Презентация к уроку литературы "М.А.Булгаков и его мистический роман" (11 класс)
Оценка 4.6
Интерактивная доска
ppt
русская литература
11 кл
10.02.2017
Презентация к уроку литературы в 11 классе включает в себя материал, касающийся спорных точек зрения, высказанных в адрес самого писателя и его произведения. И такие разные суждения неизбежно заставляют самих учащихся задуматься о собственном восприятии мистического романа М.А.Булгакова. С этого и начинается выстраивание оценки и отношения к автору, его пророческой книге, героям, в которых открываются неожиданные параллели Света и Тьмы.
Булгаков и его мистический роман.ppt
Презентация к уроку литературы "М.А.Булгаков и его мистический роман" (11 класс)
Презентация к уроку литературы "М.А.Булгаков и его мистический роман" (11 класс)
Биографическая разминка
1. В каком году М. А Булгаков окончательно бросил
«звание лекаря с отличием» и перешел в
литературу?
2. Вспомните год создания и подзаголовок повести
3. Какие пьесы М. А. Булгакова были поставлены во
«Собачье сердце».
МХАТе в 20годы?
4. Годы работы над романом «Мастер и Маргарита».
5. Известно, что М. А. Булгаков благоговел перед
Гоголем. Думая о Гоголе, он воскликнул, обращаясь
к нему, как к учителю, в одном из своих писем: «…
Укрой меня своей чугунной шинелью!». Каким
образом сбылось это изречение писателя?
Презентация к уроку литературы "М.А.Булгаков и его мистический роман" (11 класс)
Введение в тему:
Введение в тему:
«Богоборчество»
«Богоборчество»
«Свержение дьявола
«Свержение дьявола
с пьедестала»
с пьедестала»
«Чистая
«Чистая
гностика»
гностика»
Презентация к уроку литературы "М.А.Булгаков и его мистический роман" (11 класс)
Богоборчество
Богоборчество
протоиерей Лев Лебедев и преподаватель Московской Духовной академии
Михаил Дунаев считают недопустимым для верующих православных людей
чтение романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», обвиняя автора в
богоборчестве.
Вызывают ли у вас
Вызывают ли у вас
М. Дунаев: роман Булгакова весь пропитан мистикой «Черной мессы»;
истинное глубинное содержание романа составляет кощунственная
пародия на сакральное общение Церкви с Христом. Роман посвящен
Сатане, прибывшему в Москву для свершения «черной мессы».
возражения подобные
возражения подобные
суждения?
суждения?
Священник Родион: пагубное влияние оказывает чтение литературы,
написанной «страстными, неочищенными людьми, от которых человек
может заразиться их страстями»; эпизоды, что современный
читатель
себя
двусмысленность: дескать «союз с дьяволом… привлекательнее, чем
союз с Богом».
считает комическими, безобидными, несут
в
Презентация к уроку литературы "М.А.Булгаков и его мистический роман" (11 класс)
Свержение дьявола с
Свержение дьявола с
пьедестала
пьедестала
В масонской литературе дьявола называют
Мастером, Великим Архитектором природы;
Представление церкви: Сатана силен, горд,
страшен, от него все пороки, зло, искушение.
Булгаковский Воланд горд и силен, но
страшен ли? Он искушает, но с какой целью?
Сатана призван напомнить человеку о
необходимости следовать добру, истине,
совести.
Презентация к уроку литературы "М.А.Булгаков и его мистический роман" (11 класс)
Гностицизм
Гностицизм
Гностицизм – учение, допускающее смешение понятий и образов,
восходящих к самым разным истокам – христианству, иудаизму,
платонизму, первобытной культуре, пифагорейству, зороастризму и т.д.)
У христиан знание исходит прежде всего из веры в Бога, у гностиков – из веры
в себя, свой разум.
Зло для гностиков естественно. Если в христианском учении Бог дал человеку
свободу выбора между добром и злом, то гностиками зло признается как бы
двигателем человека. Иисус Христос для них – просто учитель, человек.
Следуя эти идеям, Булгаков создал своеобразную энциклопедию сатанизма.
(?)
Презентация к уроку литературы "М.А.Булгаков и его мистический роман" (11 класс)
Почему, зачем, откуда
зло?
Если есть Бог, то как
может быть зло?
Если есть зло, то как
может быть Бог?
М. Лермонтов
Презентация к уроку литературы "М.А.Булгаков и его мистический роман" (11 класс)
Проблематика романа
В основе романа – осмысление устоев
общества 30х годов двадцатого века, попытка
разобраться в противоречивом времени.
