Презентация к уроку "Образы помещиков. Манилов" ( 9 класс, литература)
Оценка 4.6

Презентация к уроку "Образы помещиков. Манилов" ( 9 класс, литература)

Оценка 4.6
Презентации учебные
ppt
русская литература
9 кл
09.02.2017
Презентация к уроку "Образы помещиков. Манилов" ( 9 класс, литература)
Класс делится на группы Каждая группа работает с образом Манилова, характеризуя его по предложенному плану анализа. Каждая группа отвечает на вопросы карточки, подтверждая все сообщения текстом поэмы. Докладчик от каждой группы представляет сообщение, после которого делается общий вывод, позволяющий понять сущность помещика Манилова.Презентация к уроку "Образы помещиков. Манилов"
Урок 2 Манилов-.ppt

Презентация к уроку "Образы помещиков. Манилов" ( 9 класс, литература)

Презентация к уроку "Образы помещиков. Манилов" ( 9 класс, литература)
Манилов­  Манилов­  «рыцарь  «рыцарь  пустоты» пустоты» …… не ревизские – мёртвые души, а все эти Ноздрёвы, Маниловы… - вот мёртвые души, и их мы встречаем на каждом шагу. А.И.Герцен

Презентация к уроку "Образы помещиков. Манилов" ( 9 класс, литература)

Презентация к уроку "Образы помещиков. Манилов" ( 9 класс, литература)
Работа в группах Работа в группах Класс делится на группы  Класс делится на группы Каждая группа работает с образом  Каждая группа работает с образом Манилова, характеризуя его по Манилова, характеризуя его по предложенному плану анализа. предложенному плану анализа. Каждая группа отвечает на вопросы  Каждая группа отвечает на вопросы карточки, подтверждая все сообщения карточки, подтверждая все сообщения текстом поэмы. текстом поэмы.  Докладчик от каждой группы Докладчик от каждой группы представляет сообщение, после представляет сообщение, после которого делается общий вывод, которого делается общий вывод, позволяющий понять сущность позволяющий понять сущность помещика Манилова. помещика Манилова.

Презентация к уроку "Образы помещиков. Манилов" ( 9 класс, литература)

Презентация к уроку "Образы помещиков. Манилов" ( 9 класс, литература)
ПЛАН АНАЛИЗА ПЛАН АНАЛИЗА 1.Портрет (как правило, их два: первый – беглый, 2. Авторская характеристика (в неё второй – более подробный) обязательно входит рассуждение о типичности данного героя для русской жизни). 3. Пейзаж усадьбы как своеобразная эмблема (или «зеркало») души героя. 4. Интерьер помещения ( с теми же функциями). 5. Сопутствующие персонажи (члены семьи, прислуга, другие гости). 6. Диалог с Чичиковым о мёртвых душах (здесь, как правило, открывается наиболее важный аспект характера помещика). 7. Имена и фамилии помещиков более или менее значимы (содержат важные ассоциации).

Презентация к уроку "Образы помещиков. Манилов" ( 9 класс, литература)

Презентация к уроку "Образы помещиков. Манилов" ( 9 класс, литература)
Карточка с вопросами Карточка с вопросами а) Какую деталь в портрете героя  а) Какую деталь в портрете героя подчеркивает Гоголь? подчеркивает Гоголь? б) Что вы можете сказать о Манилове б) Что вы можете сказать о Манилове как хозяине? как хозяине? в) Что говорит интерьер о герое? в) Что говорит интерьер о герое? г) Как отреагировал Манилов на просьбу г) Как отреагировал Манилов на просьбу Чичикова продать ему мертвые души? Чичикова продать ему мертвые души? д) Какую черту в поведении героя вы д) Какую черту в поведении героя вы заметили, знакомясь с ним? заметили, знакомясь с ним? е) Каков образ жизни Манилова? е) Каков образ жизни Манилова? ж) Каково значение имени Манилова? ж) Каково значение имени Манилова?

Презентация к уроку "Образы помещиков. Манилов" ( 9 класс, литература)

Презентация к уроку "Образы помещиков. Манилов" ( 9 класс, литература)
Какую деталь в портрете героя  Какую деталь в портрете героя  подчеркивает Гоголь? подчеркивает Гоголь?

