Презентация к внеклассному мероприятию по литературе для 5 класса "Уроки дедушки Крылова"

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 04.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация представляет собой электронное пособие для проведения внеклассного мероприятия "Уроки дедушки Крылова" и составлено как дополнение к разработке. Слайды расположены в хронологической последовательности согласно ходу мероприятия. Представляет собой готовый материал для проведения мероприятия не только для 5-х классов, но и младших школьников 3-4-х классов.
Иконка файла материала Уроки дедушки Крылова.ppt
Уроки дедушки Крылова Уроки дедушки Крылова
Крылов! Это имя нам                дорого с детства. И знает Крылова любой                                человек. Дедушка нам оставил                           наследство, Которое светит                                               из века в век.            В.А. Лебедев­Кумач
Иван Андреевич Крылов родился в  1769 году в Москве в семье  скромного армейского офицера.  Через несколько лет семья переехала  в Тверь. После смерти отца в 1778 г  Крылову пришлось поступить на  службу в магистрат, чтобы  поддерживать семью. Служба  познакомила его с мрачными нравами  провинциального суда,  злоупотреблениями и  взяточничеством чиновников. В 1783  г семья переезжает в Петербург, где  Крылов 4 года прослужил в Казённой  палате. В Петербурге он увлёкся  театром, стал писать комедии. С 1794  по 1802 год опальный писатель  скитался по провинции, был  секретарём князя Голицына. В 1804  году вернулся в Москву. В 1806 в  журнале «Московский зритель» он  помещает несколько басен, которые  принесли ему успех. Это определило  его дальнейший путь.
В 1812 году Крылов поступил  на службу в Публичную  библиотеку, где прослужил  библиотекарем более 30 лет.  Одновременно со службой он  работал над созданием своих  басен, через каждые 2­3 года  подготавливая новые книги. В  1838 году литературная  общественность отметила 50­ летие его литературной  деятельности. В 1841 году  Крылов вышел в отставку и  поселился на Васильевском  острове. Умер И.А.Крылов в  1844году. «Дедушкой  Крыловым» назвал народ   своего баснописца.
Памятник Крылову • В Санкт­Петербурге, в Летнем саду,  стоит памятник великому  баснописцу. Крылов изображён  сидящим в кресле. Постамент  памятника украшен фигурами  героев его басен. До этого ни  одному писателю памятников не  сооружалось. Средства на него  собирал весь народ. Устроили  конкурс на лучший проект  памятника. В конкурсе победил    Пётр Карлович Клодт. Он работал  над памятником вместе с  художниками Карлом Брюлловым и  Александром Агиным. • Подумайте, почему Крылов был  удостоен такой чести?
Памятник  И.Крылову в  Летнем саду г.Санкт­ Петербург
Люблю, где случай есть, пороки пощипать! И.А.Крылов В Какие уроки даёт нам в своих баснях дедушка Крылов?
Басня — это небольшой стихотворный  рассказ, состоящий из двух частей: 1. Основное повествование. Здесь в аллегорической ( иносказательной)  форме показана жизнь. Герои ­ животные и  люди. Присутствует олицетворение. 2. Мораль.  Поучительный вывод из основного  повествования,  который даётся в начале или в  конце басни.
Олицетворение ­ наделение человеческими  качествами животных, оживление предметов,  явлений природы.  Аллегория ­ иносказание—изображение  отвлечённого понятия  через конкретный образ. Например, в народной сказке хитрость   изображена через образ лисы.
Жанр басни в творчестве  И.А.Крылова • Первую басню написал в 11 лет.  • Расходились книги басен огромными по тем временам  тиражами, переиздавались каждые 3 – 4 года. В первом  сборнике было 20 басен, в последнем – почти 200. • Своеобразие басен Крылова в том, что он не просто  обличал человеческие пороки, но именно те, которые есть  в русских людях. Его герои – типичные для своего времени  (т.е. часто встречающиеся). • Многие басни написаны о каком­то реальном историческом  событии, например об Отечественной войне 1812 года. • Особенность языка басен Крылова – использование  • Строчки разной длины, что помогает передать  разговорной лексики. разговорную речь.
““А ларчик  А ларчик  просто  просто  открывался”” открывался     Так говорят,  Так говорят,  когда находится  когда находится  простое  простое  объяснение  объяснение  происходящему. происходящему.
