Презентация к уроку по теме «Программирование на С++»
Оценка 4.9
Презентации учебные
ppt
информатика
Взрослым
15.05.2018
При использовании данной презентации при объяснении новой темы появляется возможность применять методы личностно-ориентированного обучения: проблемный метод, метод эвристической беседы и элементы исследования. Постановка проблемы ставит учащихся в условия, которые побуждают его решать учебную проблему, проводить анализ материала и оперировать им. Такая деятельность позволяет учащимся получить новую информацию, освоит новые способы применения знаний
111.ppt
Презентация к уроку по теме «Программирование на С++»
СПб ГБПОУ «СПБ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ УПРАВЛЕНИЯ И КОММЕРЦИИ»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
НА ТЕМУ «С++»
СПб
2016Г
Презентация к уроку по теме «Программирование на С++»
Организация консольного – ввода/вывода данных
(т.е. в режиме чёрного экрана)
#include ; //директива процессора, предназначена для включения в
#include ;
исходный текст содержимое заголовочного файла, имя которого< iostream>,
содержащий описания функций стандартной библиотеки ввода/вывода для
работы с клавиатурой и экраном.
using namespace stg; //директива означ.что все определённые ниже имена
using namespace stg;
будут отнся к пространству имён stdstd
Int main()
Int
значение типа Int
main() //имя функции,кот.не содержит параметров и должна возвращать
{Int a,b; //объявление двух переменных типа IntInt целый тип
{Int a,b;
cout <<”
cout <<”введите два целых числа”<>a >>b
>> операция для извлечения данных из выходного потока, читает
////оператор ввода данных с клавиатуры,
>>a >>b;;
”<>”их сумма равна”<>”
return 0;}
”<
Презентация к уроку по теме «Программирование на С++»
Стандартные типы данных
Целые типы данных – short, int, long и спецификаторы
(signed,unsigned);
Выражение, определяет значение именованной константы, т.е
инициализирует её.
Константы (const)
(const)
Вещественные типы – float, double, long double;
Cсимвольные типы – char, wchar_t;
Логический тип – bool, принимающий значения (true-истина, false-ложь);
Константы
a=b+2,5 //неименованная константа;
‘1L’ - целочисленный литерал (тип long);
“8” – целочисл.литерал (тип Int);
‘f’, – символьный литерал, ‘\n’-конец строки
Формат описания именованной константы:
[<[<класс памяти
класс памяти>]const <
константы>=<>=<выражение
константы
>]const <типтип> <> <имя именован-ой
имя именован-ой
выражение>;>;
const int l= - 124;
const floak k1=2,345, k=1/k1
Класс памяти- это спецификатор, определяющий время жизни и область
видимости данного объекта.
Презентация к уроку по теме «Программирование на С++»
Переменные
Формат описания переменных:
[<класс памяти>]<тип><имя>[=<выражение> | (<выражение>)];
Пример:
int I,j;
double x;
Значение переменных должно быть определено с помощью:
1. оператора присваивания: int a; //описание переменной
int= a; //опред.значения.переменной
2. оператора ввода: int a; //описание переменной
cin>>a; //опред.знач.переменной
3. инициализация – опред.значения переменной на этом этапе описания.
int i=100 //инициализация копией
int i (100); // прямая инициализация
Презентация к уроку по теме «Программирование на С++»
Управление форматом вещественных типов данных
Сущ.три аспекта оформления значения с плавающей запятой которыми можно
Сущ.три аспекта оформления значения с плавающей запятой которыми можно
управлять:
управлять:
- точность( кол-во отображаемых цифр), изменяется с помощью манипулятора
setprecision;
- форма записи (десятичная или экспонец-ая);
- указание десятичной точки для значения с пл.запятой, являющихся целыми
1.231.23e+004
e+004
- #include
числами .
#include Результат работы
Результат работы
программы:
программы:
- #include
#include
- using namespace std;
using namespace std; 12345.7
12345.7
-
int main() 12345.6789
int main()
12345.6789
- { double i=
{ double i=12345,6789;
12345,6789;
cout << setprecision(3)<
Презентация к уроку по теме «Программирование на С++»
Управление размещение данных на экране
Управление размещение данных на экране
Используются манипуляторы:
11. lief – выравнивает вывод по левому краю;
22. right – выравнивает вывод по правому краю;
33. internal – контролирует размещение отрицательного значения: выравнивает знак по левому
краю, а значение по правому, заполняя пространство между ними пробелами;
44. setprecision(int w) – устанавливает max колво цифр в дробной части для вещественных
чисел;
55. setw(int w) – устанавливает max ширину поля вывода;
Пример: Получим:
#include 1. Ivanov;
#include 2.Ivanov;
using nanespace std; 3. Ivanov;
int main()
{ cout <<“1” <
Презентация к уроку по теме «Программирование на С++»
Задание
• С помощью данных манипуляторов
запишите программу, где
выравнивание отриц-го числа -23,4567
будет только по правому краю.
