Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя.
«Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня». В. Распутин
Валентин Распутин.Родился в 1937 году.
Доброта-отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать другим добро
Духовные ценности- относящиеся к области духа, (дух - внутренняя моральная сила)
Душевная щедрость- ( см. душевно щедрый человек - охотно тратящий свою душу на других людей)
Достоинство- совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств
Милосердие- готовность помочь кому-либо из сострадания, человеколюбия
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. (Л. Н. Толстой)
Во внутреннем мире человека доброта- это солнце» (В.Гюго)
Доброта – язык, который могут слышать глухие и видеть слепые.(Марк Твен)
Забывайте обиды, никогда не забывайте доброту.(Конфуций)
Доброта есть мудрость.(Филипп Джеймс Бейли)
Самый популярный из ранних рассказов писателя “Уроки французского” автобиографичен. Одиннадцатилетний мальчик приезжает учиться в райцентр, где есть школа-восьмилетка. Он впервые оторван от семьи, от родной деревни. Не удивительны его неодолимая тоска и тяга домой. Однако, маленький герой понимает, что на него возложены надежды не только родных, но и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению односельчан, “самой природой призван быть ученым человеком”. Это мнение земляков подтверждается и в новой школе, в новом кругу общения. Но время было тяжелое - послевоенное и полуголодное. Мальчик начинает играть на деньги, единственно только для того, чтобы иметь возможность ежедневно купить баночку молока “от малокровия”. И учительница французского языка идет на рискованный шаг: тайком, у себя дома, играет с учеником, просто из легко объяснимого человеческого сострадания: “Мальчик крайне истощен, а в долг брать отказывается”. Позднее по этому рассказу был поставлен кинофильм.
Выводы
Слово «урок» в названии рассказа имеет два значения. Во-первых, это учебный час, посвященный отдельному предмету, во-вторых, это нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего. Определяющим для понимания замысла рассказа становится именно второе значение этого слова. Уроки доброты и сердечности, преподанные Лидией Михайловной, мальчик запомнил на всю свою жизнь. Нравственное значение рассказа – в воспевании вечных ценностей – доброты и человеколюбия.
Лидия Михайловна открыла мальчику мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Мальчик узнал «красные яблоки», о которых и не мечтал никогда. Теперь он узнал о том, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть истинные духовные ценности.
Что значит «уроки доброты»?
- умение почувствовать боль ближнего
- готовность прийти на помощь
- не отступничество, а заступничество
- готовность пожертвовать чем-то важным ради человека, за которого несёшь ответственность
-истинное добро со стороны того, кто его творит, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает;
-добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила;
-добро возвращается добром.
Законы доброты:
Принципы добра по Распутину:
Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает.
На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи (я помог тебе, а ты изволь помогать мне), а быть бескорыстным и уверенным в своей тихой чудодейственной силе.
Уйдя от человека, добро возвращается к нему через много лет совсем с другой стороны, тем больше оно обошло людей и тем шире был круг его действия.
«Спешите делать добро»-эти красивые слова принадлежат главврачу московских тюремных больниц Ф.П.Гаазу. Он очень много сделал по облегчению условий жизни заключённых. Этот призыв высечен на постаменте памятника доктору, который установлен в 1909 году в Москве.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.