«Книги – летопись народов. Они передают из века в век несметные богатства опыта, накопленного всем человечеством».
Каньель.
Значение монастырей в жизни государства
При монастырях существовали госпитали, богодельни, сиротские приюты, школы для детей, семинарии.
Значение монастырей в жизни государства
Монастыри были центром образования и просвещения на Руси. На чтение и списывание книг монахи смотрели как на богоугодное дело. При монастырях рано стали заводиться библиотеки и школы для обучения грамоте. Одним из центров русской книжности был Кирилло-Белозерский монастырь.
В монастырях велись летописи, донесшие до наших дней сведения о знаменательных событиях в истории русского народа. Летопись «Повесть временных лет» - первая русская летопись. Нестор – первый учёный на Руси.
Преподобный Нестор Летописец
Процветали в монастырях иконопись. Иконы преподобного Сергия светятся тёплым неземным светом. Из мира, где царит только добро, любовь, красота
«Игумен земли русской»
В монастырях царило искусство книжного писания, выполнялись переводы на русский язык богословских, исторических и литературных произведений
Киево- Печерская Лавра-духовный центр Киевсокй Руси
Монастыри всегда были оплотом духовности русского народа, его силой.
Рассвет русских монастырей в XV веке
XV век стал веком расцвета русских монастырей. К началу века в России уже существовало около 200 монастырей. К концу века число монастырей превысило 400.
Значение монастырей в жизни государства
Крупные монастыри играли огромную роль в жизни страны. Являясь экономическими центрами, они способствовали появлению новых поселений и росту городов по соседству с ними. Мирное освоение огромных пространств шло одновременно с широкой просветительской и миссионерской деятельностью.
Стефан Пермский
ок. 1340–1396 гг.
просветитель
политический
деятель
первый епископ
Пермский
писатель
переводчик
философ
учитель
художник
Стефан Пермский
создатель первой коми –
зырянской азбуки;
основоположник древнего коми
литературного языка;
создатель первых коми школ;
распространитель
христианства в
Перми Вычегодской.
Отец Стефана Пермского был русским священником, а мать, по преданию, крестьянкой из коми - зырян.
Ульяновский Троице - Стефановский монастырь,
с. Ульяново
Михайло-Архангельский мужской монастырь,
с. Усть-Вымь
Стефановская площадь
г. Сыктывкар
В середине 14 века основал пустынь в честь Троицы на горе Маковец недалеко от Радонежа и Хотькова. Благодаря авторитету Сергия Троицкая обитель становится духовным центром Московской Руси; здесь Сергий благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву, помогал разрешатьмеждуусобные споры князей.
Преподобный
Сергий Радонежскимй
XV век – время освоения новых земель Русского Севера. Монахи-подвижники основывали обители в удаленных местах, разрабатывали пустыри, сзывали на них жителей и заводили новые поселения. Так возникли Соловецкий, Валаамский, Коневский монастыри.
Монастырь был основан в XV веке трудами преподобных Савватия, Германа и Зосимы. Первыми на Соловки пришли святые Савватий и Герман.
(1481, Ростов — 17 августа 1571, Соловецкий монастырь) архимандрит Русской церкви, крестил финское племя топарей и создал для него азбуку. Первый составитель письменности для саамов и первый переводчик богослужебных текстов на саамский
ФЕОДОРИТ КОЛЬСКИЙ
(1495 — 15 [25] декабря 1583) — русский православный монах, провёл аскетическую жизнь на Кольском полуострове в XVI веке.
основатель Печенегского монастыря. Почитается Русской церковью в лике преподобных.
ТРИФОН ПЕЧЕНЕГСКИЙ
В Русской православной церкви преподобный Трифон почитается как «Просветитель лопарей». Русские моряки традиционно молятся святому Трифону Печенгскому, когда они находятся в опасности.