Должно получиться: 1. -23,4567
2. -23,5
3. - 23,5
Презентация к уроку по теме «Программирование на С++»
Операции. Унарные операции
• Операции увеличения
(декремента) и уменьшения
(инкремента)
на 1(++ и --); записываются в
двух формах:
Префиксия – операция
записывается перед операндом
и увеличивает свой операнд на
1 и возвращает изменённоё
значений как результат
Постфиксия – операция
записывается после операндом,
уменьшает свой операнд на 1 и
возвр.изменённое знач.как
результат.
Пример:
#include
int main()
using nanespace std;
{ int x=3, y=4;
cout <<++x<<“\t”<<--
y<
Презентация к уроку по теме «Программирование на С++»
Операции отрицания (-,!)
• (-) - унарный минус – изменяет знак операнда целого или
вещественного типа на противоположный;
• (!) – логическое отрицание, даёт в результате значение
0(ложь), если операнд отличен от 0(истина),если равен
операнд 0 (ложь);
• тип опeранда может быть любой.
Пример:
#include
int main()
using nanespace std;
{ int x=3, y=0;
bool f=false, v=true;
cout <<-x<<“\t”<
Презентация к уроку по теме «Программирование на С++»
Бинарные операции
Арифметические операции: умножение.(*), деление.(/), остаток от
деления.(%); слож.(+), вычит.(-)
Результатом операций являются значения true, false.
Рассмотрим операции деления и остаток от деления:
#include
using nanespace std;
int main()
{ cout <<100/24<<“\t”<<100/24<, >=, == !=), меньше, меньше или
равно, больше, больше или равно, равно, не равно, не равно
соответственно).
Презентация к уроку по теме «Программирование на С++»
Логические операции (&& и ||)
И (&&) - возвращает значение истина тогда и только тогда, когда
оба операнда принимают значение истина, в противном случае
операция возращ.знач.ложь.
ИЛИ || - возвращает знач.истина тогда и.т.тогда, когда хотя бы
один операнд принимает значение истина, в противном случае –
ложь
- логические операции выполняются слева направо;
- приоритет операции && выше ||.
Пример:
#include
using namespace std;
int main()
{ cout <<‘x\t y\t &&\t||’endl;
cout <<“0\t 1\t”<<(0 && 1)<<‘\t’<<(0||1)endl;
cout <<‘0\t 1\t’<<(0 && 1)<<\t’<< (0||1)endl;
cout <<‘1\t 0\t’<<(1 && 0)<<‘\t’<<(1||0)endl;
cout <<‘1\t 1\t’<<(1 && 1)<<‘\t’<<(1||1)endl;
return 0;}
Презентация к уроку по теме «Программирование на С++»
Операции присваивания
формат операция простого присваивания (=):
опреанд_1 = операнд_2
пример: a=b=c=100, это выражение выполняется справа
налево, результатом выполнения с=100, является число
100, которое затем присвоиться переменной b, потом а.
Сложные операции присваивания:
(*=) – умножение с присв-ем,
( /=) - деление с присв-ем
(%= )- остаток от деления с присв-ем,
(+=) –сложение с присв.,
(-=) - вычит.с присв.
