Презентация к уроку литературы в 8 классе "Капитанская дочка"
Оценка 4.7

Презентация к уроку литературы в 8 классе "Капитанская дочка"

Оценка 4.7
Презентации учебные
pptx
русская литература
8 кл
05.03.2018
Презентация к уроку литературы в 8 классе "Капитанская дочка"
Презентация к уроку литературы в 8 классе "Капитанская дочка". Во всем многообразии произведений поэта повесть "Капитанская дочка" занимает исключительное место. Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести и морали. Это проблема была и есть одна из центральных в русской литературе и на примере повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка», хорошо видно, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам.
Капитанская дочка [Автосохраненный]1.pptx

Презентация к уроку литературы в 8 классе "Капитанская дочка"

Презентация к уроку литературы в 8 классе "Капитанская дочка"
Литература 8 класс Калина Виктория Геннадьевна Учитель русского языка и литературы

Презентация к уроку литературы в 8 классе "Капитанская дочка"

Презентация к уроку литературы в 8 классе "Капитанская дочка"
Мы познакомимся с исторической повестью А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Во всем многообразии произведений поэта эта повесть занимает исключительное На фоне грозных событий пугачевского бунта развивается человеческих взаимоотношений – любви, дружбы, ненависти место. история и страдания. Смысл эпиграфа: «Береги честь смолоду» Эпиграф представляет собой русскую народную пословицу и указывает на одну из центральных проблем романа - проблему чести и долга. Так прожил свою жизнь Андрей Петрович Гринёв, этого же он ждёт и от сына.

Презентация к уроку литературы в 8 классе "Капитанская дочка"

Презентация к уроку литературы в 8 классе "Капитанская дочка"
Глава 1 Смысл эпиграфа «Сержант гвардии» — Был бы гвардии он завтра ж капитан. — Того не надобно; пусть в армии послужит. — Изрядно сказано! пускай его потужит... . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Да кто его отец? (Княжнин.) Эпиграф намекает на биографию главного героя: Петр Гринев с рождения числится в престижном гвардейском полку в Петербурге. Но строгий отец решает научить сына жизни и отправляет его на Можно ли назвать Петрушу продолжателем семейных традиций? службу в обычный полк в глубинке России. Таков же он, как его умудрённый опытом отец? Найденные ребятами цитаты противоречат этому предположению. Учение шло кое-как, трудиться не хотелось, зато мечты о службе в Семёновском гвардейском полку сладко кружили голову недоросля. И если бы не мудрое решение Андрея Петровича, кто знает, кем стал бы впоследствии юноша. Взаимоотношения Петруши и Савельича Петруша, вырвавшийся из-под родительской опеки грубо обращается с верным слугой. Проигрыш в 100 рублей — сумма очень внушительная. Поэтому гнев и возмущение Савельича вполне объяснимы. Но и твёрдое намерение юного проказника отдать долг свидетельствует о его, хотя ещё по-детски понимаемой, честности. А слова: “Мне было жаль бедного старика” — говорят о добром сердце Петруши, о том, что в душе его дремлют и доброта, и чуткость, и, что особенно важно, способность быть судьёй самому себе.

Презентация к уроку литературы в 8 классе "Капитанская дочка"

