Презентация к уроку литературы на тему "Жизнь и творчество С.Т. Аксакова
Оценка 4.8

Презентация к уроку литературы на тему "Жизнь и творчество С.Т. Аксакова

Оценка 4.8
Презентации учебные
ppt
русская литература +2
4 кл—5 кл
26.05.2017
Презентация к уроку литературы на тему "Жизнь и творчество С.Т. Аксакова
Данная презентация поможет узнать о жизни творчестве выдающегося русского писателя С.Т. Аксакова. Материал сделан в формате литературного журнала, каждая страница которого рассказывает о творчестве писателя, его детстве. В конце журнала помещены вопросы, которые помогут проверить знания. В презентации использованы иллюстрации ученицы гимназии.
Литературный журнал С.Т. Аксаков.ppt

Презентация к уроку литературы на тему "Жизнь и творчество С.Т. Аксакова

Презентация к уроку литературы на тему "Жизнь и творчество С.Т. Аксакова
1791­1859 1791­1859 г. Чистополь

Презентация к уроку литературы на тему "Жизнь и творчество С.Т. Аксакова

Презентация к уроку литературы на тему "Жизнь и творчество С.Т. Аксакова
МБОУ «Гимназия №1»  Чистопольского муниципального района Литературный журнал «Чародей слова» С.Т. Аксаков

Презентация к уроку литературы на тему "Жизнь и творчество С.Т. Аксакова

Презентация к уроку литературы на тему "Жизнь и творчество С.Т. Аксакова
Дорогие ребята! Вы раскрываете журнал, в котором  узнаете о жизни и  творчестве русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. Когда вы были совсем маленькими, мама пела вам колыбельные  песни и рассказывала сказки. Они созданы народом и дошли до нас из  глубины веков. Эти произведения устного народного творчества  передавались из поколения в поколение. Сказку ключницы Пелагеи об аленьком цветочке прекрасный  русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков помнил всю жизнь, а  записал только за год до смерти, будучи уже пожилым человеком. Это  чистая, красивая, добрая сказка со счастливым концом до сих пор  пользуется  популярностью у детей и даже взрослых. В конце журнала мы поместили вопросы. Попробуйте на них  ответить и проверить, хорошо ли вы знаете творчество русского  писателя.

Презентация к уроку литературы на тему "Жизнь и творчество С.Т. Аксакова

Презентация к уроку литературы на тему "Жизнь и творчество С.Т. Аксакова
Одним из главных и чудесных волшебников  мы должны считать прекрасного русского  писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. его книги, а в особенности «Детские годы Багрова­внука», не сравнишь ни с чем, кроме как с машиной времени…кудесник заставляет нас переживать происходящее так же точно и  так же непосредственно, как если бы с нами­то все и происходило.                                                          В.Солоухин  Первое знакомство с писателем Сергей Тимофеевич родился 1 октября 1791 года в Уфе, в небогатой, но старинной дворянской семье.  Детские годы будущий писатель провел в дедовском имении Ново­Аксакове, в радостном ощущении широкого  раздолья степных просторов. Отпрыск старинного дворянского рода, Аксаков, несомненно, имел в детстве живые  впечатления гордого семейного сознания этой родовитости. Герой прославившей его автобиографии, дедушка  Степан Михайлович, мечтал о внуке именно как о продолжателе "знаменитого рода Шимона" ­ сказочного варяга,  племянника короля норвежского, выехавшего в Россию в 1027 году.  Его отец, Тимофей Степанович Аксаков, с 16 лет был определён на военную службу. Он был  ординарцем к Суворову, но после отъезда Суворова из Оренбургского края в Петербург военная карьера Т.С.  Аксакова оказалась испорченной: за мнимую провинность он был по приказу какого­то генерала­немца жестоко  избит палками. Вся семья Аксаковых тяжко переживала это оскорбление её дворянского достоинства, и по  настоянию родных Тимофей Степанович вышел в отставку. Он поселился в Уфе и поступил на службу в земский  суд. Мать С. Т. Аксакова ­ Марья Николаевна, урождённая Зубова. Это была очень красивая, умная,  образованная женщина, деятельная и энергичная. М.Н. Зубова следила за новинками отечественной и иноземной  художественной литературы, вела переписку со многими видными современниками, среди которых можно назвать  просветителей Николая Ивановича Новикова и Адриана Федоровича Аничкова. После свадьбы Тимофей Степанович и Марья Николаевна поселились в доме отца М.Н. на Бельской улице  (где сейчас дом­музей). Но конфликты с хитрым дворецким кончились тем, что отец М.Н. ­Николай Федорович  Зубов предложил дочери купить дом в Голубиной слободе.