Что такое истина
Художник и
общество
Человек и власть
Презентация к уроку литературы "М.А.Булгаков и его мистический роман" (11 класс)
ИСТОРИЯ РОМАНА
ИСТОРИЯ РОМАНА
«ЗАКАТНЫЙ» РОМАН,
«ЗАКАТНЫЙ» РОМАН,
ОПЛАЧЕННЫЙ
ОПЛАЧЕННЫЙ
ЖИЗНЬЮ
ЖИЗНЬЮ
Презентация к уроку литературы "М.А.Булгаков и его мистический роман" (11 класс)
Михаил Афанасьевич и Елена
Сергеевна Булгаковы
«Когда в конце болезни он уже почти потерял речь, у него выходили иногда
только концы слов или начала слов, вспоминала Елена Сергеевна Булгакова. –
Был случай, когда я сидела около него, как всегда, на подушке
на полу, возле изголовья его кровати, он дал мне понять, что ему
чтото нужно, что он чегото хочет от меня.
Я предлагала ему лекарство, питье, но поняла ясно, что не в
этом дело. Тогда я догадалась и спросила: «Твои вещи?» Он
кивнул с таким видом, что и «да» и «нет». Я сказала: «Мастера
и Маргариту»? Он, страшно обрадованный, сделал знак головой,
что «да, это». И выдавил из себя два слова: «Чтобы знали, чтобы
знали».
Презентация к уроку литературы "М.А.Булгаков и его мистический роман" (11 класс)
1928
Замысел
Первоначально
роман о Дьяволе,
без Мастера и
Маргариты
Заключительная
1936
глава
1929
Начало
работы
1930
сжёг
рукопись
1936
Название
романа
1928 – 1938
8 редакций
1931 – 1932
Продолжение
работы,
появление образов
Мастера
и Маргариты
1940
Редактирование ,
переписывание
Опубликован впервые в журнале «Москва» в 1966–1967 г.г.
Презентация к уроку литературы "М.А.Булгаков и его мистический роман" (11 класс)
ЖАНР РОМАНА
ЖАНР РОМАНА
? РОМАНПЕРЕВЕРТЫШ ?
? РОМАНПЕРЕВЕРТЫШ ?
БЫТОВОЙ
БЫТОВОЙ
Несоответствие идеалов и весьма неприглядной
Несоответствие идеалов и весьма неприглядной
ФАНТАСТИЧЕСКИЙ
ФАНТАСТИЧЕСКИЙ
реальности, желаемого и действительного
реальности, желаемого и действительного
АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ
АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ
ФИЛОСОФСКИЙ
ФИЛОСОФСКИЙ
ЛЮБОВНОЛИРИЧЕСКИЙ
ЛЮБОВНОЛИРИЧЕСКИЙ
САТИРИЧЕСКИЙ
САТИРИЧЕСКИЙ
Презентация к уроку литературы "М.А.Булгаков и его мистический роман" (11 класс)
Жанр
определен М. А. Булгаковым как
фантастический роман
Но:
4 сюжетные линии
философская
любовная
мистическая
сатирическая
Презентация к уроку литературы "М.А.Булгаков и его мистический роман" (11 класс)
РЕФЛЕКСИЯ:
РЕФЛЕКСИЯ:
КАКУЮ РОЛЬ ИГРАЕТ
КАКУЮ РОЛЬ ИГРАЕТ
МНОГОЖАНРОВОСТЬ?
МНОГОЖАНРОВОСТЬ?
ВЫЙТИ ЗА РАМКИ ТРАДИЦИЙ;
ВЫЙТИ ЗА РАМКИ ТРАДИЦИЙ;
ПОДЧЕРКНУТЬ ЗНАЧИМОСТЬ ТЕМ;
ПОДЧЕРКНУТЬ ЗНАЧИМОСТЬ ТЕМ;
В РОМАНЕ ВСЕ ПЕРЕПЛЕТЕНО ТАК ЖЕ
В РОМАНЕ ВСЕ ПЕРЕПЛЕТЕНО ТАК ЖЕ
ТЕСНО, КАК И В ЖИЗНИ.
ТЕСНО, КАК И В ЖИЗНИ.