пример: к операнду _1 прибавляется операнд_2 и
т.е. с = с + а, тогда компактная запись с += а
с += а
результат записывается в операнд_2
Презентация к уроку по теме «Программирование на С++»
Тернарная операция
Условная операция (? : )
Формат условной операции: операнд_1 ? операнд_2 ? : операнд_3
Операнд_1 это логическое или арифметич-ое выражение;
Оценивается с точки зрения эквивалентности константам true и false;
Если результат вычисления операнда_1 равен true,то результат условной операции будет
значение операнда_2, иначе операнда_3;
Тип может различаться;
Условная операция является сокращ. формой услов-го оператора if;
Пример: Результат:
#include для х=11 и y=9
int main() 11
using nanespace std; 11
{ int x, y,max;
cin >>x>>y;
(x>y)? cout <y)? x:y; //2 чения для двух целых чисел;
cout<
Презентация к уроку по теме «Программирование на С++»
Выражения преобразования типов
• Примеры:
• (a+0,12)/6; x && y || !z;
• (t*sin(x)-1,05e4)/((2*k+2)*(2*k+3))4;
• операции выполняются в соответствии с
приоритетом;
• если в одном выражении имеются
неск.операций одинаково приоритета, то
унарные операции выполняются- справа
• налево, остальные –слева направо
• Т.е : a= b+c значит a=(b=c),
• а + b+c значит (a +b) +c
• в выражения могут входить операнды
различных типов;
• при одинаковом типе операндов,
результат будет им.тот же тип;
• если разного типа операнды, то операнд
с более «низким» типом будет
преобразован к более «высокому» типу
для сохранения значимости и точности:
TTип данных
ип данных
har
double
float
Iong
Int
short
char
Старшинство
Старшинство
высший
низший
Презентация к уроку по теме «Программирование на С++»
Неявное преобразование:
0;}
include
using nanespace std;
int main()
{ int a=100, b; float c=4,5, d;
d=a/c; //1- без потери
cout << “d=” <
Презентация к уроку по теме «Программирование на С++»
Операторы С++
• Программа на языке С++ состоит из
последовательности операторов, каждый
из них определяет значение некоторого
действия;
• Все операторы разделены на 4 группы:
- операторы следования;
- операторы ветвления;
- операторы цикла;
- операторы передачи управления.
Презентация к уроку по теме «Программирование на С++»
Операторы следования
К ним отн-ся : оператор выражение и составной оператор.
Выражение, завершающееся точкой с запятой, рассматривается как
оператор (вычислении значения выражения или выполнении
законченного действия);
//оператор инкремента
//оператор сложение с присваиванием
//вызов функции
++i;
х+=у;
f(a, b)
x= max (a, b) + a*b; //вычисление сложного выражения
Частным случаем оператора выражения является пустой оператор ;
(используется, когда по синтаксису оператор требуется, а по смыслу —
нет)
Составной оператор или блок представляет собой последоват-ть
операторов, заключенных в фигурные скобки.
Блок обладает собственной областью видимости: объявленные
внутри блока имена доступны только внутри блока;
Составные операторы применяются в случае, когда правила языка
предусматривают наличие только одного оператора, а логика
программы требует нескольких операторов.
Презентация к уроку по теме «Программирование на С++»
Операторы ветвления
К ним отнся : условный оператор if и оператор выбора switch,
они позволяют изменить порядок выполнения операторов в программе;
Условный оператор if
if используется для разветвления процесса обработки данных на два направления.
ifif имеет формы: сокращенную или полную.
Формат сокращенного оператора if: if (В) S;
В –логич. или арифметич. выражение, истинность которого проверяется; S один
оператор: простой или составной.
При выполнении сокращенной формы оператора if сначала вычисляется выражение В, затем
проводится анализ его результата: если В истинно, то выполняется оператор S; если В ложно, то
оператор S пропускается.
C помощью сокращенной формы оператора If можно либо выполнить оператор S, либо пропустить
его.
Формат полного оператора if: if (B) S1 ; else S2;
SI, S2 один оператор: простой или составной.
При выполнении полной формы оператора if сначала вычисляется выражение В, затем
анализируется его результат: если В истинно, то выполняется оператор S1 а оператор S2
пропускается; если В ложно, то выполняется оператор S2, a S1 пропускается.
C помощью полной формы оператора if можно выбрать одно из двух альтернативных действий
процесса обработки данных.
Презентация к уроку по теме «Программирование на С++»
Примеры записи условного оператора if.
// сокращенная форма с простым оператором
if (a > 0) х=у;
if (++i) {x=y; y=2*z;} // сокращенная форма с составным оператором
if (а > 0 |'| b<0) x=y; eise x=z; //полная форма с простым оператором
if (i+j1) { х= 0; у= 1;} else {x=1; у:=0;} //полная форма с составными операт
Операторы S1 и S2 могут являться операторами if, такие операторы наз. вложенные;
Ключевое слово else связывается с ближайшим предыдущим словом if, которое еще не связано ни с одним else.
Примеры алгоритмов с использованием вложенных условных операторов:
if(A
Презентация к уроку по теме «Программирование на С++»
Оператор выбора switch
предназначен для разветвления процесса вычислений на несколько направлений.
Формат оператора:
switch (<выражение>)
{case <константное_выражение_1>: [<оператор 1>]
case <константное_выражение_2>: [<оператор 2>]
…………………………..
case <константное_выражение_n>: [<оператор n>]
[default: <оператор> ]}
Выражение, стоящее за ключевым словом switch, должно иметь арифметич. тип или
тип указатель.