Презентация к уроку литературы на тему "Жизнь и творчество С.Т. Аксакова

Презентация к уроку литературы на тему "Жизнь и творчество С.Т. Аксакова
С. Т. Аксаков так писал о своей матери: «...Все по­тогдашнему умные и образованные люди, попадавшие в  Уфу, спешили познакомиться с М.Н., пленялись ею и никогда не забывали... Ученые и путешественники, посещавшие  новый и чудесный уфимский край, также непременно знакомились с М.Н. и оставляли письменные знаки удивления ее  красоте и уму».Дом деда С.Т. Аксакова по матери, Николая Федоровича Зубова, находится всего в нескольких  кварталах от Голубиной слободки. Если с домом в Голубиной слободке связаны только самые ранние, отрывочные и  еще не осознанные воспоминания С.Т. Аксакова, то дедовскому дому на улице Бельской он обязан своими самыми  теплыми, самыми светлыми воспоминаниями детства.                         «Мы  жили  тогда  в  губернском  городе  Уфе  и  занимали  огромный  деревянный  дом,  ­  находим  мы  на  первых  страницах  «Детских  лет  Багрова­ внука»,  ­  ...Дом  стоял  на  косогоре...  Парадное  крыльцо  имело  более  25­и  ступенек,  и  с  него  была  видна  р.  Белая  почти  во  всю  ширину.  Две  детские  комнаты  выходили  окошками  в  сад, и посаженная под  ними малина росла  так  высоко, что на целую четверть заглядывала к нам в окна...».           Теплота аксаковских воспоминаний объясняется еще и тем, что тогда  он только что перенес  тяжелую болезнь и после поездки в пригородную деревню  Зубовку  (ныне  село  Зубово  Уфимского  района)  быстро  поправлялся.  Зубовка  тоже навсегда осталась в его памяти, а как же иначе: к тому времени уже многие,  даже  доктора,  считали  его  нежильцом  ­  и  вдруг  дорога  в  Зубовку,  чудесные  пейзажи из окна кареты, сам деревенский воздух, запах сосновой и еловой смолы  в комнатах деревенского дома благотворно подействовали на него.

Презентация к уроку литературы на тему "Жизнь и творчество С.Т. Аксакова

Презентация к уроку литературы на тему "Жизнь и творчество С.Т. Аксакова
Еще в раннем детстве С. Т. Аксаков объездил с родителями окрестности Уфы.  Чудесная природа, окружающая город, по сути дела, и вылечила его. Наверное, прежде  всего отсюда его глубокая, сыновья любовь к ней. Быстро набираясь сил после тяжелой  болезни, впечатлительный от природы, Сережа А. жадно вбирал в себя все окружающее:  Белую под крутым берегом, дома напротив, прежде всего, конечно, сад. Много лет спустя, уже находясь в подмосковном имении Абрамцеве у реки  Вори, Аксаков пишет: Люблю я, зонтиком прикрытый, В речном изгибе, под кустом, Сидеть от ветра под защитой, Согретый теплым зипуном, ­ Сидеть и ждать с терпеньем страстным, Закинув удочки мои В зеленоватые струи В глубь Вори тихой и неясной... Казанский период в жизни С.Аксакова С. Т. Аксаков не является казанцем по рождению, но он провел здесь свои  гимназические и университетские (1800 ­1807) годы. В декабре 1799 года родители привозят мальчика в Казань. В январе 1801 года его  принимают в Первую Казанскую мужскую гимназию, но расставание с родными, особенно с  матерью, оказалось не под силу впечатлительному мальчику: он заболевает, и Мария Николаевна  забирает его домой в деревню. Лишь весной мальчик зачисляется в гимназию, теперь уже в  качестве вольноприходящего.  Воспитанием Аксакова много занимался  преподаватель гимназии Г.И.  Карташевский. Он руководит чтением  Аксакова, выписывает множество книг: сочинения М.В.  Ломоносова, Г.Р. Державина, И.И. Дмитриева и многих других. Читательские интересы Аксакова  формируются, прежде всего, под воздействием литературы XVIII века.