Презентация к уроку литературы "М.А.Булгаков и его мистический роман" (11 класс)
КОМПОЗИЦИЯ РОМАНА
КОМПОЗИЦИЯ РОМАНА
«РОМАН В РОМАНЕ»
«РОМАН В РОМАНЕ»
«ОТРАЖЕНИЕ» СУДЕБ
1. 1. «ОТРАЖЕНИЕ» СУДЕБ
22. . СВЯЗЬ ВРЕМЕН
СВЯЗЬ ВРЕМЕН
3. ПЕРЕСЕЧЕНИЕ МОТИВОВ
3. ПЕРЕСЕЧЕНИЕ МОТИВОВ
Презентация к уроку литературы "М.А.Булгаков и его мистический роман" (11 класс)
Композиция романа
Роман в романе
Роман М. Булгакова
Роман Мастера
• Переплетение двух пластов времени
Библейский, 1 век н. э.
Современность Булгакова
( 30е годы 20 в.)
Презентация к уроку литературы "М.А.Булгаков и его мистический роман" (11 класс)
Реальное
Москва
20 – 30 годы
ХХ века
Библейское
(мифологическое)
Ершалаим
1 год н.э.
Фантастическое
Перемещение
во времени и
Пространстве
(Воланд и его свита)
Презентация к уроку литературы "М.А.Булгаков и его мистический роман" (11 класс)
Многоплановая
(современность, мифология, фантастика)
Принцип зеркального отражения
«роман в романе»
Система внутренних соответствий
(события библейские – современным,
географические места, погодные
условия, система исторических
Система сюжетных двойников
Пейзаж (образы – символы)
прототипов, временные рамки событий)
Презентация к уроку литературы "М.А.Булгаков и его мистический роман" (11 класс)
Зеркальное отражение:
•Ершалаим - Москва. Есть общий мотив в
описании этих двух городов в двух столь
непохожих романах. Почти в одних и тех
же выражениях описаны два города (тучи,
гроза, тьма, пришедшая с запада…);
•Толпа в мире античном и современном.
Сравните
толпы
любопытных, идущих смотреть на казнь
(глава 16), и толпы, образующей очередь
в Варьете (глава 17), описание вечера в
ресторане "Грибоедов" и бала у Сатаны.
•Дом Грибоедова
Безудержное
совпадает с описанием пира мертвецов.
- бал у Сатаны.
ресторане
изображение
веселье
в
Презентация к уроку литературы "М.А.Булгаков и его мистический роман" (11 класс)
ФИЛОСОФИЯ РОМАНА
ФИЛОСОФИЯ РОМАНА
ТРИ «МИРА» РОМАНА БУЛГАКОВА
ТРИ «МИРА» РОМАНА БУЛГАКОВА
ОБРАЗЫ, СВЯЗУЮЩИЕ «МИРЫ»;
«МИРЫ»;
ОБРАЗЫ, СВЯЗУЮЩИЕ
ТЕМЫ, СВЯЗУЮЩИЕ «МИРЫ»;
ТЕМЫ, СВЯЗУЮЩИЕ «МИРЫ»;
«ВОПРОСЫ», СВЯЗУЮЩИЕ «МИРЫ»
«ВОПРОСЫ», СВЯЗУЮЩИЕ «МИРЫ»
Презентация к уроку литературы "М.А.Булгаков и его мистический роман" (11 класс)
КОСМИЧЕСКИЙ
КОСМИЧЕСКИЙ
МИРМИР
ЗЕМНОЙ МИР
ЗЕМНОЙ МИР
Презентация к уроку литературы "М.А.Булгаков и его мистический роман" (11 класс)
Философия Трёх Миров
Философия Трёх Миров
Библейский Мир
Библейский Мир
Космический Мир
Библейский Мир
Космический Мир
Земной Мир
Земной Мир
Космический Мир
Земной Мир
Презентация к уроку литературы "М.А.Булгаков и его мистический роман" (11 класс)
СИСТЕМА ОБРАЗОВ
определяется сюжетными линиями романа:
философская
Понтий Пилат и Иешуа Га
Ноцри
любовная
Мастер и Маргарита
мистическая
сатирическая
Воланд и его свита
Москва и москвичи
Москва и москвичи
Презентация к уроку литературы "М.А.Булгаков и его мистический роман" (11 класс)
«Московские главы».
Сатирическое изображение современности Булгаковым.
Презентация к уроку литературы "М.А.Булгаков и его мистический роман" (11 класс)
Каковы
исторические
реалии
российской
действительности
20 30 г.г. ХХ
века? Как они
отражаются в
романе.