Презентация к уроку "Образы помещиков. Манилов" ( 9 класс, литература)

Презентация к уроку "Образы помещиков. Манилов" ( 9 класс, литература)
Портрет Манилова Портрет Манилова Портрет М. построен по принципу  Портрет М. построен по принципу количественного нагнетания количественного нагнетания положительного качества положительного качества (восторженности, симпатии, (восторженности, симпатии, гостеприимства) до крайнего избытка, гостеприимства) до крайнего избытка, переходящего в противоположное, переходящего в противоположное, отрицательное качество: «черты лица его отрицательное качество: «черты лица его были не лишены приятности, но в эту были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было приятность, казалось, чересчур было передано сахару»; в лице М. «выражение передано сахару»; в лице М. «выражение не только сладкое, но даже приторное, не только сладкое, но даже приторное, подобное той микстуре, которую ловкий подобное той микстуре, которую ловкий светский доктор засластил светский доктор засластил немилосердно…» немилосердно…»

Презентация к уроку "Образы помещиков. Манилов" ( 9 класс, литература)

Презентация к уроку "Образы помещиков. Манилов" ( 9 класс, литература)
Что вы можете сказать о  Что вы можете сказать о  Манилове как хозяине? Манилове как хозяине? Поместье Манилова – парадный фасад помещичьей  Поместье Манилова – парадный фасад помещичьей России. Претензии на изысканность, образованность, России. Претензии на изысканность, образованность, утонченность вкуса еще более подчеркивают  утонченность вкуса еще более подчеркивают внутреннюю пустоту обитателей усадьбы. В сущности, внутреннюю пустоту обитателей усадьбы. В сущности, это декорация, прикрывающая скудость. это декорация, прикрывающая скудость. Бесхозяйственность Манилова открывается читателю Бесхозяйственность Манилова открывается читателю еще по дороге в усадьбу: все безжизненно, жалко, еще по дороге в усадьбу: все безжизненно, жалко, мелко. Пейзаж Маниловки не лучше. Иронически мелко. Пейзаж Маниловки не лучше. Иронически обыграно Гоголем и само название деревни: «Деревня обыграно Гоголем и само название деревни: «Деревня Маниловка не многих могла заманить своим Маниловка не многих могла заманить своим местоположением». Печать серости, скудости, местоположением». Печать серости, скудости, неопределенности цвета лежит на всем, что окружает неопределенности цвета лежит на всем, что окружает Манилова: серый день, серые избы… Манилова: серый день, серые избы…

Презентация к уроку "Образы помещиков. Манилов" ( 9 класс, литература)

Презентация к уроку "Образы помещиков. Манилов" ( 9 класс, литература)
Какой Манилов хозяин? Какой Манилов хозяин? Манилов – не только человек, от которого «не  Манилов – не только человек, от которого «не дождешься никакого живого слова», а и дождешься никакого живого слова», а и помещик, совершенно равнодушный к судьбам помещик, совершенно равнодушный к судьбам крестьян. Автор подсказывает читателю, что крестьян. Автор подсказывает читателю, что должно было бы занимать Манилова, если бы должно было бы занимать Манилова, если бы он был живым человеком: «Зачем, например, он был живым человеком: «Зачем, например, глупо и без толку готовится на кухне? зачем глупо и без толку готовится на кухне? зачем довольно пусто в кладовой? Зачем воровка довольно пусто в кладовой? Зачем воровка ключница? зачем нечистоплотны и пьяницы ключница? зачем нечистоплотны и пьяницы слуги? зачем вся дворня спит немилосердным слуги? зачем вся дворня спит немилосердным образом и повесничает все остальное время?» образом и повесничает все остальное время?»

Презентация к уроку "Образы помещиков. Манилов" ( 9 класс, литература)