Все константные выражения должны иметь разные значения, но совпадать с типом
выражения, стоящим после switch.
Ключевое слово case и расположенное после него константное выражение называют
также меткой case.
Презентация к уроку по теме «Программирование на С++»
Выполнение оператора начинается с
вычисления выражения, расположенного
за ключевым словом switch.
Пример. Известен порядковый
Пример. Известен порядковый
номер дня недели. Вывести на
номер дня недели. Вывести на
экран его название.
экран его название.
Полученный результат сравнивается с
меткой case.
#include
using namespace std;
int main()
{int x; cin >>x;
switch (x)
{ case 1: cout <<"понедельник";
break;
case 2: cout <<"вторник"; break;
case 3: cout <<"среда"; break;
case 4: cout <<"четверг"; break;
case 5: cout <<"пятница"; break;
case 6: cout <<"суббота"; break;
case7: cout
default: cout <<"вы ошиблись";}
return 0;}
<<"воскресенье";break;
Если результат выражения соответствует
метке case, то выполняется оператор,
стоящий после этой метки.
Затем последовательно выполняются все
операторы до конца оператора switch ,
если только их выполнение не будет
прервано с помощью оператора передачи
управления break
При использование оператора break
происходит выход из switch и управление
переходит к первому после него
оператору.
Если совпадения выражения ни с одной
меткой case не произошло, то
выполняется оператор, стоящий после
слова default, а при его отсутствии
управление передается следующему за
switch оператору.
Презентация к уроку по теме «Программирование на С++»
Использование операторов
ветвления:
Дана точка на плоскости с координатами (х, у).
Составим программу, которая выдает одно из сообщений «Да», «Нет», «На границе» (в
зависимости от того, лежит ли точка внутри заштрихованной области, вне заштрихованной
области или на ее границе)
Заданная область разбивает всю плоскость на 3 непересекающихся множества точек.
y
I1 множество точек, лежащих внутри области;
I2 множество точек, лежащих вне области;
I3 множество точек, образующих границу области. 10 x
10
Точка с координатами (х, у) может принадлежать только одному из них;
Множества I1 , I2, I3 значительно труднее описать математички, чем интервалы в примере
2,поэтому для проверки выбираются те два множества, которые наиболее просто описать
математички.(труднее всего описать точки границы области).
Для рис. 1 множества задаются следующим образом; I1:х2 + у2<102;
I2:х2 + у2>102;
I3: х2 +у2 = 102.
Презентация к уроку по теме «Программирование на С++»
Результат программы:
Координаты точек ответ
0
10 на
-12
да
границе
нет
Множества
I1:х2 + у2<102;
I2:х2 + у2>102;
I3: х2 +у2 = 102. рис.1
х
#include < iosfream>
#include 10 y
using namespace std;
int main() 10
{ float x,y;
cout << "x="; cin >>x;
cout << “y”; cin >>y;
if (x*x+y*y< 100) //точки внутри
области ?
cout <<"Да";
else if (x*x+y*y>100) //точки вне области?
cout<<"HЕT“;
else cout << "на границе";
return 0;}
Презентация к уроку по теме «Программирование на С++»
Множества задаются (для рисунка 2) :
I1: |х|<10 и |y|<5; I2: |x| >10 или |y|>5;
I3:( |х|<=10и у = 5) или( |х|<=10и у = 5) или ( |y|<5и x = 10) или( |у|<5и х = 10).
рис.2
#include y Результат:
#include 5 координаты точек ответ
int main() x 0 0 да
cout <<“x=“; cin>>x; 10 10 5 на границе
cout <<"y="; cin>>y; -12 13 нет
If (fabs(x)<10 && fabs(y)<5) //точки внутри области?
cout <<"Да";
else if (fabs(x)>101 || fabs(y)>5) //точки вне области?
cout<<"HeT";
else cout <<"на границе";
return 0;}
Презентация к уроку по теме «Программирование на С++»
Дан номер фигуры (1 квадрат, 2 треугольник);
по номеру фигуры запросить необходимые данные для вычисления площади;
произвести вычисление площади фигуры и вывести получые данные на экран.
