Презентация к уроку литературы в 6 классе "Тема красоты и гармонии человека с миром" (по восточному сказанию М.Ю.Лермонтова "Три пальмы")

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 04.09.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материал представляет собой презентацию к уроку литературы в 6 классе "Тема красоты и гармонии человека с миром" ( по восточному сказанию М.Ю.Лермонтова "Три пальмы"). В нее включены цели и задачи урока, словарная работа по тексту стихотворения,яркие иллюстрации к сказанию, задания для работы в группах.
Иконка файла материала откр урок Лермонтов Три пальмы.pptx
Что можем  рассказать об этом  человеке?     На что следует  обратить  внимание,  рассматривая  портрет? 1
2
3
«Тема красоты и  гармонии человека с  миром»  ВОСТОЧНОЕ СКАЗАНИЕ  М. Ю. ЛЕРМОНТОВА  «ТРИ ПАЛЬМЫ»       4
Цели урока : 1 Познакомиться со стихотворением     М.Ю. Лермонтова «Три пальмы». 2 Понять, как тема красоты и гармонии  человека с миром отражена в  стихотворении. 3 Выяснить, какие изобразительно­ выразительные средства использует поэт в  своем произведении. 5
Словарная работа АРАВИЙСКАЯ ЗЕМЛЯ­ Аравийская пустыня, северо­  восточная часть Сахары, между долиной Нила и Красным  морем, находится в Египте.   АРАБЫ ­народ, населяющий государства Ближнего  Востока и Северной Африки. РОПТАТЬ ­ негромко, в неясной форме  выражать  недовольство, обиду. КАРАВАН – группа навьюченных животных (верблюдов),  перевозящих грузы, людей (в пустыне, в степи). ВЬЮК – упакованная поклажа, перевозимая на спине  животного. ФАРИС – по­арабски: всадник, витязь. ЧЕЛНОК – выдолбленная из дерева лодка. ШАТЕР – большая палатка, крытая тканью, ковром. УР ЧНЫЙ ПРОРОК ­ в религии: избранник Бога на земле.  ­установленный, определенный, условленный  ОО 6
Опорная таблица 1. Тема  2. Идея  3. Художе­ ственные средства 7
Какова тема произведения?  О чем и о ком стихотворение?  Тема красоты и гармонии человека с миром  8
9
Баллада « Три пальмы»
11
Задания по группам • 1ряд : Какие краски использует  автор, рисуя караван? • 2ряд: Какими звуками наполнена  картина? • 3ряд: Какие сравнения использует  автор, изображая караван?
13
14
15
16
17
18
Как вы поняли главную мысль  стихотворения?  Нельзя пользоваться природными богатствами,  если думаешь только о своем собственном  сегодняшнем благополучии  19
Какую картину    рисует поэт?    Какие звуки  повторяются?  Почему?           С какой целью     М. Ю. Лермонтов  использует этот  прием? По корням упругим топор  застучал, И пали без жизни  питомцы столетий! Прием называется  аллитерация –  повторение однородных звуков. Аллитерация помогает  услышать тупые,  методичные удары топора  по корням упругих  деревьев. 20
Что означают слова  «питомцы столетий»?      Как называется  прием, где слово  перефразируется в  красочное сочетание? И пали без жизни питомцы                                    столетий! Одежду их сорвали малые                                    дети, Изрублены были тела их                                     потом, И медленно жгли их до утра                                      огнем. Такой прием называется перифразом 21
Самостоятельная работа   Определите, какие художественные средства  Выпишите выделенное словосочетание, напишите  использует автор. литературный прием. • Вариант – 1 Кувшины, звуча, налились  водою,  И, гордо кивая махровой  главою, Приветствуют пальмы  нежданных гостей, И щедро поит их студёный   ручей. • Вариант – 2  Когда же на запад умчался  туман, Урочный свой путь  продолжал караван, И следом печальным  на  почве бесплодной Виднелся лишь пепел седой  и холодный  22
Тема Тема красоты и гармонии человека с  миром. Идея  (основная  мысль) Художест­ венные средства Нельзя пользоваться природными  богатствами, если думаешь только о   собственном сегодняшнем благополучии. Эпитеты, олицетворение, перифраз,  метафора, аллитерация, антитеза. 23
Какой нравственный урок дает своему  читателю поэт? Разрушение  природы ведет к разрушению  самого человека, его жизни. 24
Почему это стихотворение современно  сегодня?  Какие другие предметы школьной  программы  поднимают тему «Человек и  природа»? 25
Домашнее задание 1. Выразительное чтение стихотворения М.Ю.  Лермонтова «Три пальмы». 2. Письменно ответить на вопрос 2 на стр. учебника  154  ­ Как вы думаете, почему погибли три пальмы? Чем были они недовольны? На кого роптали? 26