Презентация к уроку "Образы помещиков. Манилов" ( 9 класс, литература)
Какой Манилов хозяин? Какой Манилов хозяин? Эти «зачем» можно было бы продолжить – Гоголь дает нам для  Эти «зачем» можно было бы продолжить – Гоголь дает нам для этого много поводов. Зачем Манилов не знает, кто из его крестьян этого много поводов. Зачем Манилов не знает, кто из его крестьян жив и кто умер? Зачем он препоручил все хозяйство ленивому жив и кто умер? Зачем он препоручил все хозяйство ленивому пухлому приказчику, знавшему «слишком хорошо, что такое пухлому приказчику, знавшему «слишком хорошо, что такое пуховики и перины», и не считавшему, сколько в деревне умерло пуховики и перины», и не считавшему, сколько в деревне умерло крестьян со времени последней ревизии? Зачем «очень многие крестьян со времени последней ревизии? Зачем «очень многие умирали» за такой короткий срок? Зачем, наконец, живет Манилов, умирали» за такой короткий срок? Зачем, наконец, живет Манилов, и почему двести крестьянских дворов должны работать на него? и почему двести крестьянских дворов должны работать на него? Эти вопросы рождаются у читателя, вдумывающегося в рассказ о Эти вопросы рождаются у читателя, вдумывающегося в рассказ о Манилове. Но вопрос «зачем?» для Манилова не существует. Он не Манилове. Но вопрос «зачем?» для Манилова не существует. Он не в состоянии ответить на него. В Манилове все построено на в состоянии ответить на него. В Манилове все построено на желании понравиться. Все равно, кому и для чего,- этого он не желании понравиться. Все равно, кому и для чего,- этого он не знает. Так просто – чтобы были «именины сердца». знает. Так просто – чтобы были «именины сердца». М., погруженный в заманчивые размышления, никогда не выезжает М., погруженный в заманчивые размышления, никогда не выезжает на поля, а между тем мужики пьянствуют, у сереньких изб деревни на поля, а между тем мужики пьянствуют, у сереньких изб деревни М. ни одного деревца — «только одно бревно»; хозяйство идет как- М. ни одного деревца — «только одно бревно»; хозяйство идет как- то само собой; ключница ворует, слуги М. спят и повесничают. то само собой; ключница ворует, слуги М. спят и повесничают.

Презентация к уроку "Образы помещиков. Манилов" ( 9 класс, литература)

Презентация к уроку "Образы помещиков. Манилов" ( 9 класс, литература)
Что говорит интерьер о герое? Что говорит интерьер о герое? В доме у Манилова тоже В доме у Манилова тоже все неопрятно, тускло: все неопрятно, тускло: шелковый капот жены шелковый капот жены бледного цвета, стены бледного цвета, стены кабинета выкрашены кабинета выкрашены «какой-то голубенькой «какой-то голубенькой краской, вроде краской, вроде серенькой». серенькой». Обстановка всегда Обстановка всегда рельефно характеризует рельефно характеризует героя, но у Гоголя этот героя, но у Гоголя этот прием доведен до прием доведен до сатирического заострения. сатирического заострения. Его герои погружены в Его герои погружены в мир вещей, их облик мир вещей, их облик исчерпывается вещами исчерпывается вещами

Презентация к уроку "Образы помещиков. Манилов" ( 9 класс, литература)

Презентация к уроку "Образы помещиков. Манилов" ( 9 класс, литература)
Интерьер Интерьер Гоголь открывает читателю один из  Гоголь открывает читателю один из излюбленных им приемов характеристики излюбленных им приемов характеристики персонажа: «Чичиков с любопытством персонажа: «Чичиков с любопытством рассматривал жилище этого… человека, думая рассматривал жилище этого… человека, думая по нем отыскать свойства самого хозяина, как по нем отыскать свойства самого хозяина, как по оставшейся раковине заключают об устрице по оставшейся раковине заключают об устрице или улитке, некогда в ней сидевшей и или улитке, некогда в ней сидевшей и оставившей свое отпечатление». оставившей свое отпечатление». В главе о Манилове «раковина» особенно В главе о Манилове «раковина» особенно важна, так как характер героя неопределёнен, важна, так как характер героя неопределёнен, неуловим. В Манилове нет живых желаний, той неуловим. В Манилове нет живых желаний, той силы жизни, которая движет человеком, силы жизни, которая движет человеком, заставляет его совершать какие-то поступки. заставляет его совершать какие-то поступки.

Презентация к уроку "Образы помещиков. Манилов" ( 9 класс, литература)

Презентация к уроку "Образы помещиков. Манилов" ( 9 класс, литература)
Каковы отношения Манилова и его жены? Каковы отношения Манилова и его жены? «В первую минуту разговора с  «В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый «Какой приятный и добрый человек!» В следующую < ...> человек!» В следующую < ...> ничего не скажешь, а в третью ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что скажешь: «Черт знает что такое!» — и отойдешь такое!» — и отойдешь подальше…» Любовь М. и жены подальше…» Любовь М. и жены пародийно-сентиментальна. пародийно-сентиментальна. После восьми лет супружества После восьми лет супружества они по-прежнему носят друг они по-прежнему носят друг другу конфетки и лакомые другу конфетки и лакомые кусочки со словами: «Разинь, кусочки со словами: «Разинь, душенька, свой ротик, я тебе душенька, свой ротик, я тебе положу этот кусочек». Обожают положу этот кусочек». Обожают сюрпризы: готовят в подарок сюрпризы: готовят в подарок «бисерный чехольчик на «бисерный чехольчик на зубочистку» или вязаный зубочистку» или вязаный кошелек. Утонченная кошелек. Утонченная деликатность и сердечность М. деликатность и сердечность М. выражается в абсурдных формах выражается в абсурдных формах неуемного восторга: «щи, но от неуемного восторга: «щи, но от чистого сердца», «майский день, чистого сердца», «майский день, именины сердца»; чиновники, по именины сердца»; чиновники, по словам М., сплошь препочтен- словам М., сплошь препочтен- нейшие и прелюбезнейшие люди нейшие и прелюбезнейшие люди

