Презентация к уроку "Морфемика и словообразование. Повторение изученного" (5 класс)

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 25.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация по русскому языку к уроку обобщающего типа "Морфемика и словообразование" в 5 классе является дополнением к одноименному уроку. Давно не секрет, что презентации представляют собой не только удобный и наглядный способ подачи информации, но и дают большие возможности для развития креативного мышления и реализации творческих способностей учащихся.
Иконка файла материала Морфемика и словобразование.ppt
5 класс Морфемика и  словообразование.  Повторение изученного Подготовила учитель русского языка и  литературы Сампурского филиала  МБОУ «Сатинская СОШ» Осипова Н.  В.
Цели урока • обобщение и углубление полученных  знаний о словообразовании; •  развитие  орфографической зоркости; • воспитание любви к русскому языку;  активизация познавательной и  творческой  активности; •  формирование навыков  сотрудничества; развитие внимания,  зрительной и слуховой памяти.
Терминологический диктант • 1) МОРФЕМИКА • 2) КОРЕНЬ • 3) ОКОНЧАНИЕ • 4) НУЛЕВОЕ • 5) ОСНОВА • 6) ПРИСТАВКА • 7) СУФФИКС • 8) ПОСТФИКС • 9) ИНТЕРФИКС • 10) ФОРМООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ • 11) МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ • 12) СЛОЖНОСОКРАЩЕННЫЕ
Морфемный разбор • ИССЛЕДОВАЛА • БЕЗВОДНЫЙ • НАКЛОНИТЬСЯ •  ТОРЖЕСТВЕННО ПОРЯДОК МОРФЕМНОГО РАЗБОРА Выделяем в слове: 1)окончание; 2)основу Выделяем из основы: 3) корень; 4) приставку; 5) суффикс
Порядок                       словообразовательного разбора 1)найти исходное слово (или его основу) и,  сопоставив с данным словом, выделить их  общую часть: переводчик­ перевод; вырасти­ расти; 2) найти в слове присоединённую  словообразовательную морфему (суффикс  или приставку) и обозначить её; 3) записать слова парами
Игра «Составь слово!» А) Зори – корень. Голенький – суффикс. Нога – окончание.  Б) Подстилка – приставка. Ходить – корень. Сом – окончание.  В) Подпрыгнул – приставка. Свеча – корень. Умник – суффикс. Тень – окончание.
Лингвистическая задача • Переведите в настоящее время  предложение                                            Положу тетради в  портфель  (будущее время).  Есть ли в русском языке  бесприставочные глаголы с  корнем ­лаг­/­лож­?
Орфографический  практикум Сделайте выводы о правописании  данных слов • Творение, затворить, затворять,  претворять, растворить,  нерастворимый (искл. утварь); тварь,  творчество. Поклонение, наклонение, склонение,  склоняться, склониться,  преклонение; поклон, кланяться.
Орфографический  практикум • Вставьте недостающие буквы. Обозначьте орфограммы в выделенных словах Затв..рить дверь, претв..рить в  жизнь, чудесное тв..рение, раств..рить  окна, нераств..римое вещество. Прекл..нить колени, откл..нение от  заданного направления, накл..нить  голову, прекл..няться перед  авторитетами.
2) слово, в котором есть все известные вам виды морфем;   Выпишите: 1) слово с двумя приставками ; 3) слово, в котором нет окончания;  4) слово с нулевым окончанием; Работа с текстом Вставьте пропущенные буквы о обозначьте орфограммы Выполните синтаксический и пунктуационный разбор первого предложения.                   Я  не  предпол..гал,  что  зима  в  этом  году  н..ступит  очень  рано. Снег обычно не л..жится в начале ноября, а в этом году  невидимый  художник  к..снулся  деревьев,  г..зонов,  ск..меек  в  парке.          Кисть нежно  пол..жила белые м..зки на асфальт, на м..шины  и  на  под..конники.  Будто  в  одну  ночь  голые  кусты  пр..вратились  в  пр..везенные  из  з..морских  ор..нжерей  из..сканные  ф..нтастические  р..стения.  На  з..ре  р..зоватые  блики  теплым  к..санием  ож..вили  их,  будто  нежные  экз..тические цв..ты выр..сли на знакомых веточках, пр..дав им  новый, не..жиданный вид.
2) слово, в котором есть все известные вам виды морфем;   Выпишите: 1) слово с двумя приставками ; 3) слово, в котором нет окончания;  4) слово с нулевым окончанием; Работа с текстом Вставьте пропущенные буквы о обозначьте орфограммы Выполните синтаксический и пунктуационный разбор первого предложения.                   Я  не  предполагал,  что  зима  в  этом  году  наступит  очень  рано. Снег обычно не ложится в начале ноября, а в этом году  невидимый  художник  коснулся  деревьев,  газонов,  скамеек  в  парке.          Кисть нежно  положила белые мазки на асфальт, на машины  и  на  подоконники.  Будто  в  одну  ночь  голые  кусты  превратились  в  привезенные  из  заморских  оранжерей  изысканные  фантастические  растения.  На  заре  розоватые  блики  теплым  касанием  оживили  их,  будто  нежные  экзотические цветы выросли на знакомых веточках, придав им  новый, неожиданный вид.