Презентация к уроку литературы в 8 классе "Капитанская дочка"
Глава Как и почему Гринёв попал в буран? 2 Решение ехать вперёд, наперекор предупреждениям ямщика и опасениям Савельича — это мальчишество Гринёва, его неумение, но желание быть взрослым. Почему вожатому удалось вывезти кибитку из беды? Вожатый, вывезший путников из бурана, не только хорошо знает местность, но прежде всего это человек, способный ответить за других, взять на себя непростое решение, связанное с жизнью других людей. Это Что читатель узнаёт о вожатом во второй главе? Есть ли противоречия в его облике? Интерес к этому персонажу возрастает в эпизоде на постоялом дворе. Рисуя портрет вожатого, рассказчик не просто взрослый человек, он — лидер. Ему верят, за ним идут. указывает на противоречия в его облике: “живые большие глаза так и бегали”. Большие глаза, широко распахнутые в мир, обычно свидетельствуют об открытой душе, а вот бегают чаще хитро прищуренные, что- то скрывающие и высматривающие. Лицо “приятное, но плутовское”. Плуты скорее должны насторожить, чем понравиться. “Худощав и широкоплеч”. Широкие плечи — сила, основательность, худощавое телосложение указывает на гибкость и подвижность. Даже цвет бороды — чёрная с проседью — контрастен. Портрет этого человека скорее ставит вопросы, а не отвечает на них. Ясно одно: как неоднозначен, контрастен портрет, так же загадочен и непредсказуем сам герой. Попробуйте объяснить сон Петруши Ответ на этот вопрос - вывод всего урока: отныне жизнь юного Гринёва переменится, а возможно, и перевернётся. Теперь уже не только родители будут его покровителями и духовными руководителями, но и страшный “мужик с чёрной бородою”, который, размахивая топором и наполняя всё вокруг кровью и смертью, почему-то “ласково кликает” нашего героя.

Презентация к уроку литературы в 8 классе "Капитанская дочка"

Презентация к уроку литературы в 8 классе "Капитанская дочка"
Всё здесь устроено как-то по-домашнему. “Войди, батюшка, наши дома”, — говорит вновь прибывшему в крепость ветеран, приглашая к коменданту. Кажется, будто Гринёв приехал не на службу, а в гости в милую, но абсолютно не официальную обстановку. Несерьёзная пушечка и бревенчатый забор не смогут уберечь её даже от слабого и малочисленного противника. Служат здесь добропорядочные обыватели, но беспечные Кто является в ней настоящим комендантом и почему? воины. Приглядевшись, замечаем, что делами в крепости заправляет не комендант, а комендантша, Василиса Егоровна. Она принимает и расквартировывает нового офицера, разбирается в драке капрала Прохорова с Устиньей Негулиной в бане из-за шайки воды, и даже в присутствии посторонних скептически высказывается о деловых качествах их коменданта. Сравните Василису Егоровну и Машу Маша нерешительна. Василиса Егоровна бойка, Маша стеснительна, краснеет и смущается, когда речь заходит о ней. Первая говорит без умолку, вторая молчит во всё время обеда. Да и внешне ничего в “круглолицей румяной девушке” не напоминает мать — “старушку в телогрейке и с платком на голове”. Какое впечатление произвели на Гринёва Комендант крепости, обучающий “человек двадцать стареньких инвалидов”, одетый в колпак и китайчатый халат, вызывает улыбку. Так же, впрочем, как и другой капитан Миронов и Швабрин? Глава 3 Описание Белогорской крепости офицер, Иван Игнатьич, который, “сидя на столе, нашивал синюю заплату на локоть зелёного мундира”. Швабрин, говорящий красиво и по-французски, молодой и смуглый, умный и острый на язык.

Презентация к уроку литературы в 8 классе "Капитанская дочка"

Презентация к уроку литературы в 8 классе "Капитанская дочка"
Глава 4 В чём истинная причина ссоры Гринёва и Швабрина? Повод — насмешка Швабрина над стихами Гринёва. Гринёв ждёт от друга понимания и участия, а находит немилосердную критику неопытного пера, но дело в том, что Швабрин сам влюблён в Машу, дочь капитана Миронова, которую, дабы не досталась сопернику, он ещё и оскорбляет, на которую клевещет. И в этом истинная причина ссоры героев. За что не любят Швабрина обитатели крепости? Швабрин противопоставлен всем обитателям Белогорской крепости. Василиса Егоровна ожидает от Швабрина всего, что угодно, потому что “он за душегубство из гвардии выписан, он и в Господа Бога не верует”. Марье Ивановне он “очень противен”, потому что “он такой насмешник”. А Иван Игнатьич вообще, будучи “не охотником” до Швабрина, говорит следующее: “И добро б уж закололи вы его: Бог с ним, с Алексеем Иванычем В нём нет той теплоты, домашности, родственности, которая сближает всех живущих в этой Почему после примирения поединок всё-таки состоялся? крепости-деревушке. Швабрин не может отступиться, это не в его правилах, он горд и беспощаден. Гринёв же должен защитить оскорблённое достоинство ни о чём не подозревающей Марьи Ивановны. Здесь впервые понятие чести становится для него не словом из наставления батюшки, а реальной жизнью. Ему нельзя отказаться от дуэли, не уронив при этом чести мужчины, чести порядочного, благородного человека. А вот Швабрин, более сильный и опытный, по чести должен был примириться. Недостойно офицера сражаться с тем, кто слабее, недостойно человека подвергать серьёзной опасности жизнь столь юного существа, почти ребёнка.

