Презентация "Маленькие трагедии" А.С.Пушкина" может быть использована на уроке литературы в 9 классе. Содержит информационный и иллюстративный материал, помогающий учащимся осмыслить содержание цикла. Центральное место в презентации отводится анализу трагедии "Моцарт и Сальери". Может быть использована при обучении детей с ОВЗ
А.С.Пуш
кин
е
«Маленьки
трагедии»
«Маленькие трагедии»:
– «Скупой рыцарь»;
– «Моцарт и Сальери»;
– «Каменный гость»;
– «Пир во время чумы».
«Маленькие трагедии», включающие четыре
произведения, были написаны в так
называемый Болдинский период.
Главной идеей цикла является
попытка показать цельность
нравственных законов.
Пушкин демонстрирует нам
различные дороги, по которым люди
нередко отходят от нравственных
законов. В результате Александр
Сергеевич показывает, что итогом
отступления от даже самых
незначительных, нравственных законов
является утрата самого ценного в
жизни — смысла своего бытия и
существования.
«Скупой рыцарь»
В герое трагедии «Скупой
рыцарь» соединяется
несоединимое: он скупой и
рыцарь. Рыцарем овладевает
иссушающая его страсть к
деньгам. Почему это
оказалось возможным? В
монологе барона, героя
трагедии, открывается тайна
его страсти.
Барон тянется к деньгам
не как скряга, а как
жаждущий власти.
Деньги становятся
источником и символом
власти – и оттого они для
барона, для рыцаря, так
сладостны.
Всё это знамение
времени, трагедия века,
когда изза денег
порываются все самые
близкие, в том числе и
кровные узы: сын идет на
отца, отец – на сына
Трагедия недаром
заканчивается такими
словами:
«Ужасный век, ужасные
сердца!»
Трагедию «Моцарт и Сальери»
можно отнести к классицизму.
Действие происходит в очень
короткий промежуток времени,
события развиваются
последовательно.
Так соблюдается единство
времени, места и действия.
Известно, что первоначально
пьеса носила название «Зависть».
Исследованию и обличению этого
порока она и была посвящена.
Сюжет трагедии основан на легенде, в соответствии с
которой композитор Сальери из зависти отравил великого
Моцарта. Эта легендарная история определяет внешний
план пушкинской трагедии.
Её внутренний план – художественное исследование
зависти как ещё одной страсти, играющей столь роковую
роль в жизни человека.
Произведение состоит всего из двух сцен.
Но, несмотря на краткость, Пушкин
поднимает здесь глубокие вопросы,
раскрывает трагедию человеческой
души, проникает в психологию своих
героев.
Дружба, творчество, отношение к миру и
себе, понятие о таланте и гениальности –
все это переплетено и приправлено острым
драматическим конфликтом.
В пьесе всего три действующих
лица: Сальери, Моцарт и слепой
скрипач. Все герои
произведения – вымышленные.
Они лишь условно совпадают с
реально жившими в XVIII веке
композиторами.
Пушкин использовал легенду об
отравлении Моцарта, чтобы
показать, как зависть
иссушает душу человека и
приводит его к
преступлению.
Центральная фигура
трагедии – Сальери.
Долгим и трудным был его
путь к славе. С детских лет
влюбленный в музыку,
умеющий тонко чувствовать
ее красоту, Сальери всю
жизнь положил на алтарь
искусства, отказался от
других занятий и радостей.
Он упорно трудился, чтобы
изучить все тайны музыки,
освоить законы ее
создания. «Ремесло
поставил я подножием
искусству», – признается
герой.
«Звуки умертвив,
музыку я разъял,
как труп», – говорит
композитор.
Благодаря своему усердию Сальери удалось подняться на
вершину известности. Он научился создавать произведения
по правилам гармонии, но в его творениях нет подлинной
жизни, «божественной искры».
Сальери считает искусство
делом избранных.
Он с презрением смотрит на
простых людей, которые не
относятся к музыкальной
элите. До тех пор, пока в
окружении Сальери находятся
такие же талантливые
«трудяги» как он, композитор
счастлив и спокоен.
Ему не приходит в голову
завидовать славе тех, кто
добился признания таким же
путем.
Но вот появляется Моцарт.
Его музыка легка, радостна, свободна и настолько
прекрасна, что никто не может создать подобное. И в
сердце Сальери черной змеей вползает зависть.
Главный интерес трагедии Пушкина в
образе Сальери. В Моцарте все прекрасно
и все ясно. Сальери же представляет собой
загадку, которую требуется разгадать.
Почему он сделался
завистником?
Как он мог убить Моцарта?
Он считает несправедливым, что
такой дар получен не в качестве
награды за преданность искусству
и огромный труд, а случайно, при
рождении.