Мы обязаны монахам нашей историей, следственно и просвещением. (А.С. Пушкин. Из неоконченной статьи о Петре I)
Свято-Троицкий монастырь г. Алатырь
Остромирово Евангелие 1056-1057
Мастер книжного дела писец Григорий написал это Евангелие для новгородского посадника Остромира
Остромирово Евангелие имеет размер 35х30 см. Дьякон Григорий писал, что создавалось оно шесть месяцев и двадцать дней – по полтора листа в день.
Великий князь Ярослав основал древнейшее русское книгохранилище при новгородском Софийском соборе, которое сохранилось до наших дней.
Помещение бывшей библиотеки Софийского собора Новгород
Писали книги специально обученные переписчики или очень грамотные и образованные люди.
Древнерусские книжники
В монастырской книжной мастерской царила строгая дисциплина. За послушание, небрежность сажали на сухой паек.
Н. Усачев. Школа писцов сложилась и в Андрониковом монастыре, где трудилась над перепиской книг группа монахов-писцов
Почти все известные нам рукописи периода 11-15 вв. написаны не на бумаге, а на пергамене (пергамен, или пергамент — это специально выделанная для письма телячья кожа). По свидетельству одного из писцов, работавшего на рубеже 14-15 вв., за кожу для книги было уплачено три рубля. В это время на эти деньги можно было купить три лошади.
Специальные палаты для переписки и оформления книг теперь называются скрипториями.
Реконструкция древнерусского скриптория на выставке «Свет Валаама» в музее Кижи
«Чернило» приготовлялось из ольховых или дубовых орешков (наростов на коре) с добавлением клея, меда, железистых веществ. Все это квасилось или вываривалось, доводилось до необходимой концентрации. Рецептов составления чернил было множество, что и заметно при сравнении сохранившихся рукописей. На миниатюрах на столе книгописца можно разглядеть разного вида чернильницы и песочницы, ножи для заточки перьев и соскребания ошибочно написанных слов и букв, губки, пеналы, кисточки, сосуды для красок.
Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать лебединым и даже павлиным пером имел царь.
Для защиты от механических повреждений делали переплет из досок, обтянутых кожей и имевших застежку на боковом срезе
В музейных витринах можно иногда увидеть роскошные переплеты, когда вместо кожи (или поверх ее) доски обтягивались парчой или бархатом, в середине и по углам верхней крышки такого переплета помещались литые или чеканные украшения из золота, серебра, бронзы, иногда драгоценные камни.
Заставка
А что же на правом листе? Орнаментированная заставка. В ней то сплетаются ленты и ремни с изображениями фантастических зверей и птиц, то застывают в густом многоцветье листья и травы. А вот строго геометризованные заставки в красках с добавлением золота или черно-белые заставки сложного рисунка, штрихом напоминающие гравюру.
Первую заглавную букву в тексте – «инициал»- писали крупнее остальных, украшали орнаментом. Иногда в виде человечка, животного, птицы, фантастического существа. Буква эта являет собой как бы торжественный зачин всего последующего повествования. Именно к таким заглавиям восходит сохранившееся в языке понятие «красная строка», подразумевающее теперь отступ, небольшой пробел в начале текста. В особенно роскошных по оформлению рукописях вязь, а иногда и все заглавие выписывалось золотом.
Заставки и инициалы выполнялись, как правило, одним художником и поэтому схожи по рисунку орнамента и его раскраске.
Бумага для письма была дешевле пергамента и удобнее, чем береста. Поэтому в более поздние времена на пергаменте выполняли только очень ценные книги, в основном необходимые для церковного обихода: Евангелие, Апостол, а также синодики или летописи, передававшиеся из рода в род.
14 марта – День православной книги.
24 октября – Международный день школьных библиотек.
27 мая – общероссийский день библиотек.
980 лет назад (1037)
была основана Ярославом Мудрым при Софийском соборе в Киеве
первая библиотека Древней Руси.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.