Презентация к уроку литературы в 8 классе "Капитанская дочка"

Презентация к уроку литературы в 8 классе "Капитанская дочка"
Глава 5Опровергает ли поведение Марьи Ивановны мнение, которое высказал о ней Швабрин? Трепетное и бескорыстное внимание Марьи Ивановны к раненому Гринёву доказывает, что слова Швабрина (“…вместо нежных стишков подари ей пару серёг”) были только наветами. “Швабрин описал… Машу, капитанскую дочь, совершенною дурочкою”. Глупа ли она в действительности? Наблюдая за тем, как Маша отнеслась к предложению Гринёва обвенчаться без благословения его родителей, мы убеждаемся в обратном. Рассудительная и благоразумная Марья Ивановна оказывается здесь взрослее и умнее своего суженого: “Без их благословения не будет нам счастия”. В этих словах видны как ум и благородство девушки, так и её верность народной морали. Почему отец Гринёва отказал сыну в благословении? Почему родители Гринёва настроены так категорично? Они видят в его поступках только удальство и мальчишество, потому что помнят сына таким, каким он был до отъезда на службу. Дуэль, желание жениться — всё это кажется им продолжением проказ. Откуда им знать, что поединок и любовь к Маше изменили их сына, он вступился за честь дамы, не посрамил свою, повзрослел и возмужал. Он смог ответить не только за себя, но и за другого. Таким ли видели мы Петрушу совсем недавно, проигравшего 100 рублей в бильярд или безрассудно отправившегося в буран?

Презентация к уроку литературы в 8 классе "Капитанская дочка"

Презентация к уроку литературы в 8 классе "Капитанская дочка"
Глава 6 Что значит слово “пугачёвщина”? Понимают ли обитатели крепости, насколько велика опасность? Это общественное явление под стать стихийным. Им невозможно сопротивляться, они, как вулканическая лава, как океанская волна, неотвратимо надвигаясь, накрывают вас с головой. Военной вылазки, набега Пугачёва можно избежать, пугачёвщины — нет. “Солдат у нас довольно, пороху много, пушку я вычистил, — говорит Иван Игнатьич. — Авось дадим отпор Пугачёву”. “Каков мошенник!” — возмущается комендантша и удивляется командирам, “которые послушались разбойника”. Осторожен только Иван Кузьмич: “А слышно, злодей завладел уж многими крепостями”. Никто пока не чувствует неотвратимости и ужаса пугачёвщины. Но в конце главы, когда приходит известие о взятии ближайшей крепости Нижне-Озёрной, о том, что “комендант и все офицеры перевешаны” и “солдаты взяты в полон”, обитатели крепости понимают, что дни их и крепости сочтены. О чём думает Гринёв накануне приступа? Как это его характеризует? “Участь Марьи Ивановны живо представилась мне” — это единственная мысль, владеющая Гринёвым. Думать в самую страшную минуту не о себе, а о любимой — показатель нешуточности, серьёзности чувства. История взросления души подошла к своей кульминации.