Презентация к уроку "Образы помещиков. Манилов" ( 9 класс, литература)

Презентация к уроку "Образы помещиков. Манилов" ( 9 класс, литература)
Каков образ жизни Манилова? Каков образ жизни Манилова? Вещи, окружающие М., свидетельствуют о его неприспособленности, оторванности от жизни, о безразличии к реальности: господский дом стоит на юру, «открытом всем ветрам»; М. проводит время в беседке с надписью «Храм уединенного размышления», где ему приходят в голову разные фантастические проекты, например провести подземный ход от дома или выстроить через пруд каменный мост; в кабинете М. два года подряд лежит книжка с закладкой на 14-й странице; в картузах, табачнице рассыпан пепел, горки выбитой из трубки золы аккуратно расставлены на столе и окнах, что составляет досуг М.

Презентация к уроку "Образы помещиков. Манилов" ( 9 класс, литература)

Презентация к уроку "Образы помещиков. Манилов" ( 9 класс, литература)
Как отреагировал Манилов на просьбу Чичикова продать ему  Как отреагировал Манилов на просьбу Чичикова продать ему  мертвые души? мертвые души? Вспомним, какую растерянность испытывает  Вспомним, какую растерянность испытывает Манилов, оказавшись перед непонятным для Манилов, оказавшись перед непонятным для него явлением – предложением Чичикова него явлением – предложением Чичикова купить у него мертвые души: «Он чувствовал, купить у него мертвые души: «Он чувствовал, что ему нужно что-то сделать, предложить что ему нужно что-то сделать, предложить вопрос, а какой вопрос, чёрт его знает. Кончил вопрос, а какой вопрос, чёрт его знает. Кончил он наконец тем, что выпустил опять дым, но он наконец тем, что выпустил опять дым, но только уже не ртом, а через носовые ноздри». только уже не ртом, а через носовые ноздри». Разговор Манилова и Чичикова о продаже Разговор Манилова и Чичикова о продаже мертвых душ свидетельствует о мертвых душ свидетельствует о несамостоятельности и потому страхе несамостоятельности и потому страхе Манилова, который при всей своей Манилова, который при всей своей «изысканности» в этом диалоге очень недалек. «изысканности» в этом диалоге очень недалек. Манилов так пуст, что ничего, кроме приятной Манилов так пуст, что ничего, кроме приятной улыбки и прожекта о подземном ходе или улыбки и прожекта о подземном ходе или каменном мосте через пруд, сотворить может. каменном мосте через пруд, сотворить может.  Какие слова чаще всего встречаются в речи Какие слова чаще всего встречаются в речи Манилова? Любезное позвольте да Манилова? Любезное позвольте да неопределенные местоимения и наречия: какой- неопределенные местоимения и наречия: какой- нибудь, этакое, какое-то, этак… Эти слова нибудь, этакое, какое-то, этак… Эти слова придают оттенок неопределенности всему, что придают оттенок неопределенности всему, что говорит Манилов, создают ощущение говорит Манилов, создают ощущение смысловой бесплодности речи: «Как было бы в смысловой бесплодности речи: «Как было бы в самом деле хорошо, если бы жить этак вместе, самом деле хорошо, если бы жить этак вместе, под одною кровлею, или под тенью какого- под одною кровлею, или под тенью какого- нибудь вяза пофилософствовать о чем-нибудь, нибудь вяза пофилософствовать о чем-нибудь, углубиться…» углубиться…»

Презентация к уроку "Образы помещиков. Манилов" ( 9 класс, литература)

Презентация к уроку "Образы помещиков. Манилов" ( 9 класс, литература)
Каково значение имени Манилова? Каково значение имени Манилова? Имена и фамилии помещиков более или  Имена и фамилии помещиков более или менее значимы (содержат важные менее значимы (содержат важные ассоциации). Значимое имя Манилова ассоциации). Значимое имя Манилова (от глагола «манить», «заманивать») (от глагола «манить», «заманивать») иронически обыгрывается Гоголем, иронически обыгрывается Гоголем, пародирующим лень, бесплодную пародирующим лень, бесплодную мечтательность, прожектерство, мечтательность, прожектерство, сентиментальность. Возможные сентиментальность. Возможные литературные источники образа М.— литературные источники образа М.— персонажи произведений персонажи произведений Н.М.Карамзина, например Эраст из Н.М.Карамзина, например Эраст из повести «Бедная Лиза». Историческим повести «Бедная Лиза». Историческим прототипом, по мнению Лихачева, мог прототипом, по мнению Лихачева, мог быть царь Николай I, обнаруживающий быть царь Николай I, обнаруживающий родство с типом Манилова родство с типом Манилова