Презентация к уроку литературы на тему "Жизнь и творчество С.Т. Аксакова

Презентация к уроку литературы на тему "Жизнь и творчество С.Т. Аксакова
14 февраля 1805 года состоялось скромное открытие  Казанского университета. 22 февраля 1805 года учеников собрали в зале и  директор гимназии, он же и первый директор Казанского университета, И. Ф.  Яковкин прочитал им статьи указа, говорящие об обязанностях студентов.  Затем он огласил состав студентов, только что механически переведенных в  университет из старших гимназистов. Первым в списке стояло имя 14­ летнего Сергея Аксакова. Поэтому С. Т. Аксакова часто называют «первым  казанским студентом». Позднее, во время обучения в Казанском  университете, у Аксакова возникает потребность в литературном творчестве  и страстная привязанность к театру. Кроме театра и поэзии, Аксаков, с  детства любивший природу, рыбную ловлю и охоту, страстно увлекался в  Казанском университете собиранием коллекций бабочек (этому новому  влечению содействовали интересные лекции талантливого ученого  профессора К. Ф. Фукса.) Аксаков и его друг А. Панаев весь свой досуг  старались отдавать ловле бабочек, проводя целые дни в садах, лугах и  пригородных рощах. Встав еще до восхода солнца, они отправлялись за 6­7  км. от Казани, не обращая внимания ни на густую росу, ни на усталость.  Прелесть утра, красивые пейзажи, успех добычи заставили забыть все  трудности. «При первой возможности, ­ говорит автор, ­ мы с Панаевым отправлялись за город, посетили сад  Нееловский, Госпитальный и даже сад Чемесова». «Мы ходили с Панаевым также на пасеку и  находящиеся по обеим ее сторонам гористые места, или лучше сказать глубокие овраги, обраставшие  тогда молодым леском, за которым впоследствии утвердилось название Казанской Швейцарии, данное  нами, т.е. казанскими студентами. До сих пор эти места служат любимым местом для гуляний жителей  Казани».

Презентация к уроку литературы на тему "Жизнь и творчество С.Т. Аксакова

Презентация к уроку литературы на тему "Жизнь и творчество С.Т. Аксакова
С любовь и благодарностью за проведенные в Казани счастливые годы детства и юношества Аксаков  пишет в «Воспоминаниях» ­  «…Прощай, шумная, молодая, учебная жизнь! Прощайте, первые невозвратные годы юности!.. Ни свет, ни  домашняя жизнь со всеми их дрянностями еще не помрачали вашей ясности! Стены гимназии и университета,  товарищи ­ вот что составляло полный мир для меня». Молодые годы, проведенные в Казани, он по праву считает  лучшими в своей жизни. «Все, что сохранилось во мне доброго, ­ писал Аксаков, – считаю себя обязанным гимназии,  университету, общественному учению и тому живому началу, которое вынес я оттуда».  Накануне отъезда Аксаков прощался с друзьями: «Обнявшись длинной вереницей, исходили мы все комнаты,  аудитории и залы. Потом крепко, долго целовались. Толпа студентов и даже гимназистов высыпала проводить меня на  крыльцо. Я обернулся еще раз взглянуть на товарищей, на здание университета – и пустился почти бегом. За мной  неслись знакомые голоса: «Прощай, Аксаков, прощай!»