#include
#include
using namespace std;
int main()
{ int x;
cout << “Программа подсчитывает площадь:\n1. квадрата;\n2. треугольника.\nЗ. выход из программы’’;
cout <<“Укажите номер фигуры или завершите работу с программой.\n”;
cin >> x;
switch (x)
{case 1 :{cout <<"введите длину стороны квадрата\n";
float a; cin >>a;
if (a>0) cout«"Площадь квадрата со стороной" <<а <<"равна\t <<а*а;
else cout «"Квадрат не существует\n";
break;}
case 2: {cout« "введите длины сторон треугольника\n";
float a,b,c,p, s; cin >>a >>b >>c;
if (a+b>c && a+c>b && b+c>a)
{p=(a+b+c)/2; s= sqrt(p*(p-a)*(p-b)*(p-c));
cout <<"Площадь треугольника со сторонами" <
Презентация к уроку по теме «Программирование на С++»
задание
• 1. Дана точка на плоскости с координатами (х, у).
• Составить программы, которые выдают одно из сообщений:
• «Да», «Нет», «На границе» ,
• в зависимости от того, лежит ли точка:
- внутри заштрихованной области,
- вне заштрихованной области
- или на ее границе.
Области задаются графически следующим образом:
• 2. Дан порядковый номер месяца, вывести на экран его
название.
• 3. Дан порядковый номер дня недели, вывести на экран
количество дней оставшихся до конца недели.
Презентация к уроку по теме «Программирование на С++»
Операторы цикла
Операторы цикла используются для организации многократно
повторяющихся вычислений.
- цикл с предусловием while,
- цикл с постусловием do while
- цикл с параметром for.
Цикл с предусловием while:
Оператор цикла while организует выполнение одного оператора
Формат цикла while: while (В) S;
В - выражение, истинность которого проверяется (условие
S - тело цикла: один оператор (простой или составной).
Перед каждым выполнением тела цикла анализируется значение
если оно истинно, то выполняется тело цикла, и управление передается на повторную
(простого или составного) неизвестное заранее число раз.
завершения цикла);
выражения В:
проверку условия В;
если значение В ложно цикл завершается и управление передается на оператор, следующий
за оператором S.
если результат выражения В окажется ложным при первой проверке, то тело цикла не
выполнится ни разу
Презентация к уроку по теме «Программирование на С++»
- если условие В во время работы цикла не будет изменяться, то возможна ситуация
зацикливания, то есть невозможность выхода из цикла.
Внутри тела должны находиться операторы, приводящие к изменению
значения выражения В так, чтобы цикл мог завершиться.
Рассмотрим программу вывода на экран целых чисел из интервала
от 1 до n.
#include
using namespace std:
int main()
{ intn, i=1;
cout <<"n="; cin >>n;
while (i<=n)
работы программы:
//пока i меньше или равно n
Результаты
{ cout«i«"\t"; //выводим на экран значение i
++i;}
return 0;}
//увеличиваем i на единицу 10
ответ
n
12345678910
Замечание: используя операцию постфиксного инкремента, тело цикла
можно заменить одной командой cout <<;'++ <<"\t".
Презентация к уроку по теме «Программирование на С++»
Цикл с постусловием do while
В отличие от цикла while условие завершения цикла проверяется после выполнения тела цикла.
Формат цикла do while: do S while (В);
В выражение, истинность которого проверяется (условие завершения цикла);
S тело цикла: один оператор (простой или блок).
Сначала выполняется оператор S, а затем анализирся значение выражения В:
если оно истинно, то управление передается оператору S,
если ложно цикл заверш. и управление передается на оператор, следующий за условием В.
Пример(do while): программа вывода на экран целых чисел из интервала от 1 до п.
#include
using namespace std;
int main()
{intn, i=1;
cout <<"n="; cin >>n;
do
сout<
Презентация к уроку по теме «Программирование на С++»
Цикл с параметром for
• Цикл с параметром имеет следующую структуру:
• for (<инициализация>; <выражение>; <модификации>)
<оператор>;
• Инициализация используется для объявления и присвоения
начальных значений величинам, используемым в цикле.
• В этой части можно записать несколько операторов, разделенных
запятой. Областью действия переменных, объявленных в части
инициализации цикла, является цикл и вложенные блоки.
• Выражение определяет условие выполнения цикла:
- если его результат истинен, цикл выполняется.
• Истинность выражения проверяется перед каждым выполнением
тела цикла, таким образом, цикл с параметром реализован как цикл с
предусловием.
• Модификации выполняются после каждой итерации цикла и
служат обычно для изменения параметров цикла.
• В части модификаций можно записать несколько операторов через
запятую.
• Оператор (простой или составной) представляет собой тело цикла.
Презентация к уроку по теме «Программирование на С++»
Любая из частей оператора for (инициализация, выражение, модификация,
оператор) может отсутствовать, но точку с запятой, определяющую позицию
пропускаемой части, надо оставить.
int main()
#include
using namespace std;
{ intn; cout <<"n="; cin >>n;
cout<
Презентация к уроку по теме «Программирование на С++»
Вложенные циклы
• Циклы могут быть простые или вложенные (кратные, циклы в
цикле).
