Материал к уроку литературы по сказу Н.С.Лескова «Левша»
Цели:
Обучающие:
заинтересовать учащихся личностью и творчеством Н.С.Лескова;
дать начальное понятие о сказе;
способствовать эмоциональному восприятию сказа;
научить учащихся давать характеристику герою на основе его поступков и поведения;
Развивающие:
формировать навыки выразительного чтения;
развивать умение выделять главное в художественном произведении;
развивать умение художественного пересказа отдельного эпизода;
развивать устную речь учащихся;
расширять кругозор посредством обогащения речи школьников новыми словами.
Воспитывающие:
воспитывать чувства гражданственности и патриотизма учеников через чтение и анализ художественного текста;
воспитывать чувство гордости за русского талантливого человека;
воспитывать чувство сострадания, любви к людям, окружающему миру.
Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение текста, объяснение теоретических вопросов, беседа по вопросам, выборочная характеристика героев, комментарии учителя, сопоставление произведений.
ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ СКАЗА
«ЛЕВША». НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР В
СКАЗЕ Н.С.ЛЕСКОВА «ЛЕВША».
УЧИТЕЛЬ: СТОРОЖЕВА ГАЛИНА
НИКОЛАЕВНА
СТИХОТВОРЕНИЕ Д.
КЕДРИНА «ЗОДЧИЕ».
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ: О
ЧЁМ ЭТО
СТИХОТВОРЕНИЕ
ДМИТРИЯ КЕДРИНА?
КАК ЭТО
СТИХОТВОРЕНИЕ
СВЯЗАНО С
ПРОИЗВЕДЕНИЕМ
Н.С.ЛЕСКОВА
«ЛЕВША»?
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
-человек низкого сословия, холоп
Оный - этот
Посконные рубахи - рубахи из грубой конопляной ткани
Смерды
Лепота -красота
Благолепный -прекрасный
Зане -то есть
Пагода -храм в Индии
Торовато - щедро
Тать –вор, разбойник
Батоги - плётки, кнуты
Лобное место - место для произнесения приказов
Переметчики -перебежчики, предатели
Рогожка –грубое платье
Плаха -помост для казни
Очёсок - остаток волос
Зодчие(древнерусское)-строители, однокоренное с «созидать»- создавать, ныне вытеснено
современным словом архитектор,
Пивших чару вина в один дых - очень сильных физически
Дух вельми спертый- очень душно
Богомазами размалеван- расписан художниками- иконописцами
В царском притворе своем- место моления царя и князей
Изукрашен зело очень украшен
Кружалы- кабаки, трактиры, харчевни
От подвалов и служб до креста - с верха до низа всей церкви
ХРАМ ПОКРОВА- ЭТО
ЗНАМЕНИТЫЙ СОБОР ВАСИЛИЯ
БЛАЖЕННОГО, ВОЗДВИГНУТЫЙ
ПРИ ИВАНЕ ГРОЗНОМ В 1555-
1561 ГОДАХ. РОССИЯ ВСЕГДА
ОТМЕЧАЛА ВАЖНЫЕ СОБЫТИЯ
ПОСТРОЙКОЙ ХРАМОВ. И ЭТОТ
ХРАМ БЫЛ ПОСТРОЕН В ЧЕСТЬ
ВЗЯТИЯ КАЗАНИ И
ПРИСОЕДИНЕНИЯ ЕЕ К
ТЕРРИТОРИИ РОССИИ 1
ОКТЯБРЯ 1552ГОДА , В ДЕНЬ
ПРАЗДНИКА ПОКРОВА
БОГОРОДИЦЫ .
ПО ПРЕДАНИЮ ИВАН ГРОЗНЫЙ
ПРИКАЗАЛ ДВУМ ПСКОВСКИМ( ПО
ДРУГОЙ ВЕРСИИ , ВЛАДИМИРСКИМ)
МАСТЕРАМ БАРМЕ И ПОСНИКУ
ПОСТРОИТЬ ХРАМ С ВОСЕМЬЮ
КУПОЛАМИ, ИБО ИМЕННО ВОСЕМЬ
ПОБЕД ОДЕРЖАЛИ РУССКИЕ НАД
КАЗАНЬЮ.
Какие вопросы возникли у вас при
чтении этого произведения?
Что вас заинтересовало?
Какое впечатление осталось у вас
от прочитанного?
Как бы вы определили тему
нашего урока?
ТЕМА УРОКА:
«Характеристика героев сказа
«Левша». Национальный
характер в сказе Н.С.Лескова
«Левша».
ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ СКАЗА
О каких исторических лицах
повествуется в сказе?
*Какова их роль?
РАБОТА В ГРУППАХ
1 группа - подготовить рассказ о
Николае 1, используя цитаты из
текста.
2 группа – об Александре
Павловиче.
3 группа – о Платове.
4 группа – о Левше.
