презентация к уроку химии 10 класс Углеводы

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 08.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация составлена с расчетом на два урока по темам: «Моносахариды», «Полисахариды». Уроки по изучению новой темы проходят в начале изучения нового класса соединений – гетероциклических соединений. Ученики уже имеют понятие о соединениях циклического строения, в частности о гомоциклических соединениях – циклоалканах и аренах. Поскольку тема довольно сложна в понимании, материал представленный на слайдах снабжен большим количеством рисунков и схем, разобраться с которыми, и предстоит ученикам на данных уроках. Главной целью данного урока является создание условий для формирования понятий о гетероциклах и представителях этого класса соединений - углеводов; для формирования умений выделять главное в предложенном материале, умений анализировать и выбирать необходимую для себя информацию.
Иконка файла материала Углеводы .ppt



«Нельзя объять необъятное»
Козьма Прутков

углеводы

Аникина Наталья Николаевна –
учитель химии
ГБОУ СОШ с.Кротково

Углеводы в природе


Углеводы – природные соединения, большая часть которых имеет состав:
Сn(H2O)m
Первые изученные углеводы имели сладкий вкус – отсюда второе название этого класса веществ – сахара или сахариды.

Углеводы составляют основную массу органического вещества нашей планеты.
Ежегодно растения Земли с помощью фотосинтеза создают около 200 миллиардов тонн органического вещества (90% -водоросли и 10% - растения).

Напишите уравнение реакции фотосинтеза.


Использовать углеводы человек начал очень давно – с тех пор, когда научился перерабатывать дикорастущую флору Земли.
Изготовление хлопчатобумажных тканей, переработка древесины, виноделие, изготовление бумаги и бездымного пороха – все это связано с переработкой углеводсодержащего растительного сырья.

Переработка растительных продуктов начала закладываться еще в середине XVII в.
Однако только в середине XVIII в. начала зарождаться химия углеводов как наука.

Классификация углеводов

Углеводы

Простые
(моносахариды)

Сложные

Олигосаха-
риды

Поли-
сахариды

Пентозы

Гексозы

рибоза

дезокси-
рибоза

глюкоза

фруктоза

крахмал

гликоген

Клетчатка
(целлюлоза)

сахароза

Моносахариды

Глюкоза (виноградный сахар) С6Н12О6

Глюкоза обяза-
тельный компо-
нент крови,поэто-
му ее называют
«сахаром крови»

Глюкоза – ценное питательное вещество

В организме она окисляется с выделением энергии:



В ряде производств применяют ее в качестве восстановителя.

Глюкозу часто используют в кондитерском производстве. Она идет на изготовление карамели, пряников, мармелада и т.д.

С6Н12О6 + 6О2 = 6СО2 + 6Н2О + энергия

Внутримолекулярная циклизация глюкозы

Равновесная изомерия глюкозы в растворе









В результате образуется глюконовая кислота. Лекарственный препарат глюконат кальция – соль этой кислоты.

Окисляется гидроксидом меди (II) в щелочной
среде при нагревании

Брожение глюкозы

Спиртовое брожение
Под действием ферментов, вырабатываемых некоторыми микроорганизмами, глюкоза подвергается брожению. Под действием дрожжей происходит спиртовое брожение, используемое в виноделии, пивоварении.

Молочнокислое брожение
Лежит в основе производства молочнокислых продуктов, в том числе сыра, а также силоса.


Напишите уравнения
реакций спиртового и
молочнокислого
брожения.

При восстановлении (гидрировании) глюкозы образуется шестиатомный спирт сорбит, используемый как заменитель сахара для больных сахарным диабетом.


Напишите уравнение реакции гидрирования глюкозы.









Из глюкозы получают витамин С (аскорбиновую кислоту), отсутствие или недостаток которого вызывает тяжелое заболевание – цингу.

Восстановление глюкозы

Фруктоза (фруктовый сахар)



Изомер глюкозы.
Отличие – вместо альдегидной группы содержит карбонильную (кетонную) группу.
Фруктоза – кетоноспирт.


СН2ОН
С=О
НО-С-Н
Н-С-ОН
Н-С-ОН
СН2ОН
Смесь равных количеств глюкозы и фруктозы составляет основную часть пчелиного меда.