Презентация к уроку "Образы помещиков. Манилов" ( 9 класс, литература)

Презентация к уроку "Образы помещиков. Манилов" ( 9 класс, литература)
Обобщение по теме Обобщение по теме Образ М. динамически разворачивается из пословицы: человек ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан. В этом смысле Манилов, несмотря на живость  В этом смысле Манилов, несмотря на живость манер и любезное щебетанье в разговоре,- манер и любезное щебетанье в разговоре,- мертвая душа.Недаром Гоголь в авторской мертвая душа.Недаром Гоголь в авторской характеристике прямо говорит, что от характеристике прямо говорит, что от Манилова «не дождешься никакого живого или Манилова «не дождешься никакого живого или хоть даже заносчивого слова», что, поговорив хоть даже заносчивого слова», что, поговорив с ним, «почувствуешь скуку смертельную». с ним, «почувствуешь скуку смертельную».

Презентация к уроку "Образы помещиков. Манилов" ( 9 класс, литература)

Презентация к уроку "Образы помещиков. Манилов" ( 9 класс, литература)
Поместье Манилова — первый круг  Поместье Манилова — первый круг Дантова ада, куда спускается Чичиков, Дантова ада, куда спускается Чичиков, первая стадия «омертвелости» души первая стадия «омертвелости» души (Манилов еще сохраняет симпатию к (Манилов еще сохраняет симпатию к людям), заключающаяся, по Гоголю, в людям), заключающаяся, по Гоголю, в отсутствии какого бы то ни было отсутствии какого бы то ни было «задора». «задора». Фигура М. погружена в тусклую  Фигура М. погружена в тусклую атмосферу, выдержанную в сумеречно- атмосферу, выдержанную в сумеречно- пепельных и серых тонах, создавая пепельных и серых тонах, создавая «ощущение странной эфемерности «ощущение странной эфемерности изображаемого» (В.Маркович). изображаемого» (В.Маркович).

Презентация к уроку "Образы помещиков. Манилов" ( 9 класс, литература)

Презентация к уроку "Образы помещиков. Манилов" ( 9 класс, литература)
. Образ Манилова олицетворяет  . Образ Манилова олицетворяет общечеловеческое явление — «маниловщину», общечеловеческое явление — «маниловщину», то есть склонность к созданию химер, то есть склонность к созданию химер, псевдофилософствованию. Манилов мечтает о псевдофилософствованию. Манилов мечтает о соседе, с которым можно было бы беседовать соседе, с которым можно было бы беседовать «о любезности, о хорошем обращении, «о любезности, о хорошем обращении, следить какую-нибудь этакую науку, чтобы следить какую-нибудь этакую науку, чтобы этак расшевелило душу, дало бы, так сказать, этак расшевелило душу, дало бы, так сказать, паренье этакое…», философствовать «под паренье этакое…», философствовать «под тенью вяза» .Обобщенность, абстрактность, тенью вяза» .Обобщенность, абстрактность, безразличие к деталям — свойства безразличие к деталям — свойства миросозерцания Манилова. миросозерцания Манилова.

Презентация к уроку "Образы помещиков. Манилов" ( 9 класс, литература)

Презентация к уроку "Образы помещиков. Манилов" ( 9 класс, литература)
Вопросы  Вопросы  Что было написано на беседке у пруда?  Что было написано на беседке у пруда? (“ Храм уединённого размышления”.)  (“ Храм уединённого размышления”.) Как звали жену Манилова?  Как звали жену Манилова? (Лизанька.)  (Лизанька.) Сколько лет прожили в супружестве  Сколько лет прожили в супружестве Маниловы? Маниловы? (Более 8 лет.)  (Более 8 лет.) Как звали детей Манилова?  Как звали детей Манилова? (Фемистоклюс и Алкид.)  (Фемистоклюс и Алкид.) Какие подарки обещал привезти Чичиков  Какие подарки обещал привезти Чичиков детям Манилова? детям Манилова? (Саблю и барабан.)  (Саблю и барабан.)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.02.2017