Презентация к уроку литературы на тему "Маленькие трагедии" А.С.Пушкина

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 15.05.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация "Маленькие трагедии" А.С.Пушкина" может быть использована на уроке литературы в 9 классе. Содержит информационный и иллюстративный материал, помогающий учащимся осмыслить содержание цикла. Центральное место в презентации отводится анализу трагедии "Моцарт и Сальери". Может быть использована при обучении детей с ОВЗ
Иконка файла материала Маленькие трагедии.pptx
А.С.Пуш кин е «Маленьки трагедии»
«Маленькие трагедии»: – «Скупой рыцарь»; – «Моцарт и Сальери»;  – «Каменный гость»;  – «Пир во время чумы». «Маленькие трагедии», включающие четыре  произведения, были написаны в так  называемый Болдинский период.
Главной идеей цикла является  попытка показать цельность  нравственных законов.      Пушкин демонстрирует нам  различные дороги, по которым люди  нередко отходят от нравственных  законов. В результате Александр  Сергеевич показывает, что итогом  отступления от даже самых  незначительных, нравственных законов  является утрата самого ценного в  жизни — смысла своего бытия и  существования.
«Скупой рыцарь» В герое трагедии «Скупой  рыцарь» соединяется  несоединимое: он скупой и  рыцарь. Рыцарем овладевает  иссушающая его страсть к  деньгам. Почему это  оказалось возможным?  В  монологе барона, героя  трагедии, открывается тайна  его страсти.
Барон тянется к деньгам не как скряга, а как жаждущий власти. Деньги становятся источником и символом власти – и оттого они для барона, для рыцаря, так сладостны.
Всё это знамение  времени, трагедия века,  когда из­за денег  порываются все самые  близкие, в том числе и  кровные узы: сын идет на  отца, отец – на сына      Трагедия недаром  заканчивается такими  словами: «Ужасный век, ужасные  сердца!»
«Моцарт и Сольери»
Трагедию «Моцарт и Сальери»  можно отнести к классицизму.       Действие происходит в очень  короткий промежуток времени,  события развиваются  последовательно.       Так соблюдается единство  времени, места и действия.       Известно, что первоначально  пьеса носила название «Зависть».  Исследованию и обличению этого  порока она и была посвящена.
Сюжет трагедии основан на легенде, в соответствии с  которой композитор Сальери из зависти отравил великого  Моцарта. Эта легендарная история определяет внешний  план пушкинской трагедии.     Её внутренний план – художественное исследование  зависти как ещё одной страсти, играющей столь роковую   роль в жизни человека.
Произведение состоит всего из двух сцен.  Но, несмотря на краткость, Пушкин  поднимает здесь глубокие вопросы,  раскрывает трагедию человеческой  души, проникает в психологию своих  героев.  Дружба, творчество, отношение к миру и  себе, понятие о таланте и гениальности –  все это переплетено и приправлено острым  драматическим конфликтом.
В пьесе всего три действующих  лица: Сальери, Моцарт и слепой  скрипач. Все герои  произведения – вымышленные.  Они лишь условно совпадают с  реально жившими в XVIII веке  композиторами.  Пушкин использовал легенду об  отравлении Моцарта, чтобы  показать, как зависть  иссушает душу человека и  приводит его к  преступлению.
Центральная фигура трагедии – Сальери. Долгим и трудным был его путь к славе. С детских лет влюбленный в музыку, умеющий тонко чувствовать ее красоту, Сальери всю жизнь положил на алтарь искусства, отказался от других занятий и радостей. Он упорно трудился, чтобы изучить все тайны музыки, освоить законы ее создания. «Ремесло поставил я подножием искусству», – признается герой.
«Звуки умертвив,  музыку я разъял,  как труп», – говорит  композитор. Благодаря своему усердию Сальери удалось подняться на  вершину известности. Он научился создавать произведения  по правилам гармонии, но в его творениях нет подлинной  жизни, «божественной искры».
Сальери считает искусство  делом избранных.  Он с презрением смотрит на  простых людей, которые не  относятся к музыкальной  элите. До тех пор, пока в  окружении Сальери находятся  такие же талантливые  «трудяги» как он, композитор  счастлив и спокоен.  Ему не приходит в голову  завидовать славе тех, кто  добился признания таким же  путем.
Но вот появляется Моцарт.  Его музыка легка, радостна, свободна и настолько  прекрасна, что никто не может создать подобное. И в  сердце Сальери черной змеей вползает зависть.
Главный интерес трагедии Пушкина в  образе Сальери. В Моцарте все прекрасно  и все ясно. Сальери же представляет собой  загадку, которую требуется разгадать.      Почему он сделался  завистником?     Как он мог убить Моцарта?