Презентация к уроку литературы "М.А.Булгаков и его мистический роман" (11 класс)
Презентация к уроку литературы "М.А.Булгаков и его мистический роман" (11 класс)
Зачем автору понадобилось соединять сатиру,
обличающую пороки современной жизни с
фантастикой и даже мистикой?
Презентация к уроку литературы "М.А.Булгаков и его мистический роман" (11 класс)
С какой целью
Воланд посещает
Москву?
Что предпринимает
он с целью ревизии
людских душ?
В чём особенность
поведения Воланда в
московских главах
романа?
Какова роль
1, 12 и 18 глав романа?
Презентация к уроку литературы "М.А.Булгаков и его мистический роман" (11 класс)
Художественная функция образа Воланда
Художественная функция образа Воланда
в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
(«… так кто ж ты, наконец?»)
(«… так кто ж ты, наконец?»)
особенность
художественной
функции образа
В чём
Воланда?
Каковы
традиционные
изображения
дьявола в
литературе?
Презентация к уроку литературы "М.А.Булгаков и его мистический роман" (11 класс)
Охарактеризуйте свиту Воланда,
пользуясь материалами
энциклопедии.
«Распоряжений никаких не
будет – вы исполнили всё, что
могли, и более в вшах услугах
я пока не нуждаюсь. Можете
отдыхать».
«исполнила»
Что
свита
Воланда за 4 дня пребывания
в Москве? ( Стёпа Лиходеев (гл.7.),
Варенуха (гл. 10, 14), Никанор Иванович
Босой (гл. 9), Поплавский, буфетчик
Соков
(гл.24, 27),
история с костюмом и песней «Славное
море, священный Байкал» (гл. 17, 27).
(гл.18), Аннушка
Презентация к уроку литературы "М.А.Булгаков и его мистический роман" (11 класс)
•Иешуа ГаНоцри Мастер. Они обретают каждый свою истину,
они не знают, не понимают, не угадывают своих предателей, не
имеют поначалу единомышленников.
•Каифа Берлиоз. Антагонистом Иешуа в романе Мастера
является "исполняющий обязанности президента Синедриона
первосвященник иудейский Иосиф Каифа", а антагонистом
Мастера в романе о Мастере является Михаил Александрович
Берлиоз.
•Иуда из Кириафа Алоизий Могарыч. Иуда ив Кириафа получил
30 тетрадрахм, Алоизий Могарыч "комнату" Мастера. В обоих
случаях стимулом предательства был материальный интерес,
который Воланд считает определяющим основанием поведения
людей.
•Левий Матвей Иван Николаевич Понырев. Ученик Иешуа Га
Ноцри Левий Матвей, Мастера Иван Николаевич Понырев.
Оба ученика сначала были очень далеки от позиции своих
учителей, Левий был
антирелигиозным поэтом.
"сборщиком податей", Понырев
Презентация к уроку литературы "М.А.Булгаков и его мистический роман" (11 класс)
«ОТРАЖЕНИЕ» СУДЕБ
«ОТРАЖЕНИЕ» СУДЕБ
БУЛГАКОВ МАСТЕР ИЕШУА
БУЛГАКОВ МАСТЕР ИЕШУА
МОСКВА ЕРШАЛАИМ
МОСКВА ЕРШАЛАИМ
Презентация к уроку литературы "М.А.Булгаков и его мистический роман" (11 класс)
Презентация к уроку литературы "М.А.Булгаков и его мистический роман" (11 класс)
Презентация к уроку литературы "М.А.Булгаков и его мистический роман" (11 класс)
Презентация к уроку литературы "М.А.Булгаков и его мистический роман" (11 класс)
Презентация к уроку литературы "М.А.Булгаков и его мистический роман" (11 класс)
Презентация к уроку литературы "М.А.Булгаков и его мистический роман" (11 класс)
Презентация к уроку литературы "М.А.Булгаков и его мистический роман" (11 класс)
Презентация к уроку литературы "М.А.Булгаков и его мистический роман" (11 класс)
Презентация к уроку литературы "М.А.Булгаков и его мистический роман" (11 класс)
Презентация к уроку литературы "М.А.Булгаков и его мистический роман" (11 класс)
Презентация к уроку литературы "М.А.Булгаков и его мистический роман" (11 класс)
Презентация к уроку литературы "М.А.Булгаков и его мистический роман" (11 класс)
Презентация к уроку литературы "М.А.Булгаков и его мистический роман" (11 класс)
Презентация к уроку литературы "М.А.Булгаков и его мистический роман" (11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.