Презентация к уроку литературы в 8 классе "Капитанская дочка"

Презентация к уроку литературы в 8 классе "Капитанская дочка"
Глава 7Как связан эпиграф к повести с событиями, происходящими в главе? По чести или нет поступают здесь все персонажи? Эпиграф намекает на историю капитана Миронова, который служит в Белогорской крепости более 20 лет и в конце концов погибает на виселице от рук пугачевцев. Тот самый Иван Кузьмич, неумелый военный, муж, находящийся под каблуком у жены, объект иронических насмешек Гринёва и Швабрина, перед смертью вырастает в героическую, трагическую фигуру. “Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!” — выкрикивает изнемогающий от раны храбрый комендант свои последние слова. Офицер, солдат присягает только раз в жизни. Жизнь потеряна, но честь сохранена. Гринёв ни на минуту не поколебался “повторить ответ своих великодушных товарищей”. Но судьба распорядилась иначе. Нет, он не присягнул самозванцу, а значит, не предал ни своей офицерской чести, ни погибших Савельич, спасший Гринёва и рьяно убеждавший его поцеловать у злодея ручку, тоже выполняет свой долг. Он верен любимому воспитаннику до самозабвения: “…а для примера и страха ради вели повесить хоть меня Героически погибшая Василиса Егоровна становится символом женской преданности и верности. У Пугачёва своё представление о долге и чести. Он, товарищей. старика!” предводитель крестьянского освободительного движения, должен беспощадно бороться с дворянством, с армейскими офицерами, не пожелавшими изменить данной раз присяге. Это его честь и его правда. Но человеческая честь требует вернуть долг. Как Гринёв, отблагодарив вожатого, отнёсся к нему гуманно и честно, так и самозванец взамен тулупа дарит ему жизнь. В этот момент им руководит милосердие. Есть лишь один герой, выкупивший свою жизнь ценой бесчестия: “…увидел я среди мятежных старшин Швабрина, обстриженного в кружок и в казацком кафтане”.

Презентация к уроку литературы в 8 классе "Капитанская дочка"

Презентация к уроку литературы в 8 классе "Капитанская дочка"
Глава 8Какие противоречивые мысли о дальнейшем пути овладевали Гринёвым? Гринёв оказывается на распутье. Как офицер, он должен явиться “туда, где бы его служба могла ещё быть полезна отечеству”, но как человек, как мужчина, он не может оставить под властью пугачёвцев лежащую в беспамятстве Марью Ивановну. Впервые два понятия о долге вступили в противоречие в душе героя. Почему Гринёв, говоря с Пугачёвым, не боится его, а Пугачёв так милостив к нему? Удивительно, но юный офицер, чья жизнь в любую минуту может оборваться по мановению руки самозванца, совсем не боится своего грозного собеседника. Говорит с ним спокойно и открыто, не юлит и не лукавит, хотя речи произносит очень и очень крамольные: “Рассуди, могу ли я признать в тебе государя?” Вероятно, Гринёв так смел потому, что независим и говорит правду: “Моя искренность поразила Пугачёва”. Ему ничего не нужно от Пугачёва, он не ищет себе покровителя в его лице. Гринёв, как и Пугачёв, внутренне абсолютно свободен, это и выделяет его из толпы завистливого и раболепного окружения самозванца. к юноше по той же причине. Сошлись два свободных человека: один — дворянин, другой — неграмотный казак; И совершенно логично предположить, что Пугачёв милостив один — защищающий закон и императрицу, другой — государственный преступник и самозванец; один — юный, другой — зрелый. Но им есть за что уважать друг друга.

Презентация к уроку литературы в 8 классе "Капитанская дочка"

Презентация к уроку литературы в 8 классе "Капитанская дочка"
Глава 9 Что указывает на нецарское происхождение Пугачёва? Пугачёв, неумело скрывающий свою неграмотность, выглядит здесь почти по-детски милым: “Наши светлые очи не могут тут ничего разобрать”. Но не только этот эпизод неоспоримо подтверждает нецарское происхождения “государя Петра Фёдоровича”. Пугачёв говорит так же, как и остальные казаки, его речь пестрит обилием просторечных выражений, элементами казачьего фольклора. Чем объяснить поступок Савельича? Поступок старого слуги довольно рискован. Как бы ни благоволил Пугачёв его молодому барину, но дерзость Савельича может навлечь беду на Гринёва. Савельич, самозабвенно преданный своему делу — беречь барское дитя и имущество, вероятно, даже не задумывается об опасности. Смешно и грустно читать о нанесённом разбойниками ущербе в размере “штанов суконных на пять рублей” и даже “шубы лисьей на 40 рублей” после трагической картины казни героев Белогорской крепости и неразрешимых вопросов, мучающих Гринёва. Но у каждого героя свой долг, и добрый Савельич не щадит себя, исполняя его. Как развиваются отношения Гринёва и Швабрина? Между Гринёвым и Швабриным после падения крепости не было сказано ни слова, но диалог всё-таки ведётся: “Взоры наши встретились; в моём он мог прочесть презрение, и он отворотился с выражением искренней злобы и притворной насмешливости”. Всего одна фраза, но сколько за ней стоит! Презрение — чувство, испытываемое к тому, кто нравственно пал, кого нельзя даже пожалеть. Злоба же Швабрина обещает месть такую, как и он сам, бесчестную и беспощадную, а притворная насмешливость как бы говорит: “Я бесчестен, но я сильнее”.