Он считает несправедливым, что  такой дар получен не в качестве  награды за преданность искусству  и огромный труд, а случайно, при  рождении.  Моцарт отмечен Богом, он гениален. Сальери видит это,  восхищается его музыкой: «Ты, Моцарт, Бог, и сам  того не знаешь». Но поведение гения никак не  соответствует его статусу. Сальери не может простить  легкий и веселый нрав Моцарта, его жизнелюбие, считает  друга «праздным гулякою» и «безумцем».
Искусство для Моцарта – сама  жизнь. Он творит не ради славы и  выгоды, а ради музыки. Но легкость, с  которой создаются произведения,  обманчива. Композитор говорит о  томившей его бессоннице, в  результате которой пришли «две–три  мысли». Моцарт берется писать на  заказ «Реквием», потому что  нуждается в деньгах.       Он искренне считает Сальери  другом, тут же причисляет к гениям и  его. Моцарт открыт и честен,  не допускает мысли о том, что  человек, посвятивший себя  светлым идеалам искусства,  способен на злодейство.
А Сальери уверен, что нельзя  называть свои блестящие  произведения «безделицей», нельзя  смеяться над тем, как слепой скрипач  коверкает твои прекрасные сочинения.  «Ты, Моцарт, не достоин сам  себя», – произносит свой приговор  Сальери. Он осознает, что завидует,  понимает всю низость этого чувства,  но пытается оправдать себя  рассуждениями о том, что гений  Моцарта бесполезен. Никто не сможет  ничему научиться у него, достичь его  высот. Гения необходимо  «остановить – не то мы все  погибли».
Сальери старается перед самим  собой оправдать свое злодеяние,  уверяет себя, что, убивая Моцарта,  он тем самым служит искусству,  так как Моцарт своим свободным,  легким творчеством, без упорного  труда и усилий, не поднимает  искусство, не приносит пользы  искусству.     Но как раз перед тем, как Сальери  бросает яд в чашу своего друга,  Моцарт в случайном разговоре  произносит фразу, поражающую  Сальери в самое сердце: ... гений и злодейство   Две вещи несовместные. .
Значит Сальери не гений?  В разговоре Моцарт  определяет настоящих  «служителей музыки»:  они не заботятся «о нуждах  низкой жизни», – они  целиком «предались  вольному искусству».   Нас мало избранных, счастливцев праздных, Пренебрегающих презренной пользой, Единого прекрасного жрецов.
Сальери завидует Моцарту, потому что ему дается все легко, потому что легок и крылат его гений, а самому Сальери приходится добиваться всего тяжелым трудом. И с завистью, которая явилась к Сальери как неожиданная для него страсть, он справиться не может. Его зависть мучительна для него самого.
Сальери хорошо знает цену Моцарту, он лучше других понимает его величие. И чем больше Сальери преклоняется перед Моцартом, тем больше ему завидует.
Вывод: Пушкин показывает, как губительна бывает для человека эта тайная страсть – зависть.
«Каменный гость»
В «Каменном госте» Пушкин  сопоставляет волю личности  одного человека и обще  нравственных законов.  Дон Гуан, герой­индивидуалист,  сознательно попирает все эти  законы. Это дает ему ощущение  собственной силы, воли и власти.
Принятие этих губительных  для многих свойств дает Дон  Гуану возможность осознанного  противопоставления их Божьему  промыслу.       Ухаживая за Донной Анной,  вдовой убитого человека, он  преследует цель соревнований с  самим Богом.       Итогом своевольного  поведения и попытки состязания  с Богом является высшее  наказание в лице Статуи.
Изучение человека в его страстях, в крайних и самых потаенных проявлениях его противоречивой натуры – вот что больше всего интересует Пушкина, когда он работает над «маленькими трагедиями».
«Пир во время чумы» Лондон во время ужасной чумной эпидемии 1665 года. Город объят ужасом и скорбью от множества смертей. Но посреди одной из улиц, за накрытым столом беззаботно пируют несколько мужчин и женщин. Посреди страшной беды эти распутники решили забыться, напоказ всем погрузившись в кощунственные наслаждения.
Пушкин вкладывает в уста Вальсингаму одно из самых проникновенных своих стихотворений. Грозная чума, подобно суровой зиме, идёт на людей, стуча в окна не морозом, а могильной лопатой. Так давайте же не падать духом, а наперекор чуме «заварим» весёлые пиры и балы.
Он сочинил гимн чуме: …Есть упоение в бою, И бездны мрачной на краю, И в разъярённом океане, Средь грозных волн и бурной тьмы, И в аравийском урагане, И в дуновении Чумы.
«Маленькие трагедии» —  это философский  манифест Александра  Сергеевича, его  представление о смысле  жизни, вынашиваемые им  на протяжении всего его  творчества, но  отраженное только в  небольшом цикле  произведений.