Моцарт отмечен Богом, он гениален. Сальери видит это,
восхищается его музыкой: «Ты, Моцарт, Бог, и сам
того не знаешь». Но поведение гения никак не
соответствует его статусу. Сальери не может простить
легкий и веселый нрав Моцарта, его жизнелюбие, считает
друга «праздным гулякою» и «безумцем».
Искусство для Моцарта – сама
жизнь. Он творит не ради славы и
выгоды, а ради музыки. Но легкость, с
которой создаются произведения,
обманчива. Композитор говорит о
томившей его бессоннице, в
результате которой пришли «две–три
мысли». Моцарт берется писать на
заказ «Реквием», потому что
нуждается в деньгах.
Он искренне считает Сальери
другом, тут же причисляет к гениям и
его. Моцарт открыт и честен,
не допускает мысли о том, что
человек, посвятивший себя
светлым идеалам искусства,
способен на злодейство.
А Сальери уверен, что нельзя
называть свои блестящие
произведения «безделицей», нельзя
смеяться над тем, как слепой скрипач
коверкает твои прекрасные сочинения.
«Ты, Моцарт, не достоин сам
себя», – произносит свой приговор
Сальери. Он осознает, что завидует,
понимает всю низость этого чувства,
но пытается оправдать себя
рассуждениями о том, что гений
Моцарта бесполезен. Никто не сможет
ничему научиться у него, достичь его
высот. Гения необходимо
«остановить – не то мы все
погибли».
Сальери старается перед самим
собой оправдать свое злодеяние,
уверяет себя, что, убивая Моцарта,
он тем самым служит искусству,
так как Моцарт своим свободным,
легким творчеством, без упорного
труда и усилий, не поднимает
искусство, не приносит пользы
искусству.
Но как раз перед тем, как Сальери
бросает яд в чашу своего друга,
Моцарт в случайном разговоре
произносит фразу, поражающую
Сальери в самое сердце:
... гений и злодейство
Две вещи несовместные.
.
Значит Сальери не гений?
В разговоре Моцарт
определяет настоящих
«служителей музыки»:
они не заботятся «о нуждах
низкой жизни», – они
целиком «предались
вольному искусству».
Нас мало избранных, счастливцев праздных,
Пренебрегающих презренной пользой,
Единого прекрасного жрецов.
Сальери завидует
Моцарту, потому что
ему дается все легко,
потому что легок и
крылат его гений, а
самому Сальери
приходится добиваться
всего тяжелым трудом.
И с завистью, которая
явилась к Сальери как
неожиданная для него
страсть, он справиться
не может. Его зависть
мучительна для него
самого.
Сальери хорошо
знает цену Моцарту,
он лучше других
понимает его
величие. И чем
больше Сальери
преклоняется перед
Моцартом, тем
больше ему завидует.
Вывод:
Пушкин показывает, как
губительна бывает для
человека эта тайная
страсть – зависть.
В «Каменном госте» Пушкин
сопоставляет волю личности
одного человека и обще
нравственных законов.
Дон Гуан, геройиндивидуалист,
сознательно попирает все эти
законы. Это дает ему ощущение
собственной силы, воли и власти.
Принятие этих губительных
для многих свойств дает Дон
Гуану возможность осознанного
противопоставления их Божьему
промыслу.
Ухаживая за Донной Анной,
вдовой убитого человека, он
преследует цель соревнований с
самим Богом.
Итогом своевольного
поведения и попытки состязания
с Богом является высшее
наказание в лице Статуи.
Изучение человека в его
страстях, в крайних и самых
потаенных проявлениях его
противоречивой натуры – вот
что больше всего интересует
Пушкина, когда он работает над
«маленькими трагедиями».
«Пир во время чумы»
Лондон во время ужасной
чумной эпидемии 1665 года.
Город объят ужасом и
скорбью от множества
смертей. Но посреди одной
из улиц, за накрытым столом
беззаботно пируют несколько
мужчин и женщин. Посреди
страшной беды эти
распутники решили
забыться, напоказ всем
погрузившись в
кощунственные
наслаждения.
Пушкин вкладывает в уста
Вальсингаму одно из самых
проникновенных своих
стихотворений. Грозная чума,
подобно суровой зиме, идёт на
людей, стуча в окна не
морозом, а могильной лопатой.
Так давайте же не падать
духом, а наперекор чуме
«заварим» весёлые пиры и
балы.
Он сочинил гимн
чуме:
…Есть упоение в бою,
И бездны мрачной на
краю,
И в разъярённом
океане,
Средь грозных волн и
бурной тьмы,
И в аравийском
урагане,
И в дуновении Чумы.
«Маленькие трагедии» —
это философский
манифест Александра
Сергеевича, его
представление о смысле
жизни, вынашиваемые им
на протяжении всего его
творчества, но
отраженное только в
небольшом цикле
произведений.