Какого цвета хлорофилл?
В каких частях растения содержится фруктоза?
Больше или меньше 7 рН: а)силоса? б)простокваши?
Что слаще – мед или сахар? Почему?
К какому классу органических соединений относится молочная кислота?

Ответьте на вопросы:

Полисахариды

Дисахарид – сахароза С12Н22О11, которую
в зависимости от природного источника,
называют свекловичным или тростниковым
сахаром.





Молекулы дисахаридов можно представить как продукты конденсации двух молекул моносахаридов с отщеплением молекулы воды от двух гидроксильных групп.
Напишите уравнение гидролиза сахарозы, обратную представленной на схеме.

Крахмал, гликоген, клетчатка - полисахариды на основе глюкозы







Степень полимеризации (n) в молекулах полисахаридов различна.

(С6Н10О5)n
Для крахмала n от 200 до 2000
Крахмал образуется из глюкозы в растениях и в таком виде запасается в семенах (зернах), клубнях.

крахмал

Качественная реакция на крахмал

Гидролиз крахмала

Полный гидролиз – до образования глюкозы.
Частичный гидролиз – до образования декстрин (продуктов с меньшей молекулярной массой, чем крахмал).
Сладковатый вкус хлебной корочки, плотная блестящая пленка на проглаженном крахмальном белье – обусловлены декстринами.


Крахмал – основной углевод нашего питания.
Частичный гидролиз начинается уже при пережевывании пищи и продолжается в желудке и кишечнике под влиянием фермента – амилазы.

Образующаяся глюкоза всасывается через стенки тонкого кишечника в кровь и идет на питание всех тканей организма.

В организме млекопитающих углеводы запасаются в печени и скелетной мускулатуре в виде «животного крахмала» - гликогена. Его строение анало- гичное крахмалу, но с большей молеку- лярной массой и большей степенью разветвленности цепи.

Обладает еще большей молекулярной массой
6 млн в льне, 1 ,7 млн в хлопке.

Ее молекулы вытянуты.
Если они располагаются параллельно друг другу, как в льне, конопле, хлопке, то образуют натуральные волокна.
Переплетенные, перепутанные волоконца целлюлозы составляют основу бумаги.
Выделение целлюлозы из древесины – основа бумажного производства.

целлюлоза

В организмах многих животных и человека целлюлоза не гидролизуется (нет необходимого катализатора) – поэтому не может служить им пищей.
Но такой катализатор вырабатывается некоторыми микроорганизмами, живущими в желудках жвачных животных и некоторых насекомых (термитов), а также в почве.




В то же время существуют промышленные способы гидролиза целлюлозы.

(С6Н10О5)n nC6H12O6
2nC2H5OH + 2nCO2

Сравните с уравнением реакции спиртового брожения глюкозы.

Продукты гидролиза целлюлозы

Алебастр Скипидар Метанол

Углекислота Сухой лед
Древесина

Этиловый спирт Дрожжи белковые

Изобутиловый и изоамиловый
спирт

Реакции этерификации

Полисахариды с одной стороны – полиэфиры, с другой – многоатомные спирты.
ОН
( С6Н7О2 ОН )n
ОН
Напишите реакции образования сложных эфиров с азотной и уксусной кислотами. Назовите полученные вещества.

Бумага - важнейший элемент человеческой культуры, основа просвещения и воспитания человека.

Бумага была получена Цай Лунем во II веке в Китае.
Только в VI в. Бумага смогла проникнуть в Центральную Азию.
В Европе бумага появилась в XII в. Американского континента бумага достигла только в XVII в.

Россия закупала бумагу гораздо раньше, чем начала производить сама. Один из документов подтверждает покупку бумаги в 1299 г.
Если же верить рукописной библии, написанной в 1280 г., то бумага на Руси появилась еще раньше.

Углеводы могут обеспечить человечество всем необходимым до тех пор пока светит солнце.


Человек на Земле – не паразит или иждивенец, не грабитель, но рачительный хозяин, заботящийся о своем доме для себя и своих детей.

Как классифицируются углеводы?
В чем их отличие друг от друга если формула их одинакова?
Каково значение углеводов в жизни человека?

Спасибо за работу!