• Вложенными могут быть циклы любых типов: while, do while, for.
• Структура вложенных циклов на примере типа for приведена ниже:
for(i=1;ijk;j- -)
{...for(k=1;k
Презентация к уроку по теме «Программирование на С++»
Рассмотрим пример использования вложенных циклов,
который позволит вывести на экран следующую
таблицу:
2 2 2 2 2 #include
2 2 2 2 2
2 2 2 2 2
2 2 2 2 2
using namespace std;
int main()
{ for (int i=1; i<=4;++i,cout<
Презентация к уроку по теме «Программирование на С++»
Рассмотрим еще один пример использования вложенных циклов,
который позволит вывести на экран следующую таблицу:
#include
1 3
1 3 5 int main()
1 3 5 7
using namespace std;
цикл
{ for (int i=1; i<=5; ++i, cout<
Презентация к уроку по теме «Программирование на С++»
Презентация к уроку по теме «Программирование на С++»
Использование операторов цикла
Программу, которая выводит на экран квадраты всех целых чисел от А до
В
(А и В целые числа, при этом А<В).
Необходимо перебрать все целые числа из интервала от А до В.
Эти числа представляют собой упорядоченную последовательность, в которой
каждое число отличается от предыдущего на 1.
{ int a, b;
int main()
#include #include
using namespace std; using namespace std;
int main()
{ int a, b;
cout <<"a="; cin >>a; cout <<"a="; cin >>a;
cout <<’’b-’’; cin >>b;
cout <<"b="; cin >>b;
int i=a;
while (i<=b)
cout<
Презентация к уроку по теме «Программирование на С++»
задание
• Написать программу, которая выводит на экран
квадраты всех четных чисел из диапазона от А до В (А
и В целые числа, при этом А<В).
• (решить можно с помощью любого оператора цикла);
Презентация к уроку по теме «Программирование на С++»
Операторы безусловного перехода
В C++ есть четыре оператора, изменяющие
естественный порядок выполнения
операторов:
оператор безусловного перехода goto,
оператор выхода break,
оператор перехода к следующей итерации
цикла continue,
оператор возврата из функции return.
Презентация к уроку по теме «Программирование на С++»
Оператор безусловного перехода goto
Оператор безусловного перехода goto имеет формат: goto <метка>;
В теле той же функции должна присутствовать ровно одна конструкция
вида:
<метка>: <оператор>;
//оператор, помеченный меткой
Оператор goto передает управление на помеченный меткой оператор
пример использования оператора goto:
#indude
using namespace std;
int main()
{float x;
metka: cout <<"x=";
cin»x;
if (x) cout<<“y=“<<1/x<
Презентация к уроку по теме «Программирование на С++»
Оператор выхода break
• Оператор break используется внутри операторов
ветвления и цикла для обеспечения перехода в
точку программы, находящуюся непосредственно
за оператором, внутри которого находится break.
• Оператор break применяется также для выхода из
оператора switch, аналогичным образом он может
применяться для выхода из других операторов.
Презентация к уроку по теме «Программирование на С++»
Оператор перехода к следующей итерации
цикла continue
• Оператор перехода к следующей итерации цикла continue пропускает
все операторы, оставшиеся до конца тела цикла, и передает
управление на начало следующей итерации (повторение тела цикла).
• Рассмотрим оператор continue на примере:
• #include
• using namespace std;
• int main()
• { for (int i=1; i<100; ++i) //перебираем все числа от 1 до 99
{if (i % 2) continue; //если число нечетное, то переходим к
следующей итерации
cout<
Презентация к уроку по теме «Программирование на С++»
Массивы. Указатели.
Когда компилятор обрабатывает оператор определения переменной,
например, int а =50; , то он выделяет память в соответствии с типом int
и записывает в нее значение 50)
Все обращения в программе к переменной по ее имени заменяются
компилятором на адрес области памяти, в которой хранится значение
переменной., такие переменные называются указателями.
В C++ различают три вида указателей:
- указатели на объект,
- на функцию и на void;
Указатель на объект содержит адрес области памяти, в которой
хранятся
данные определенного типа (простого или составного).
Объявление указателя на объект имеет следующий вид:
<базовый тип> [<модификатор>] *
<имя указателям
базовый тип — имя типа переменной, адрес которой будет содержать
переменная указатель;
модификатор необязателен., может иметь значение: near, far или huge
Презентация к уроку по теме «Программирование на С++»
Указатель может быть переменной или константой, указывать на
переменную или константу, а также быть указателем на указатель.
