген JА , и его генотип JА j (II группа), а
другой родитель имеет ген JВ , и его генотип JВ j
( III группа крови).
Ответ: у родителей I и III группы крови.
Презентация к уроку " Взаимодействие генов" 9-10 класс
Эпистаз
Взаимодействие
неаллельных генов
• Подавление проявления генов одной
аллельной пары генами другой.
• Гены, подавляющие действие других
неаллельных генов, называются
супрессорами (подавителями).
• Доминантный эпистаз (расщепление по
фенотипу 13:3) и рецессивным
(расщепление по фенотипу 9:3:4)
Взаимодействие неаллельных генов
Презентация к уроку " Взаимодействие генов" 9-10 класс
Эпистаз
Доминантный
Рецессивный
Расщепление
по фенотипу в
F2 13:3
Расщепление
по фенотипу в
F2 9:3:4
Наследование окраски
оперения кур
Наследование окраски
шерсти домовых
мышей
Эпистаз
Презентация к уроку " Взаимодействие генов" 9-10 класс
Доминантный эпистаз
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.