Презентация к уроку литературы в 8 классе "Капитанская дочка"

Презентация к уроку литературы в 8 классе "Капитанская дочка"
Глава 10 Сравните Оренбургскую крепость с Белогорской. Очевиден контраст: вокруг каменных стен Оренбурга вырыт ров, у ворот стоят часовые, кипит работа по подготовке к обороне. Раз Оренбург — действительная крепость, а не номинальная, то, вероятно, и силы её значительны, и командование квалифицированное. А следовательно, возможна не только оборонительная, но и наступательная операция. Ошибался ли Андрей Карлович, запретив Гринёву вернуться? Гринёв храбрый и пылкий, любовь придаёт ему силы, и, несомненно, рискуя, он всё-таки смог бы освободить белогорцев. Или наоборот. Комендант отвечает за жизни людей, доводы его неоспоримы, а военные планы Гринёва слишком авантюрны. Честь и чувство долга коменданта Оренбурга заставляют его принять разумное решение, но мужская честь Гринёва не может ему позволить смириться с ним. Вновь наш герой на распутье. Он, как честный офицер, не смеет покидать расположение части и самовольно предпринимать рискованные и неоднозначно воспринимаемые начальством действия, тем более контактировать с “разбойником”, “вором и мошенником”, погубившим множество достойных людей. Но сможет ли уважать себя мужчина, не откликнувшийся на такой призыв: “Батюшка Пётр Андреич! вы один у меня покровитель, заступитесь за меня, бедную”?

Презентация к уроку литературы в 8 классе "Капитанская дочка"

Презентация к уроку литературы в 8 классе "Капитанская дочка"
Глава 11 Сравните отношение к Гринёву Пугачёва и его “генералов”. Гринёв, оказавшийся вновь в пугачёвском “вертепе”, играет с огнём. Хозяин ласков с гостем, а вот его “енералы” настроены отнюдь не так благосклонно: “Коли ты Швабрина хочешь повесить, то на той же виселице повесь и этого молодца”. А разве Пугачёву выгодно ссориться с ними? Без своего войска он — ничто. Как бы ни симпатизировал ему Пугачёв, Гринёв чужой, а “енералы” — его приближённые, ну а переворот может произойти и в бревенчатом “дворце”. В чём смысл жизни Пугачёва? Пугачёв тоже рискует и, конечно, не только странной для окружающих симпатией к молодому оренбургскому офицеру, но и всей своей жизнью. Герою известна его дальнейшая судьба — два столба с перекладиной. Пугачёв сам отвечает на этот вопрос притчей об орле и вороне. Смысл его жизни заключается в морали сказки: “Чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст!”

