Данная презентация по теме "Культура Античности. Древняя Греция" включает в себя материал, объясняющий термин "античность", периодизацию художественной культуры Древней Греции, далее - что такое эгейское искусство и примеры его, затем - информацию об Афинах – центре греческой цивилизации, в частности, о веке Перикла. Учащиеся узнают, кто такие куросы и коры, и что означает прием в скульптуре - хиазм.
Культура Античности.
Древняя Греция.
МОУ «Никольская СОШ №9»
Дружинина Т.Ю.
Античность – колыбель мирового
искусства.
Термин античный возник в XV веке, в
переводе с лат. означает «древний» и
употребляется по отношению к истории
и культуре Древней Греции и Древнего
Рима.
Античность – это взлет, выразившийся в
прекрасных творениях литературы и
философии, архитектуры и театра,
скульптуры и живописи (мозаики).
Периодизация художественной
культуры Древней Греции
•Крито-микенский (эгейский) период –
III-II тыс. до н.э.
•Гомеровский период –
XI-VIII вв. до н.э.
•Архаика - VII-VI вв. до н.э.
•Классика – V-IV вв. до н.э.
•Эллинизм – III-I вв. до н.э.
Эгейское искусство
Культура античного мира не возникла
внезапно, ей предшествовала богатейшая и
оригинальная культура, созданная на
островах и побережье Эгейского моря.
Крит, великого Зевса остров, лежит среди моря.
Горы идейские там, колыбель это нашего рода.
Сто городов населяют великие богатые
царства.
Вергилий, «Энеида».
Шедевры эгейской архитектуры.
Кносский дворец. XVIв. до н.э.
Дельфины. Фреска. Около 1500 г. до
н.э.
Фрески Кносского дворца.
«Парижанка».
Игры с быком. Около 1500 г. до
н.э.
Корова, облизывающая телёнка.
Рельеф.
Львиные ворота в Микенах.
XIVв.до н.э.
Микены. Львиные ворота - №1.
Вазопись стиля Камарес.
Около 1450 г. до н.э.
В.Я. Брюсов. «Эгейские вазы»
Они пленительны и нежны,
Они изысканно-небрежны,
То гармонически размерны,
То соблазнительно неверны,
Всегда закончены и цельны,
Неизмеримо-нераздельны,
И завершенность линий их
Звучит, как полнопевный стих…
Как исхищрённы их узоры
Ласкающие сладко взоры:
В запутанности линий гнутых,
То разомкнутых, то сомкнутых,
Как много жизни претворенной, -
Пресыщенной и утомленной
Холодным строем красоты,
В исканьях новой остроты!
И вот, причудливо согнуты,
Выводят щупальцами спруты
По стенкам нежные спирали…
Афины – центр греческой
цивилизации.
V век до н.э. – время расцвета
древнегреческих полисов. Афины
превращаются в крупнейший
политический и культурный центр
Эллады – «золотой век Афин».
Да ты – чурбан, коли Афин не видывал;
Осёл – коли, увидев, не пришел в восторг;
Верблюд – коли покинул их по своей воле.
Народная пословица.
Век Перикла.
Перикл правил в Афинах с 449 г. до н.э.
Этому высокообразованному и
дальновидному политику удалось
объединить вокруг себя лучшие умы
Древней Эллады. Его ближайшими
друзьями были философ Анаксагор,
скульпторы Поликлет и Фидий, на долю
которого выпала честь строительства
афинского Акрополя, сожженного и
разрушенного персами.
Кресилай. Портрет Перикла. Около
440 г. до н.э.Римская копия.
Ансамбль Акрополя. Общий вид.Vв.
до н.э. Афины.
Храм Ники Аптерос (Бескрылой). Vв.
до н.э. Афины.
Пропилеи. Y в. до н.э. Афины.
Д.С. Мережковский, философ и
поэт:
Я увидал в лазури чистой
Мне будет вечно дорог день,
Когда вступил я, Пропилеи,
Под вашу мраморную сень,
Что пены волн морских белее,
Когда, священный Парфенон,
Впервые мрамор золотистый
Твоих божественных колонн,
Прозрачный, теплый и живой,
Как тело юной Афродиты,
Рожденной пеною морской.
Твой камень, солнцем весь облитый,
Парфенон – главный храм
Акрополя.Скульпторы Иктин и
Калликрат.
Афина Парфенос (Дева).
Реконструкция.
Круг Фидия. Процессия
девушек.
Эрехтейон. V в. До н.э. Афины.
Скульптуры кариатид (девушек,
поддерживающих карниз).
Театр Диониса в Афинах. VI в.до н.э.
Искусство вазописи. Амфора из
Дипилона.
Геракл и Герикон. Чернофигурная
вазопись.
Блюдо. Краснофигурная вазопись.
Куросы и коры архаики
Это наиболее ранние из дошедших
до наших дней произведения,
созданные в эпоху архаики.
Куросы – фигуры юношей,
получившие название «архаических
Аполлонов», воплощавших мужской
идеал красоты, молодости и здоровья.
Коры – фигуры девушек, воплощение
изысканности и утонченности.
Поликлет. Дорифор.Y в. до н.э.
Римская копия.
Хиазм – основной прием древнегреческих
мастеров для изображения скрытого
движения в состоянии покоя.
Вот некоторые математические вычисления
Поликлета, относящиеся к его
представлениям об идеальной красоте:
голова человека – 1/7 всего роста;
лицо и кисть руки – 1/10 часть; ступня – 1/6.
Свои мысли и расчеты Поликлет изложил в
теоретическом трактате «Канон», который, к
сожалению, не дошел до наших дней.
Мирон. Дискобол.V в. до н.э.
Скопас. Голова раненого воина с
западного фронтона храма Афины в
Тегее. IV в. до н.э.
Пракситель. Афродита Книдская.
Сер. IV в. до н.э.
Лисипп. Александр Македонский.
IV в. до н.э.
Скульптура эллинизма. Леохар.
Аполлон Бельведерский.
Ника Самофракийская.II в. до
н.э.
Н. Гумилёв:
В час моего ночного бреда
Ты возникаешь пред глазами –
Самофракийская Победа
С простертыми вперед руками.
В твоем безумно-светлом взгляде
Смеётся что-то, пламенея,
И наши тени мчатся сзади,
Поспеть за нами не умея.
Агесандр, Афинодор, Полидор.
Лаокоон с сыновьями. 40 г. до н.э.