Учились все по мне и встарь.
Тому, кто хочет много знать,
Я книга школьная – букварь: Кто хочет книги прочитатьРисунки, буквы, точки,
Про горы и долины.
Коротенькие строчки.
Про водные глубины,
Про реки, звезды и моря, –
Не обойтись без букваря.
Первый раз –
в первый класс!
М. Моисева «Букварь».
Нам предстоит интересное путешествие по букварю. Мы узнаем, как возникла речь, для чего она нужна человеку, из чего она состоит. Научимся распознавать и правильно произносить звуки. Дальше нас ждет путешествие по необычному городу Алфавитинску, который тоже находится в нашем букваре. Мы познакомимся с его обитателями – буквами, узнаем, как их «зовут» и где они «живут».
можно рассматривать только ту страницу и то задание, с которым работает весь класс;
нельзя листать учебник на уроке;
нельзя рисовать и писать в книге;
нельзя загибать уголки у страниц;
необходимо пользоваться закладками;
необходимо обернуть книгу и подписать ее.
Правила работы с книгой
В Древней Руси школ не было, дети учились дома. Дети учились у своих родителей, старших братьев и сестер трудиться, умению проявлять уважение к старшим и заботиться о младших. Они учились тому ремеслу, которым владели их родители. Если отец был сапожником, то он учил сапожному ремеслу своих детей.
Первое упоминание об обучении детей встречается в русской летописи 988 года. Именно в этом году князь Владимир решил принять христианство и обратить в эту религию всех своих подданных. Тогда же и появляются первые школы. Вот как об этом написано в летописи.
Чему учили в разные времена?
Как вы думаете отличаются занятия древней Руси от наших занятий?
В древней русской школе не было ни переменок, ни директора, а всего лишь один учитель.
Ученье шло с утра до вечера, в середине дня перерыв, чтобы ученики могли пообедать
Не было отдельных уроков. Каждый ученик получал индивидуальное задание, в зависимости от того, что он уже успел изучить
Учитель оценки не ставил. Выучил урок – молодец, ступай домой, а не выучил – вот плётка, вот розги…
Как проходил урок? Занятия чаще всего начинались 1 декабря, но мальчики могли поступить учиться в любое время. Определенного срока обучения тоже не было. Научился читать, писать, считать – значит, закончил школу. Все зависело от способностей. Утром ученик приходил в школу, снимал шапку, клал ее на полку, кланялся образам, учителю, всей дружине. Здесь ему предстояло провести целый день. Каждый ученик рассказывал урок. Потом совершалась молитва, в которой просили бога вразумить их на учебу. Затем подходили к старосте за книгами и рассаживались за одним длинным ученическим столом. Каждый садился на место, которое укажет учитель. При этом соблюдались наставления (то есть, правила поведения): все равны, не притесняй ближнего, не давай прозвища, тесно не садись друг к другу, не толкайся коленями и локтями.
Учебный день продолжался долго. Занятия начинались с семи утра и продолжались до самого вечера. В полдень ребят отпускали домой перекусить. Затем дети снова приступали к занятиям. Чтобы обучение шло успешнее, родители учеников старались по мере возможности щедро одаривать учителя. Они регулярно приносили в школу крупу, муку, сало, солому, дрова. Каждый четверг родители приносили какую-нибудь живность и готовую еду – блины, блики, лепешки, яйца, куличи. Особенно популярна была каша. Именно с тех времен одноклассников стали называть «однокашниками». Говорили: «Сколько же нам пришлось каши вместе съесть!» За неаккуратность и школьные шалости детей секли розгами, ставили на несколько часов на горох, оставляли без обеда. А уж шлепков и подзатыльников во время урока было не счесть!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.