Презентация к уроку литературы на тему "Жизнь и творчество С.Т. Аксакова

Презентация к уроку литературы на тему "Жизнь и творчество С.Т. Аксакова
Начало творческого пути             Спустя некоторое время после окончания университета Аксаков обосновывается в  Петербурге. Служба в «Комиссии составления законов» оказалась недолгой, и спустя два года  молодой человек окончательно решает посвятить свою жизнь литературному труду. В  это время он  начинает писать стихи. Помимо оригинальных стихов из­под пера Аксакова выходили также и  переводы. Перевод комедии Мольера «Школа мужей» был положительно оценен современной ему  критикой. В 1843 году Аксаков приобретает имение Абрамцево под Москвой, и с этого времени их семья,  в зависимости от времени года, живёт то в Москве, то в подмосковном имении. Он становится  постоянным сотрудником московских журналов и печатает в них ряд театральных заметок, по сей  день представляющих живой интерес для знатоков русского театра.            Дом Аксакова на Сивцевом Вражке на протяжении многих лет был своеобразным клубом, в котором регулярно   В середине сороковых годов Сергей Тимофеевич задумывает написать книгу «Записки об ужении рыбы», он их  назвал  собирались деятели литературно­театральной Москвы. «простыми записками страстного охотника». «Я затеял написать книжку про уженье не только в техническом отношении, но и в отношении к природе вообще:  страстный рыбак у меня также страстно любит и красоты природы; одним словом, я полюбил свою работу и надеюсь, что эта  книжка не только будет приятна охотнику удить, но и всякому, чье сердце открыто впечатлениям раннего утра, позднего вечера,  роскошного полдня…»           Успех второй книги Аксакова­ «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии»­ поставил ее автора в первый ряд  современных ему писателей. Некрасовский журнал «Современник» писал о второй книге Аксакова так: «…В ней столько  поэзии, в этой небольшой книжечке, сколько вы не отыщете в целых томах различных стихотворений и поэм…».           Изображение природы в творчестве Аксакова занимает особое  и очень важное место. Аксаков был поэтом природы.  Он умел поэтически «одушевлять» её, раскрывать её сложную жизнь. В его книгах несметные богатства русского слова Это  уникальное явление в истории мировой литературы. В 1834 году в альманахе «Денница»появился очерк «Буран» С.Т.  Аксакова. Это произведение, говорящее о настоящем Аксакове.

Презентация к уроку литературы на тему "Жизнь и творчество С.Т. Аксакова

Презентация к уроку литературы на тему "Жизнь и творчество С.Т. Аксакова
«Семейная хроника» С.Т. Аксакова                 Пятидесятые годы – наиболее плодотворный  период в творческой судьбе Аксакова. Это время создание книг  «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова – внука».  Повесть «Детские годы Багрова – внука» была закончена в июне  1857 года. Это произведение в значительной степени  автобиографичное. В центре повествования ­ чуткая, пытливая,  жадная до впечатлений душа мальчика, его внутренний мир.              Душа мальчика Серёжи открыта буквально всем  впечатлениям бытия. Он впитывает в себя малейшие движения  жизни природы. В этом произведении познается, прежде всего,  мир человеческих отношений, подчас слишком сложных,  непонятных для детского сердца.                Серёжа Багров воспринимает мир как некое  целое, живущее по своим  законам. «Детские годы» начинаются  с «отрывочных воспоминаний», когда мальчик был ещё совсем  маленьким, затем переходят к «последовательным  воспоминаниям». Рождённый с даром понимать полноту мира  природы, Серёжа не менее жаден в познании мира людей. Он  видит разность отца и матери. Улавливает особую атмосферу  богатой тётки, столь отличную от дома старика Багрова.  Впечатлительный мальчик Сережа замечает каждую мелочь ­ камешки на песчаном берегу реки Белой, он чувствует ложь слуг,  скрытность и хитрость деревенского старосты Мироныча, доброту простых людей, что может уловить лишь особо чувствительный  и  восприимчивый ребёнок. Шаг за шагом Сережа познает окружающий мир. Вот как ярко и красочно передает Аксаков его  чувства и переживания.