АЛЕКСААНДР I (БЛАГОСЛОВЕАННЫЙ),
АЛЕКСААНДР ПААВЛОВИЧ (12
ДЕКАБРЯ 1777, С.-ПЕТЕРБУРГ — 19
НОЯБРЯ (1 ДЕКАБРЯ) 1825,
ТАГАНРОГ) — ИМПЕРАТОР
РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ С 11 (24)
МАРТА 1801 ПО 19 НОЯБРЯ (1
ДЕКАБРЯ) 1825, СТАРШИЙ СЫН
ИМПЕРАТОРА ПАВЛА I И МАРИИ
ФЁДОРОВНЫ. ОТЕЦ ПЕРЕДАЛ ЕМУ
СВОЁ ПРИСТРАСТИЕ К ВОЕННОМУ
ПАРАДУ И НАУЧИЛ ЕГО
СОВМЕЩАТЬ ДУШЕВНУЮ ЛЮБОВЬ
К ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ С ПРАКТИЧЕСКОЙ
ЗАБОТОЙ О БЛИЖНЕМ. ЭТИ
ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ ОСТАЛИСЬ
С НИМ НА ВСЮ ЖИЗНЬ И ОКАЗАЛИ
ВЛИЯНИЕ НА ЕГО ПОЛИТИКУ И —
КОСВЕННО, ЧЕРЕЗ НЕГО — НА
СУДЬБУ МИРА.
МАТВЕЙ ИВАНОВИЧ
ПЛАТОВ (1751-1818) –
РУССКИЙ ВОЕННЫЙ
ДЕЯТЕЛЬ, ГЕНЕРАЛ
КАВАЛЕРИИ, СОРАТНИК
А.В.СУВОРОВА И
М.И.КУТУЗОВА. В 1790 ГОДУ
КОМАНДОВАЛ КОЛОННОЙ
ПРИ ШТУРМЕ ИЗМАИЛА. В
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
1812 ГОДА ПЛАТОВ,
КОМАНДУЯ КОННЫМ
КОРПУСОМ, ПРИКРЫВАЛ
ОТХОД ВТОРОЙ АРМИИ
БАГРАТИОНА, ЗАТЕМ 1-Й И
2-Й РУССКИХ АРМИЙ. В
БОРОДИНСКОМ СРАЖЕНИИ
ПРОВЁЛ УСПЕШНЫЙ
МАНЁВР В ТЫЛ ЛЕВОГО
КРЫЛА ФРАНЦУЗСКИХ
ЗАХВАТЧИКОВ.
НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ БЫЛ ТРЕТЬИМ
СЫНОМ ИМПЕРАТОРА ПАВЛА
ПЕТРОВИЧА. РОС УДИВИТЕЛЬНО
КРЕПКИМ ФИЗИЧЕСКИ, СПОКОЙНЫМ,
УРАВНОВЕШЕННЫМ МАЛЬЧИКОМ.
ВСТУПЛЕНИЕ ГОСУДАРЯ НИКОЛАЯ I
НА ПРЕСТОЛ ОМРАЧИЛОСЬ
МЯТЕЖОМ ДЕКАБРИСТОВ. ТОГДА
БЫЛО ОБЪЯВЛЕНО, ЧТО ЕГО БРАТ
ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР I
СКОНЧАЛСЯ 19 НОЯБРЯ 1825 Г.
(ХОТЯ СКОРЕЕ ВСЕГО ЭТО НЕ
СООТВЕТСТВОВАЛО
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ: ОН УШЕЛ ИЗ
МИРСКОЙ ЖИЗНИ И ВПОСЛЕДСТВИИ
С НИМ ОБОСНОВАННО СВЯЗЫВАЛИ
ПОЯВЛЕНИЕ В СИБИРИ СТАРЦА
КУЗЬМИЧА).
СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД
Какова роль Александра Павловича и Платова?
Как изображается жизнь царской семьи?
Зачитайте историческую справку о Платове в
главах?
учебнике (стр.281).
Платова в сказе?
Чем отличается это сообщение от изображения
Зачем Платов взял с собой в Петербург Левшу?
Как показан Платов в этом эпизоде?
Как показаны Платов и Николай1 в 11и 12
ХАРАКТЕРИСТИКА ГЛАВНОГО ГЕРОЯ
Когда появляется главный герой сказа? Каким
изображается левша?
Как изображён Левша в главе 13? Как он держится с
царём и его окружением?
Как наградили Левшу за его удивительное мастерство?
Расскажите о приключениях Левши в Англии.
Почему англичане стараются напоить Левшу? Чем он
удивлял иностранцев? Что его поразило у английских
мастеров?
Почему Левша заскучал в Англии и заторопился домой?
Какие качества Левши проявляются в этих эпизодах?
Почему английский «полшкипер» держал пари с Левшой?
Какова была судьба участников пари после прибытия в
Почему предсмертные слова Левши не передали
Петербург?
государю?
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ УРОКА
Кто же виноват в страшной судьбе
Левши?
Какое впечатление оставил у вас
рассказ Лескова?
Чем последняя глава отличается
от остальных? Какова главная
мысль этой главы?
Как вы могли бы определить
основную мысль сказа?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Подготовить выразительное
чтение по ролям одного из
диалогов (11-20).
Подготовить иллюстрации к сказу.
Подготовить вопросы к викторине.