Презентация к уроку литературы в 11 классе "Смелость и трусость: Разработка тематического направления итогового сочинения" позволит учителю-предметнику организовать обзор содержания произведений классической литературы, рекомендованных для прочтения к сочинению по данному тематическому направлению (Итоговое сочинение 2017г.). В работе представлены требования к написанию, критерии оценивания, план-кластер по теме, а также возможные темы сочинения.
ГОТОВИМСЯ К ИТОГОВОМУ
«Смелость и трусость»:
СОЧИНЕНИЮ
Разработка
тематического направления
итогового сочинения
Подготовил:
Н.Ф. ТЕТЕРЕВЯТНИКОВА,
учитель русского языка
ГБОУ РО «НШИ ПЛП»
ТЕМАТИЧЕСКИЕ
НАПРАВЛЕНИЯ
1. «Смелость и
трусость»
2.«Верность и
измена»
3.«Равнодушие и
отзывчивость»
4.«Цели и средства»
5.«Человек и
общество»
ТРЕБОВАНИЕ № 1.
ОБЪЁМ СОЧИНЕНИЯ
Рекомендуемое количество слов – от
350.
устанавливается:
Максимальное количество слов в
сочинении не
в
определении объема своего сочинения
участник должен исходить из того, что
на всю работу отводится 3 часа 55
минут. Если в сочинении менее 250
слов (в подсчёт включаются все слова,
в
то
выставляется
за
невыполнение требования № 1 и
«незачёт»
том числе и
служебные),
ТРЕБОВАНИЕ № 2.
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ НАПИСАНИЯ
СОЧИНЕНИЯ
сочинение
Итоговое
выполняется
самостоятельно. Не допускается списывание
сочинения (фрагментов сочинения) из какого-
либо источника (работа другого участника,
чужой текст, опубликованный в бумажном и
(или) электронном виде и др.).
Допускается
косвенное
цитирование с обязательной ссылкой на
источник (ссылка дается в свободной форме).
Объем цитирования не должен превышать
объем собственного текста участника. Если
сочинение
экспертом
несамостоятельным,
выставляется
«незачёт» за невыполнение требования №2 и
«незачёт» за работу в целом.
признано
то
прямое
или
Если сочинение списано
из какого-либо
источника, включая
Интернет, то за такую
работу ставится
«незачет».
Выпускнику
разрешается
пользоваться
орфографическим
словарём.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
СОЧИНЕНИЯ
Критерий 1. Соответствие теме
Критерий 2. Аргументация.
Привлечение литературного
материала
______________________________________
Критерий 3. Композиция и логика
рассуждения
Критерий 4. Качество письменной
речи
Критерий 5. Грамотность
ВЫБОР ТЕМЫ
СОЧИНЕНИЯ
Определите, какая тема
кажется вам наиболее
конкретной и понятной.
Подумайте, какая тема
позволяет вам опереться
на свой читательский
опыт.
Вспомните интересные
интерпретации текста,
знакомые вам
критические статьи и т.п.
Выделите в
н
т
АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ
и м а
ней
ч
о
р
ь
СОЧИНЕНИЯ
л
е
т
о
й
а
т
и
е м у
е
н
и
я
н
е
и
ключевые
слова, в
которых
видите
главный
смысл
В н
п
т
ч
о
с
Вспомните
литературные
произведения,
которыми можно
проиллюстрировать
ответы
Выделите в ней ключевые слова, в которых видите главный смысл
честь
ПЛАН –
КЛАСТЕР
Смелость
Трусость
подлост
ь
предательст
во
Верност
ь долгу
мужеств
о
храброс
ть
героиз
м
благородст
во
А. С. Пушкин. «Капитанская
дочка»
трусость
подлость
бесчести
е
предательство
Л. Н. Толстой. «Кавказский
пленник»
Горький. «Песня о
Соколе»
ВАРИАНТЫ
ВСТУПЛЕНИЯ
• БИОГРАФИЧЕСКОЕ ВСТУПЛЕНИЕ
• АНАЛИТИЧЕСКОЕ
• ЦИТАТНОЕ
• ЛИЧНОСТНОЕ
ВИДЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ
• ОБОБЩЕНИЕ СКАЗАННОГО
• РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС
• ПРИЗЫВ К ЧИТАТЕЛЮ
• ЦИТАТА
Темы сочинений
• Какой поступок можно
назвать смелым?
• Какого человека можно
считать смелым?
• Когда происходит выбор
между трусостью и
смелостью?
• Как я понимаю слова:
«Безумство храбрых – вот
мудрость жизни!»
Дорогу осилит идущий!
Удачи!