//целочисленная переменная
//целочисленная константа
Например:
int i;
const int j=10;
int *a;
int **x;
const int *b;
int * const c=&i;
переменную
//указатель на целочисленное значение
//указатель на указатель на целочисленное значение
//указатель на целочисленную константу
//указатель-константа на целочисленную
const int 'const d=&j; //указатель константа на целую переменную
Указатель типа void применяется в тех случаях, когда конкретный тип
объекта,
адрес которого нужно хранить, не определен.
Указателю на void можно присвоить значение указателя любого типа, а
также сравнить его с любым указателем, но перед выполнением каких-
либо действий с областью памяти, на которую он ссылается, требуется
преобразовать его к конкретному типу явным образом.
Презентация к уроку по теме «Программирование на С++»
• Перед использованием указателя надо выполнить его инициализацию, т.е. присвоение
нач.значения.
Существуют следующие способы инициализации указателя:
присваивание указателю адреса существующего объекта:
с помощью операции получения адреса:
//целая переменная
int а=50;
//указателю присваивается адрес целой переменной а
int *x=&a;
int *y (&а); // указателю присваивается адрес целой переменной а
с помощью значения другого инициализированного указателя
int *z=x;
//указателю присваивается адрес, хранящийся в х:
с помощью имени массива или функции (рассмотрим позже).
•
• 1)
•
•
•
•
•
•
•
• 2)
•
• где 0хВ8000000 - шестнадцатеричная константа, (int *) - операция явного
• 3)
•
• где NULL стандартная константа, определенная как указатель равный О
• 4)
int *p=(int *) 0xB8000000;
приве дения типа к типу указатель на целочисленное значение.
присваивание указателю адреса области памяти в явном виде:
выделение участка динамической памяти и присваивание ее адреса
присваивание пустого значения:
int *x=NULL; int *y=0;
указателю:
int *a = new int;
int *b = new int (50); //2
//1
•
•
Презентация к уроку по теме «Программирование на С++»
• 4) выделение участка динамической памяти и присваивание
ее адреса указателю:
• int *a = new int; //1
• int *b = new int (50); //2
• // 1 операция new выполняет выделение достаточного для
размещения величины типа int участка динамической памяти и
записывает адрес начала этого участка в переменную а.
• Память под переменную а выделяется на этапе компиляции.
• //2, кроме действий описанных выше, производится инициализация
выделенной динамической памяти значением 50.
• Освобождение памяти, выделенной с помощью операции new,
должно выполняться с помощью операции delete.
• При этом переменная-указатель сохраняется и может
инициализир-ся повторно.
• пример использования операции delete:
• delete a; delete []b;
Презентация к уроку по теме «Программирование на С++»
ссылки
• Ссылка представляет собой синоним имени, указанного при инициализации
•
ссылки.
Ссылку можно рассматривать как указатель, который разыменовывается неявным
образом.
Формат объявления ссылки: <базовый тип> & <имя ссылки>
int а;
int &b=a; //ссылка на целочисленную переменную а
//целочисленная переменная
•
Например:
int &b=a; //ссылка b - альтернативное имя для переменной а
int main()
•
Следующий пример:
• #include
• using namespace std;
•
• {int a=50; //целочисленная переменная а
•
• cout <<"a\t b\n";
• cout «a <<"\t" «b«endl;
• a++; //1
• cout «a <<"\t" «=b«endl;
• b++; //2
• cout «a <<"\t" «b«endl;
• return 0;}
Презентация к уроку по теме «Программирование на С++»
Одномерный массив
• Одномерный массив - это фиксированное количество
элементов одного и того же типа, объединенных общим
именем, где каждый элемент имеет свой номер.
• Нумерация элементов массива в C++ начинается с
нулевого элемента, то есть, если массив состоит из 10
элементов, то его элементы будут иметь следующие номера:
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
• Элементы массива могут быть любого типа, в том числе и
структурированного (кроме файлового).
• Между указателями и массивами существует взаимосвязь:
любое действие над элементами массивов, которое
достигается индексированием, может быть выполнено и с
помощью указателей.
• Вариант программы с указателями будет работать быстрее.
Презентация к уроку по теме «Программирование на С++»
Дан массив из 10 целых чисел. Написать программу, которая
заменяет в данном массиве все отрицательные элементы нулями.
#include
using namespace std;
int main()
{ int n; cout<<"n="; cin>>n; //ввели количество элементов массива
int a[n]; // объявляем статический массив размерностью n
for (int i=0;i
Презентация к уроку по теме «Программирование на С++»
Дан массив из n действительных чисел (n<100).
