Данная презентация входит в раздел "Кровь.Кровообращение".Целью презентации является доступное освоение знаний по строению сердца, его работе, а также рассмотрение кругов кровообращения.В ней чётко с учётом плана урока обозначены цели, задачи урока, прослеживаются все этапы урока, а так же приведены интересные факты из мира биологии и стихотворения, что приводит к интеграции процесса обучения.
Строение и работа сердца.
Круги кровообращения.
Учитель биологии МБОУ
«Гимназия»МО «Островский район»
Кобельник Н.Г.
г. Остров
2018
Актуализация опорных знаний
1. Кровь, межклеточное вещество,
лимфа образуют.........
2. Жидкая соединительная ткань.........
3. Растворённый в плазме белок,
необходимый для свёртывания
крови.........
4. Безъядерные форменные элементы
крови, содержащие гемоглобин........
5. Плазма крови без
фибриногена.........
Актуализация опорных знаний
1. Кровь, межклеточное вещество,
лимфа образуют внутреннюю среду.
2. Жидкая соединительная ткань – кровь.
3. Растворённый в плазме белок,
необходимый для свёртывания крови –
фибриноген.
4. Безъядерные форменные элементы
крови, содержащие гемоглобин –
эритроциты.
5. Плазма крови без фибриногена –
сыворотка.
Актуализация опорных знаний
• 1. Состояние организма, при котором в крови
уменьшается количество эритроцитов, либо
содержание гемоглобина в них.........
• 2. Человек, дающий свою кровь для
переливания.........
• 3. Способность организмов защищать себя от
болезнетворных микробов и вирусов.......
• 4. Культур ослабленных или убитых
микробов, вводимых в организм
человека.........
• 5. Вещества, вырабатываемые лимфоцитами
при контакте с чужеродным организмом или
белком........
Актуализация опорных знаний
• 1. Состояние организма, при котором в крови
уменьшается количество эритроцитов, либо
содержание гемоглобина в них – анемия.
• 2. Человек, дающий свою кровь для
переливания – донор.
• 3. Способность организмов защищать себя от
болезнетворных микробов и вирусов –
иммунитет.
• 4. Культур ослабленных или убитых микробов,
вводимых в организм человека – вакцина.
• 5. Вещества, вырабатываемые лимфоцитами при
контакте с чужеродным организмом или белком
– антитела.
Закончите фразу:
Сегодня на уроке я
хочу узнать..........
Строение и работа сердца.
Круги кровообращения
Цель урока -
познакомиться со
строением и работой
сердца,
выяснить роль сосудов
и уметь различать круги
кровообращения.
План изучения
* Строение сердца
* Работа сердца
* Кровеносные сосуды
* Круги кровообращения
«СЕРДЦЕ ПОДОБНО
ЖЕРНОВУ, ДАЮЩЕМУ
МУКУ, КОГДА ЗАСЫПАНО
ДОСТАТОЧНО ЗЕРНА, НО
СТИРАЮЩЕМУСЯ, КОГДА
ЕГО НЕ ПОДСЫПАЮТ»
К.ВЕБЕР
Камень твёрдый?
Яблоко с багрово-красной кожей?
Может быть, меж рёбер и аортой
Бьётся шар, на шар земной похожий?
Так или иначе, всё земное
Умещается в его пределы
Потому что нет ему покоя,
До всего ему есть дело!
Горячее, холодное, доброе,
чуткое, разбитое, гордое,
золотое, каменное, жестокое,
старое ........
«Доброе сердце прекраснее,
чем все разумы мира, вместе
взятые»
Эдвард Бульвер- Литтон
Околосердечная сумка-перикард
наружный соединительно-тканный
слой-эпикард
средний мышечный слой- миокард
эпителиальный внутренний слой-
эндокард
Болит, болит,
страдает, плачет
И рвётся сердце
из груди
Его пинают словно
мячик
Но всё же
бьётся.......погляди
.
Знаете ли вы что:
1. Различна частота сердечных
сокращений у детей и взрослых:
• у детей до года-100-200 ударов в минуту,
• в 10 лет-90 ударов в минуту,
• с 20-60 лет- 60-70 ударов в минуту,
• после 60 лет- 90-95 ударов в минуту.
2. За 70 лет сердце сокращается 2,5
млрд.раз. Этой работы достаточно, чтобы
поднять железнодорожный состав на гору
Монблан (высота около 4810 м).
Фазы сердечного цикла
Фазы
работы
сердца
Продолжит
ельность
фазы
Перемеще
ние
крови
Положени
е
створчаты
х
клапанов
Положени
е
полулунн
ых
клапанов
Фазы сердечного цикла
Фазы
работы
сердца
Продолжит
ельность
фазы
Перемеще
ние крови
0, 1 сек
0,3 сек
0,4 сек
Сокращен
ие
(систола)
предсерди
й
Сокращен
ие
(систола)
желудочко
в
Расслабле
ние
(диастола)
сердца
Из
предсердия
в
желудочки
Из
желудочко
в в артерию
и аорту
Из вен в
предсердия
и в
желудочки
Положени
е
створчаты
х
клапанов
открыты
Положени
е
полулунн
ых
клапанов
закрыты
закрыты
открыты
открыты
закрыты
Кровеносные сосуды
Артерии
(от сердца)
Вены
( к сердцу)
Капилляры
(пронизывают все органы)
Круги кровообращения
Большой
Малый
Большой круг
кровообращения
• 1.В каком отделе сердца он
начинается?
• 2.По каким сосудам кровь
поступает к органам тела?
• 3.В каких сосудах происходит
газообмен?
• 4.По каким сосудам кровь
поступает в правое предсердие?
Схема БКК
Левый желудочек аорта артерии
капилляры
органов
вены
(нижняя и
верхняя)
Правое предсердие
Малый круг
кровообращения
1.В каком отделе сердца он
начинается?
2.По каким сосудам кровь течёт
в лёгкие?
венозная)
3.Какая кровь(артериальная или
течёт в этом сосуде?
4.Где происходит превращение
венозной крови в артерии?
5.По какому сосуду и в какой
отдел сердца кровь
Схема МКК
• Правый желудочек лёгочные артерии
(венозная кровь)
капилляры лёгких
лёгочные вены
( артериальная
кровь)
• Левое предсердие
Контроль знаний
1.Сердце человека:
а)3-х камерное б)2-х камерное в) 4-х
камерное
2.Значение клапанов сердца:
а)защитная функция б)обеспечивают
питание сердца
направлении
значит:
в)обеспечивают движение крови в одном
3.Сердце обладает автоматизмом- это
а)сокращается и расслабляется с участием
б)способно сокращаться без участия
нервной системы
нервной системы
в)приспосабливается к изменяющимся
Контроль знаний
• Термины Понятия
• 1.перикард а)раздел медицины,
изучающий..
• 2.миокард б) внутренний слой
• 3.кардиология в) наружный серозный слой
• 4.эпикард г) околосердечная сумка
• 5.эндокард д) средний мышечный слой
• 6.артерии е) сосуды, несущие кровь от
• 7.вены сердца
ж) сосуды, несущие кровь
к
сердцу
Домашнее задание
• Параграф 17, вопросы, записи в
тетради
Составление кроссворда, ребуса,
информация
за страницами учебника
Рефлексия
• Мне сегодня удалось
узнать...........
• Мне самостоятельно нужно
поработать над вопросом.......
• Я удивлён (а)...........
• Я сегодня расскажу близким
людям о.........