Презентация к уроку с элементами диспута( 6 класс, литература)

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 11.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация "Уроки французского" - уроки доброты". Презентация к уроку литературы по рассказу В. Распутина содержит иллюстративный материал к уроку, на слайдах помещены вопросы обучающимся для беседы с элементами диспута,словарную работу над понятиями,тексты стихов,звучащих на уроке.высказывания, пословицы,выводы по обсуждаемой теме "доброта"
Иконка файла материала Уроки французского-уроки доброты.ppt

Уроки доброты

по произведению В. Распутина «Уроки французского»


Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя.


«Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня». В. Распутин

Валентин Распутин. Родился в 1937 году.

Рассказ назван « Уроки французского».
Почему?

- мальчик изучал французский язык

А как назвал эти уроки В. Г. Распутин, став взрослым человеком?

- «уроки доброты»

Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звёздной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту! 

А.Чепуров

Доброта-отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать другим добро

Духовные ценности- относящиеся к области духа, (дух - внутренняя моральная сила)

Душевная щедрость- ( см. душевно щедрый человек - охотно тратящий свою душу на других людей)

Достоинство- совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств

Милосердие- готовность помочь кому-либо из сострадания, человеколюбия

Как вы понимаете слово «добро»?


Варианты ответов:
- взаимопонимание;
- любовь;
- поддержка друг друга в разных жизненных ситуациях;
- доверие друг к другу.

Доброе дело питает и душу, и тело. 
Делай другим добро - будешь сам без беды.
Добрые умирают, а дела их живут
 Доброе слово лечит, а злое калечит. 
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила. 

Пословицы и поговорки о добре

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. (Л. Н. Толстой)


Во внутреннем мире человека доброта- это солнце» (В.Гюго) 
Доброта – язык, который могут слышать глухие и видеть слепые.(Марк Твен)

Забывайте обиды, никогда не забывайте доброту.(Конфуций)

Доброта есть мудрость.(Филипп Джеймс Бейли)

Самый популярный из ранних рассказов писателя “Уроки французского” автобиографичен.  Одиннадцатилетний мальчик приезжает учиться в райцентр, где есть школа-восьмилетка. Он впервые оторван от семьи, от родной деревни.  Не удивительны его неодолимая тоска и тяга домой. Однако, маленький герой понимает, что на него возложены надежды не только родных, но и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению односельчан, “самой природой призван быть ученым человеком”. Это мнение земляков подтверждается и в новой школе, в новом кругу общения. Но время было тяжелое - послевоенное и полуголодное. Мальчик начинает играть на деньги, единственно только для того, чтобы иметь возможность ежедневно купить баночку молока “от малокровия”. И учительница французского языка идет на рискованный шаг: тайком, у себя дома, играет с учеником, просто из легко объяснимого человеческого сострадания: “Мальчик крайне истощен, а в долг брать отказывается”. Позднее по этому рассказу был поставлен кинофильм.

-Почему герой рассказа начал играть в «чику»?

-Как относятся к этой игре Вадик и рассказчик?

-Почему Вадик и Птаха избили его?

-Найдите слова, передающие его состояние в этот момент.

-Как ведёт себя герой на следующий день после драки?

-Как учительница выясняет, что случилось с героем?

Как она отнеслась к этому?


Почему именно героя рассказа выбрала Лидия Михайловна для специальных занятий? Случайно ли это?

-Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником?

«.

-Чем закончилась игра?

Выводы

Слово «урок» в названии рассказа имеет два значения. Во-первых, это учебный час, посвященный отдельному предмету, во-вторых, это нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего. Определяющим для понимания замысла рассказа становится именно второе значение этого слова. Уроки доброты и сердечности, преподанные Лидией Михайловной, мальчик запомнил на всю свою жизнь. Нравственное значение рассказа – в воспевании вечных ценностей – доброты и человеколюбия.

Лидия Михайловна открыла мальчику мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Мальчик узнал «красные яблоки», о которых и не мечтал никогда. Теперь он узнал о том, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть истинные духовные ценности.

Что значит «уроки доброты»?

- умение почувствовать боль ближнего
- готовность прийти на помощь
- не отступничество, а заступничество
- готовность пожертвовать чем-то важным ради человека, за которого несёшь ответственность

-истинное добро со стороны того, кто его творит, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает;

-добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила;

-добро возвращается добром.

Законы доброты:



Почему надо помогать людям?



Всегда ли мы помогаем нуждающимся в помощи?

Как хорошо, что доброта
Живёт на свете вместе с нами.
Без доброты – ты сирота,
Без доброты – ты серый камень.

Принципы добра по Распутину:

Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает.
На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи (я помог тебе, а ты изволь помогать мне), а быть бескорыстным и уверенным в своей тихой чудодейственной силе.
Уйдя от человека, добро возвращается к нему через много лет совсем с другой стороны, тем больше оно обошло людей и тем шире был круг его действия.

Доброта
Душевная, искренняя
Направляет, наставляет, учит.
Доброе отношение к людям –
смысл жизни.



«Спешите делать добро»-эти красивые слова принадлежат главврачу московских тюремных больниц Ф.П.Гаазу. Он очень много сделал по облегчению условий жизни заключённых. Этот призыв высечен на постаменте памятника доктору, который установлен в 1909 году в Москве.

Иди дорогою добра!

Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги
Тропою 
Доброты
И радость помоги найти кому-то. (И.Романов)