Написать программу для подсчета суммы этих чисел.
#include
using namespace std;
int main()
{ int n; cout<<"n="; cin>>n;
float a[n];
float s=0;
for (int i=0;i
Презентация к уроку по теме «Программирование на С++»
Дан массив из n целых чисел (n<100). Написать программу для подсчета
среднего
арифметического четных значений данного массива.
#include
using namespace std;
int main()
{ int n; cout<<"n="; cin>>n;
int a[n], k=0;
float s=0;
for (int i=0;i
Презентация к уроку по теме «Программирование на С++»
Дан массив из n целых чисел (n<100). Написать программу, которая
определяет
наименьшее элемент в массиве и его порядковый номер.
#include
using namespace std;
int main()
{ int n; cout<<"n="; cin>>n;
int a[n];
for (int i=0;i
Презентация к уроку по теме «Программирование на С++»
Дан массив из n действительных чисел (n<100). Написать программу, которая
меняет местами в этом массиве наибольший и наименьший элемент местами
(считается, что в послед-ти только один наибольший и один наименьший
элементы).
,
int main()
for (int i=0;i
Презентация к уроку по теме «Программирование на С++»
задание
• Дана последовательность целых чисел.
• 1. заменить все положительные элементы
противоположными числами;
• 2. заменить все отрицательные элементы, не
кратные 3, противоположными им числами.
• 3. подсчитать среднее арифметическое нечётных
элементов массива ( для двумерного массива)
• 4.подсчитать сумму элементов кратных 9.
• 5. заменить все минимальные элементы на
противоположные.
Презентация к уроку по теме «Программирование на С++»
Двумерные массивы
• Двумерные массивы (матрицы, таблицы) - представляют
собой фиксированное количество элементов одного и того
же типа, объединенных общим именем, где каждый
элемент определяется номером строки и номером столбца,
на пересечении которых он находится.
• Двумерные массивы находят свое применение тогда, когда
исходные данные представлены в виде таблицы, или когда
для хранения данных удобно использовать табличное
представление.
• Нумерация строк и столбцов начинается с нулевого номера.
• Поэтому если массив содержит три строки и четыре
столбца, то строки нумеруются: О, 1, 2; а столбцы: 0, 1, 2, 3.
• В C++ двумерный массив реализуется как одномерный,
каждый элемент которого также массив.
Презентация к уроку по теме «Программирование на С++»
В двумерном массиве, элементами которого являются целые числа,
подсчитать среднее арифметическое четных элементов массива.
#include
using namespace std;
//Функция создает и заполняем двумерный массив
int ** creat(int &n, int &m)
{cout <<"n="; cin >>n; cout <<"m="; cin >>m;
int **mas=new int *[n];
for (int i=0; i
Презентация к уроку по теме «Программирование на С++»
•
•
•
•
•
•
•
int main()
{ int n,m, k=0;
int **a=creat(n,m);
for (int i=0;i
Презентация к уроку по теме «Программирование на С++»
Дан двумерный массив, элементами которого являются целые числа.
Найти значение максимального элемента массива.
#include
using namespace std;
int ** creat(int &n, int &m)
{cout <<"n=";"cin >>n; cout <<"m="; cin >>m;
int **mas=new int *[n];
for (int i=0; i>mas[i]
[j]}
return mas;}
P.s
Презентация к уроку по теме «Программирование на С++»
• int main()
• {int n,m;
• cout <<"n="; cin >>n; cout <<"m="; cin >>m; //ввели размерность массива
• int **a=creat(n,m);
• int max=a[0][0]; //первоначально качестве максимального элемента
полагаем а[0][0]
• for (int i=0;ij)
• if (a[i]i[j]>max) //если очередной элемент больше значения
максимального,
• max=a[i][j]; //то в качестве максимального запоминаем этот
элемент
массив
• cout<<"max=“<
Презентация к уроку по теме «Программирование на С++»
Дана квадратная матрица, элементами которой являются вещественные числа.
Подсчитать сумму элементов главной диагонали.
Для элементов, стоящих на главной диагонали характерно то, что номер
строки совпадает с номером столбца. Этот факт будем учитывать при решении
задачи.
#include
using namespace std;
float** creat{irit &n)
{cout <<"n="; cin >>n;
float **mas=new int *[n];
for (int i=0; i>mas[i][j];}
return mas;}
P.s
Презентация к уроку по теме «Программирование на С++»
• int main()
• { int n;
• float **a=creat(n);
• float s=0;
• for (int i=0;i
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.