Материал позволяет учащимся понять, что разговорный язык и книжный - это две разновидности языка. Учитель, используя презентацию может организовать эвристическую беседу о целях использования разговорного языка. На занятии предполагается практическая работа с текстом с целью нахождения признаков разговорного языка. Кроме системы вопросов для работы с текстом, презентация содержит и возможные (желательные) ответы, что даёт возможность учащимся скорректировать свои выводы.
На уроке ребята приходят к выводу о назначении языка как средстве общения, сообщения и воздействия.Презентация составлена по материалам учебника Р.И.Альбетковой.
Разговорный язык
Разговорный язык и
его назначение
Автор:
Ерина С.В.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Лицей №3
г.Сарова
Нижегородской области.
Две основные
разновидности
употребления языка
Разговорный
язык
Литературный
(книжный)
язык
С какой целью используют
разговорный язык?
Рассказать о чёмто.
Обменяться мыслями.
Поделиться чувствами.
В
неофициальной
обстановке,
в дружеском
кругу
Употребляется
и в устной беседе ,
и в письмах
Прочитайте
Прочитайте
начало письма,
начало письма,
которое прислала
которое прислала
В.П.Астафьеву
В.П.Астафьеву
дочь его
дочь его
погибшего друга.
погибшего друга.
Докажите,
что перед нами пример
употребления разговорного языка.
Здравствуйте, Виктор Петрович!
Пишет письмо незнакомая Вам Валентина Савинцева.
Виктор Петрович, я не знаю, как мне отблагодарить
Вас. Вы сделали для нас очень много хорошего.
Вы написали книгу о нашем отце. Это нам великая
Память о нём. Это всё, что осталось от него. Ещё
от него остался старый портрет – и всё.
Я плохо помню, ноэто было примерно так.
Ктото сказал, что кончилась война,
или ещё нет. Или наши подходили к Берлину. Мы
с сестрой и мамой были в огороде, когда нам сказали.
Мытак радовались, что придёт отец, прыгали
и радовались… А через несколько дней маму вызвали
снова в сельсовет… И вот вышла наша мама.
Как увидела нас, так голосом и заплакала.
А в руках у неё была какаято
бумажка. Мы тоже заплакали, хотя и не знали, почему
плачет мама, а она долго не могла сказать ни слова.
Кто пишет письмо? С какой целью?
Пишет не писатель, а простая женщина. Она благодарит
В.Астафьева, написавшего о её отце рассказ
«Гражданский человек». Она сообщает писателю о том,
чего тот не знал: как в семью пришло известие о гибели
отца.
Чем вызвано появление этого письма?
Это не официальное послание, не научная статья, не
публицистическое произведение, а обыкновенные слова
человека, обращённые к другому человеку. Они вызваны
определённой ситуацией: это ответ на книгу Астафьева.
Чему служит
язык письма?
Разговорный язык здесь служит средством
общения. При этом в письме выражаются
чувства автора.
Но я не могу сказать, что мои обстоятельства намного
лучше ваших. Мне восемьдесят шесть лет, я больной
Вы рассказываете мне о своих обстоятельствах.
Прочитайте ещё один пример
Я понимаю, что всякие бывают обстоятельства.
употребления
разговорного языка: слова
К.И.Чуковского,
старик, я пережил три голодовки, я полтора года
обращённые к молодому учёному,
сидел у постели умирающей дочери, я похоронил
который не смог вовремя сдать статью.
двух сыновей. И всё это время я работал. Я работал
каждый день, каждое утро, что бы ни случалось.
Попробуйте
определить,
чему служит
Когдато давно
я служил в одной газете и должен был каждый день
давать материал – каждый день. Время было голодное,
жизнь у меня была очень тяжёлая, я терял силы
это высказывание.
Каково его
от истощения,
но я должен был давать материал в газету каждый день,
главное назначение?
и я давал. И когда я должен был написать к сроку,
я писал и сдавал это в срок…
Чему служит высказывание
К.И.Чуковского?
Общению
Сообщению
Итак, вы увидели
три главных
назначения языка:
общение,
сообщение
и воздействие.
Воздействию
Три главных
назначения языка:
общение,
сообщение
и воздействие –
выделил учёныйфилолог 20 века
Виктор Владимирович Виноградов.
В.В. Виноградов
Разговорный язык может служить
для выражения шутки.
К.И.Чуковский, поев в гостях
пирога с черникой,
с притворным отчаянием
воскликнул:
Что же это я наделал? Ведь у
меня сегодня гости, а я вернусь
домой с чёрными зубами, и все
поймут, что я на свой ужин не
надеялся и заранее наелся
черничным пирогом.
Разговорный язык для выражения шутки.
На это сразу же прореагировал
В.Маяковский:
Ничего. Скажите, что у вас
шнурки на ботинках так
затянулись, что пришлось их
зубами развязывать.
Разговорный язык может служить и
для серьёзных высказываний.
От сокращения изложение
всегда выигрывает. Я
думаю, это и во всех
искусствах так же. Если
читатель услышит
болтовню, то он не
относится со вниманием.
Нужно сразу схватить
читателя и не выпускать из
того подъёма, на который
он поднялся.
Из высказываний Л. Толстого,
записанных ближайшим сотрудником писателя В.Г.Чертковым.
Из высказываний Л. Толстого,
записанных ближайшим сотрудником писателя В.Г.Чертковым.
Из разговора с
мальчиком:
Ты знаешь дроби?
Знаю.
Так вот, человек – всё
равно что дробь. Чем
больше у него числитель
– его достоинства, тем он
лучше, а чем больше его
знаменатель, чем больше
он о себе думает, тем он
хуже. Так вот ты это
помни.
Сравните разговорный вариант
высказывания Л.Толстого и письменный,
книжный.
что он есть,
Из разговора с мальчиком:
Ты знаешь дроби?
Знаю.
Так вот, человек – всё равно
что дробь.
Чем больше у него числитель
– его достоинства, тем он лучше,
а чем больше его знаменатель,
чем больше он о себе думает,
тем он хуже. Так вот ты это
помни.
Какие различия вы увидели в лексике и синтаксисе?
Чем они объясняются? Какое высказывание выглядит
более стройным, отточенным?
а знаменатель – то,
что он о себе думает.
Человек подобен дроби:
числитель её – то ,
Чем больше знаменатель,
тем меньше дробь.
Литература
Учебник словесности под
редакцией Р.И.Альбетковой.