Презентация к уроку литературы на тему "Жизнь и творчество С.Т. Аксакова

Презентация к уроку литературы на тему "Жизнь и творчество С.Т. Аксакова
«Я был так поражен…невиданным зрелищем, что совершенно онемел и не отвечал ни одного слова на  вопросы отца и матери. Все смеялись, говоря, что от страха у меня язык отнялся, но это было не совсем справедливо: я  был подавлен не столько страхом, сколько новостью предметов и величием картины, красоту которой чувствовал, хотя  объяснить, конечно, не умел».  Изображение природы в творчестве Аксакова занимает особое  и очень важное место. В этом произведении природа чрезвычайно  активный элемент повествования. Она наставница Серёжи, она влияет на формирование его души. В отношениях с ней во многом  раскрываются характеры персонажей повествования.     Сережины яркие детские впечатления, несмотря на время, очень созвучны  с нашими детскими впечатлениями: это и первая рыбалка, и поход в соседний лес за грибами и ягодами, первый ледоход и многое  другое.  «Детские годы Багрова ­ внука» ­ это открытие мира человеком, пришедшим на землю и видящим, и воспринимающим все в  первый раз: красоту и доброту земли, поступки и характеры людей, отношения между ними. Произведения Аксакова ­ «это  сама жизнь, рассказывающая про себя».                 К детским воспоминаниям Аксакова относится и услышанная им от  ключницы Пелагеи и сказка об аленьком цветочке. «Аленький цветочек» ­ это чистая,  красивая и добрая сказка со счастливым концом. Чудеса, творимые в ней, не по силам  обыкновенному человеку. «Богатый купец, именитый человек» не может сам выбраться из  волшебного леса ­ его вызволяет невидимое «чудище». Написанная более ста пятидесяти лет  тому назад, сказка «Аленький цветочек» любима нами по­прежнему. Она возвеличивает  благородство, человечность, честность и несет нашим сегодняшним читателям и зрителям  представление о вечных человеческих ценностях. Прекрасный язык сказки сделал ее  шедевром и определил ее место в классике детской литературы. «Детские  годы  Багрова  ­  внука»  Сергей  Тимофеевич  Аксаков  писал  специально  для  детей.  Но, как и все книги этого писателя, история русского мальчика Сережи Багрова читается с  одинаковым  интересом  и  детьми  и  взрослыми.  Прочитав  эту  книгу  в  детстве,  обязательно  возвращаются  к  ней  впоследствии,  чтобы  еще  раз  перечитать,  еще  раз  припасть  к  светлому  роднику  детства,  к  роднику  по­аксаковски    чистого  русского  языка,  припасть  и  самому  сделаться чище и лучше.

Презентация к уроку литературы на тему "Жизнь и творчество С.Т. Аксакова

Презентация к уроку литературы на тему "Жизнь и творчество С.Т. Аксакова
Последние годы жизни Аксакова были осложнены болезнью, он давно не пишет сам, все его письма и  произведения записывают под диктовку его родные.              Скончался Сергей Тимофеевич Аксаков в ночь на 30 апреля 1859 года после тяжёлой болезни. Большой  и самобытный талант писателя, глубоко национальный  по своему характеру, создал художественные произведения,  стоящие в ряду самых выдающихся достижений русского реализма  XIX века.   Создатель обширной галереи  художественных образов, вдохновленный природой поэт, тончайший знаток русского слова ­ Сергей Тимофеевич  Аксаков является неотъемлемой частью нашей великой национальной культуры.              Михаил Пришвин писал: «Читая глубоким чтением Аксакова, мне открывается в этой книге жизнь моя  собственная. Вот счастливый писатель!» В этой крохотной дневниковой записи Пришвина заключена значительная  мысль. Поистине счастлив тот художник, в поэтическом слове которого читатель находит отсвет своих раздумий,  помыслов, печалей, открывает частицу самого себя, своей собственной жизни.

Презентация к уроку литературы на тему "Жизнь и творчество С.Т. Аксакова

Презентация к уроку литературы на тему "Жизнь и творчество С.Т. Аксакова
Вспомним сказку! 1. Назовите главного героя сказки.  2. Почему купец любил больше меньшую дочь? 3. Какие гостинцы попросили привезти купца его дочери? 4. Какие чудеса происходили с купцом во дворце? 5. Как произошла встреча купца с чудищем? 6. Что произошло в доме купца после его возвращения? 7. Как жилось купеческой дочери во дворце чудища лесного? 8. Почему чудище отказывалось показаться девушке на глаза? 9. Как встретилась купеческая дочь с отцом и сёстрами? Почему сёстры  захотели её задержать? 10. Что случилось с чудищем из –за опоздания купеческой дочери? 11. З что полюбила купеческая дочь зверя лесного чудо морское? 12. Чему учит эта сказка?

Презентация к уроку литературы на тему "Жизнь и творчество С.Т. Аксакова

Презентация к уроку литературы на тему "Жизнь и творчество С.Т. Аксакова
Иллюстрацию к сказке «Аленький цветочек» выполнила Никитина Людмила

Презентация к уроку литературы на тему "Жизнь и творчество С.Т. Аксакова

Презентация к уроку литературы на тему "Жизнь и творчество С.Т. Аксакова
Иллюстрацию к сказке «Аленький цветочек» выполнила Никитина Людмила

Презентация к уроку литературы на тему "Жизнь и творчество С.Т. Аксакова

Презентация к уроку литературы на тему "Жизнь и творчество С.Т. Аксакова
Иллюстрации выполнила Никитина Людмила
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2017