Материал представляет собой презентацию к уроку литературы в 6 классе "Тема красоты и гармонии человека с миром" ( по восточному сказанию М.Ю.Лермонтова "Три пальмы"). В нее включены цели и задачи урока, словарная работа по тексту стихотворения,яркие иллюстрации к сказанию, задания для работы в группах.
Что можем
рассказать об этом
человеке?
На что следует
обратить
внимание,
рассматривая
портрет?
1
«Тема красоты и
гармонии человека с
миром»
ВОСТОЧНОЕ СКАЗАНИЕ
М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
«ТРИ ПАЛЬМЫ»
4
Цели урока :
1 Познакомиться со стихотворением
М.Ю. Лермонтова «Три пальмы».
2 Понять, как тема красоты и гармонии
человека с миром отражена в
стихотворении.
3 Выяснить, какие изобразительно
выразительные средства использует поэт в
своем произведении.
5
Словарная работа
АРАВИЙСКАЯ ЗЕМЛЯ Аравийская пустыня, северо
восточная часть Сахары, между долиной Нила и Красным
морем, находится в Египте.
АРАБЫ народ, населяющий государства Ближнего
Востока и Северной Африки.
РОПТАТЬ негромко, в неясной форме выражать
недовольство, обиду.
КАРАВАН – группа навьюченных животных (верблюдов),
перевозящих грузы, людей (в пустыне, в степи).
ВЬЮК – упакованная поклажа, перевозимая на спине
животного.
ФАРИС – поарабски: всадник, витязь.
ЧЕЛНОК – выдолбленная из дерева лодка.
ШАТЕР – большая палатка, крытая тканью, ковром.
УР ЧНЫЙ
ПРОРОК в религии: избранник Бога на земле.
установленный, определенный, условленный
ОО
6
Опорная таблица
1. Тема
2. Идея
3. Художе
ственные
средства
7
Какова тема произведения?
О чем и о ком стихотворение?
Тема красоты и гармонии человека с миром
8
Задания по группам
• 1ряд : Какие краски использует
автор, рисуя караван?
• 2ряд: Какими звуками наполнена
картина?
• 3ряд: Какие сравнения использует
автор, изображая караван?
Как вы поняли главную мысль
стихотворения?
Нельзя пользоваться природными богатствами,
если думаешь только о своем собственном
сегодняшнем благополучии
19
Какую картину
рисует поэт?
Какие звуки
повторяются?
Почему?
С какой целью
М. Ю. Лермонтов
использует этот
прием?
По корням упругим топор
застучал,
И пали без жизни
питомцы столетий!
Прием называется
аллитерация –
повторение
однородных звуков.
Аллитерация помогает
услышать тупые,
методичные удары топора
по корням упругих
деревьев.
20
Что означают слова
«питомцы столетий»?
Как называется
прием, где слово
перефразируется в
красочное сочетание?
И пали без жизни питомцы
столетий!
Одежду их сорвали малые
дети,
Изрублены были тела их
потом,
И медленно жгли их до утра
огнем.
Такой прием называется
перифразом
21
Самостоятельная работа
Определите, какие художественные средства
Выпишите выделенное словосочетание, напишите
использует автор.
литературный прием.
• Вариант – 1
Кувшины, звуча, налились
водою,
И, гордо кивая махровой
главою,
Приветствуют пальмы
нежданных гостей,
И щедро поит их студёный
ручей.
• Вариант – 2
Когда же на запад умчался
туман,
Урочный свой путь
продолжал караван,
И следом печальным на
почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой
и холодный
22
Тема
Тема красоты и гармонии человека с
миром.
Идея
(основная
мысль)
Художест
венные
средства
Нельзя пользоваться природными
богатствами, если думаешь только о
собственном сегодняшнем благополучии.
Эпитеты, олицетворение, перифраз,
метафора, аллитерация, антитеза.
23
Какой нравственный урок дает своему
читателю поэт?
Разрушение
природы
ведет к разрушению
самого
человека, его жизни.
24
Почему это стихотворение современно
сегодня?
Какие другие предметы школьной
программы
поднимают тему «Человек и
природа»?
25
Домашнее задание
1. Выразительное чтение стихотворения М.Ю.
Лермонтова «Три пальмы».
2. Письменно ответить на вопрос 2 на стр. учебника
154
Как вы думаете, почему погибли три пальмы?
Чем были они недовольны? На кого роптали?
26