Орфографический практикум        с творческим заданием • Какому правилу подчиняется написание слов с  пропущенными буквами в приведенных  словосочетаниях? Вставьте недостающие буквы,  обозначьте орфограмму. Придумайте и запишите мини­ текст с использованием выделенных словосочетаний. Подб..рать примеры – выб..ру орфограмму, ум..рать со страху  – бесславно ум..реть,  наст..лать  паркет – пост..лить белье,  уд..рать без оглядки– уд..ру от собаки, заж..гательный  танец – выж..чь узор, зап..рать дверь – зап..реть на ключ,  выт..рать лужу – выт..реть пыль, расст..латься в дымке –  ст..литься над самой землей, бл..стательный успех –  бл..стящее выступление, зам..рли от восторга – зам..рать  от восхищения.
Орфографический практикум        с творческим заданием • Какому правилу подчиняется написание слов с  пропущенными буквами в приведенных  словосочетаниях? Вставьте недостающие буквы,  обозначьте орфограмму. Придумайте и запишите мини­ текст с использованием выделенных словосочетаний. Подбирать примеры – выберу орфограмму, умирать со страху  – бесславно умереть,  настилать  паркет – постелить белье,  удирать без оглядки– удеру от собаки, зажигательный  танец – выжечь узор, запирать дверь – запереть на ключ,  вытирать лужу – вытереть пыль, расстилаться в дымке –  стелиться над самой землей, блистательный успех –  блестящее выступление, замерли от восторга – замирать  от восхищения.
Соревнуемся! Безударные  гласные в корне,  проверяемые… ... гласные непроверяемые Чередующиеся …  в корне ... гласные е/и в корне трава положить помидор выбирать
Повторяем способы  образования слов! •  Выпишите из текста слова, образованные:              1) суффиксальным способом, 2) приставочным  способом, 3) способом сложения. • Легкий снежок, выпавший поутру, вскоре сгребли с  тротуаров, но он остался на крышах, веточках, на  прошлогодней траве. Пришел кот, понюхал снег,  чихнул и попятился. Прилетела громкоголосая  стайка воробьев. Они попрыгали, склевали что­то,  шумно ссорясь, и улетели всей стаей. По переходу  важно проследовал породистый пес, которого вела  серьезная девочка.
Лингвистическая задача • Чем интересны слова пр..ступить,  пр..давать, пр..творить?  От чего зависит, какую букву вы вставите в  каждое из них? С каждым из этих слов составьте по два  словосочетания таким образом, чтобы в  одном нужна была приставка при­, а в  другом – пре­.
Ключ к заданию • Правописание приставки зависит от  лексического значения слова. Убедимся в  этом при помощи составленных  словосочетаний:  • приступить к работе (начать работу), • преступить закон (нарушить закон; = ПЕРЕ­), • придавать значение, •  предавать друзей, • притворить дверь (неполнота действия),  претворить (воплотить) в жизнь
Да здравствует  творчество! Составьте синквейн с  ключевыми  словами  СЛОВООБРАЗОВАНИЕ урока –  МОРФЕМИКА, Синквейн – это «стихотворение»,  состоящие из пяти строк.                         В синквейне человек высказывает свое  отношение к проблеме.
Что пишется в каждой строке? Что пишется в каждой строке? 1 строка 2 строка 3 строка 4 строка 5 строка 1 слово – заголовок. Это существительное или  местоимение. (Кто? Что?) 2 слова Это прилагательные. (Какой? Какая?  Какое? Какие?) 3 слова Это глаголы. (Что делает? Что делают?) 4 слова Это фраза, в которой выражается личное   мнение к предмету разговора. 1 слово Вывод, итог. Это  существительное. (Кто? Что?)
Ключевые понятия МОРФЕМИКА Нужная, значимая. Выделить, обозначить, убедиться Очень интересная наука! Раздел лингвистики! СЛОВООБРАЗОВАНИЕ Важная, интересная наука. Найти, сопоставить, записать  парами. Изучает процесс образования новых  слов.  Раздел лингвистики!   .
Подведем итоги! • Сведения из каких разделов  лингвистики мы повторяли  сегодня на уроке? •  С какими орфографическими  правилами работали?
Домашнее задание •  Вы видите на партах   домашнее задание разного  типа и различной степени  трудности. Выберете себе  такое  задание, которое  кажется вам наиболее  интересным.
Использованная  литература • Богданова Г. А. Морфемика. Орфография.     5 класс// Русский язык.  Методическая  газета для учителей­словесников ­ № 45,  2003 год. • Виды разбора на уроках русского языка:  пособие для учителя/ В. В. Бабайцева, В.  М. Шаталова, Г. К. Лидман­Орлова и др. –  2­е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985  год. • В презентации использован слайд (№ 19) из  презентации Коровиной И. Н.