Презентация к уроку литературы в 8 классе "Капитанская дочка"

Презентация к уроку литературы в 8 классе "Капитанская дочка"
Глава 12Какую роль играет Марья Ивановна во взаимоотношениях Гринёва и Швабрина? Конфликт между Гринёвым и Швабриным доходит до высшей точки развития и разрешается. Кульминацией является открытие Швабриным происхождения Маши. Швабрин играет ва-банк, жертвуя Марьей Ивановной: “Эта девушка не племянница здешнего попа: она дочь Ивана Миронова…” Оба героя любят Машу. В любви Гринёва не приходится сомневаться, все его бесстрашные и рискованные поступки совершены ради неё. Любовь превратила его из безответственного проказника в настоящего мужчину, благородного взрослого человека. Но любит ли Машу Швабрин? Наверное, да. Только это совсем другая любовь. Она подняла в натуре Алексея Ивановича всё тайное, глубоко спрятанное, неприглядное. Это любовь во имя себя самого. Девушка, послужившая когда-то причиной ссоры двух молодых людей, становится мерилом чести и благородства героев, обнажает их души, развивает то, что заложено в них. Что помогло Гринёву в очередной раз избежать смерти? Конфликт вновь разрешается с помощью “ласкового льва”. Развязка почти сказочная: зло побеждено, впереди свадьба счастливых героев. Но жизнь их в какое-то мгновение висела на волоске: “Пугачёв устремил на меня огненные свои глаза: “Это что ещё?” — спросил он меня с недоумением”. И вновь искренность Гринёва подкупает его. Логичные доводы собеседника обескураживают разозлившегося было “хищника”.

Презентация к уроку литературы в 8 классе "Капитанская дочка"

Презентация к уроку литературы в 8 классе "Капитанская дочка"
Глава 13К каким действиям Гринева привела повторная встреча его с Зуриным? Пугачев даёт Петру пропуск во все заставы. Счастливые влюбленные едут в родительский дом. Они спутали армейский конвой с пугачевскими изменниками и попали под арест. В начальнике заставы Гринев узнал Зурина. Он рассказал, что едет домой жениться. Тот отговаривает его, заверяя остаться на службе. Петр и сам понимает, что его зовет долг. Он отправляет Машу и Савельича к родителям. Виноват ли, по-вашему, Гринёв? Справедливо ли он арестован? Как всё не просто в этой повести, так не прост и ответ на этот вопрос. По закону да, виноват: самовольно покинул Оренбургскую крепость, находился в приятельских отношениях с государственным преступником, принимал от него подарки и дарил сам. Но это только по закону, так сказать, со стороны. Но мы-то видели, слышали, знаем, что эти обстоятельства, действительно подозрительные на первый взгляд, вовсе не связаны с потерей чести героя, с предательством. Опять противоречие между законом и человечностью.

Презентация к уроку литературы в 8 классе "Капитанская дочка"

Презентация к уроку литературы в 8 классе "Капитанская дочка"
Глава 14 Почему Екатерина II помиловала Гринёва? Почему спасение Гринёва приходит не из органов правосудия, а от Екатерины? Марья Ивановна не оспаривает приговор, а просит милости. Интересно, что свою историю Маша рассказывает не императрице, а милой даме, случайно встреченной ей в царскосельском саду. Дама поняла её как женщина женщину, как человек человека. И закон может отступить, когда вступает в силу гуманность и милосердие. Екатерина не оправдала, а именно помиловала Гринёва. По пушкинскому замыслу, этому герою повести оказывают милость два императора — настоящий и самозванец, два носителя власти, являющиеся непримиримыми врагами друг другу. Перед честностью и человечностью отступает даже беспощадный, но слепой закон. Почему Пушкин представил своё произведение в форме записок Гринёва? Пушкин, выбрав для своей повести форму записок главного героя, делает читателя сопричастным всему, что происходит с ним. И если “Капитанская дочка” — история взросления души, то кто лучше самого персонажа расскажет об этом? Напоследок, оглядываясь назад, ещё раз вспоминаем, каким был Петруша в первых главах и каким стал в последних, тем, кого в последнюю минуту своей жизни Пугачёв “узнал в толпе и кивнул ему головою”.

Презентация к уроку литературы в 8 классе "Капитанская дочка"

Презентация к уроку литературы в 8 классе "Капитанская дочка"
Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести и морали. Это проблема была и есть одна из центральных в русской литературе. Честь занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить многие беды и невзгоды, но, наверно, ни один народ на земле не смирится с разложением нравственности. Потеря чести - это падение моральных устоев, за которыми всегда следует наказание. Понятие чести воспитывается в человеке с детства. Так, на примере повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка», хорошо видно, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018