““А Васька  А Васька  слушает, да  слушает, да  естест””          Эту фразу  Эту фразу  говорят, когда  говорят, когда  один человек  один человек  стыдит, убеждает,  стыдит, убеждает,  а другой, не  а другой, не  обращая  обращая  внимания,  внимания,  продолжает  продолжает  делать что­то  делать что­то  своё. своё.
““Кукушка хвалит  Кукушка хвалит  Петуха за то, что  Петуха за то, что  хвалит он Кукушку”” хвалит он Кукушку Используется,        Используется,  когда два  когда два  человека просто  человека просто  так хвалят друг  так хвалят друг  друга. друга.
““Демьянова  Демьянова  ухауха””       Употребляют в  Употребляют в  ситуации, когда  ситуации, когда  гость уже не в  гость уже не в  состоянии  состоянии  съесть всё то,  съесть всё то,  что ему  что ему  предлагают. предлагают.
““Беда, коль пироги начнёт печи  Беда, коль пироги начнёт печи  сапожник, а сапоги тачать  сапожник, а сапоги тачать  пирожник”” пирожник        Используется,  Используется,  когда человек  когда человек  берётся не за  берётся не за  своё дело. своё дело.
““А вы друзья, как ни садитесь, всё  А вы друзья, как ни садитесь, всё  в музыканты не годитесь”” в музыканты не годитесь       Произносится обычно  Произносится обычно  иронически в ситуации,  иронически в ситуации,  когда за дело берутся не  когда за дело берутся не  специалисты. специалисты. “Квартет” 1811г.
““Кукушка хвалит  Кукушка хвалит  Петуха за то, что  Петуха за то, что  хвалит он Кукушку”” хвалит он Кукушку Используется,        Используется,  когда два  когда два  человека просто  человека просто  так хвалят друг  так хвалят друг  друга. друга.
В.Г.Белинский: «Кто хочет изучать русский язык вполне, тот должен познакомиться с Крыловым». Н.В.Гоголь: «Всё так сказано метко, так найдено верно…»
ИЛЮСТРАЦИИ К БАСНЯМ И.А.КРЫЛОВА. ИЛЮСТРАЦИИ К БАСНЯМ И.А.КРЫЛОВА. ХУДОЖНИК Е.РАЧЁВ ХУДОЖНИК Е.РАЧЁВ
СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ
Невежда - неуч, малообразованный, малознающий человек, к тому же часто самоуверенный. Невежа - грубый, невоспитанный человек. РАЗЛИЧАЙ СЛОВА! РАЗЛИЧАЙ СЛОВА!
ВОРОНА И ЛИСИЦА
Из каких басен строки? Вот пуще прежнего пошли у них  разборы                    И споры, Кому и как сидеть. Случилось соловью на шум их  прилететь.
К несчастью, то ж бывает у  людей: Как ни полезна вещь,­ цены не  зная ей, Невежда про неё свой толк всё  к худу клонит; А ежели невежда познатней, Так он её ещё и гонит.
«Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай.» ­ «Соседушка, я сыт по горло. – «Нужды нет, Ещё тарелочку; послушай: Ушица, ей­же­ей, на славу сварена!»
«Не оставь меня, кум  милой! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!»
«Смотри­ка, говорит,­ кум милый мой! Что там за рожа? Какие у неё ужимки и прыжки! Я удавилась бы с тоски,  Когда бы на неё хоть чуть была похожа.»
Неблагодарная! – промолвил Дуб ей тут, ­ Когда бы вверх могла поднять ты рыло, Тебе бы видно было, Что эти жёлуди на мне растут!»
Хоть видит око, Да зуб неймёт.
«Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом  здесь чистое мутить питьё моё с песком и с илом? За дерзость такову я голову с тебя сорву.»
«Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право сказки! Какие пёрушки! какой носок! И, верно, ангельский быть  должен голосок! Спой, светик, не стыдись! Что,  ежели, сестрица, При красоту такой и петь ты  мастерица, ­ Ведь ты б у нас была царь­ птица!»
Из какой басни мораль? За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит петуха? За то, что хвалит он Кукушку.
Кто виноват из них, кто прав,­ Судить не нам; Да только воз и ныне там.
У сильного всегда бессильный виноват: Тому в Истории мы тьму примеров слышим, Но мы Истории не пишем; А вот о том как в баснях говорят.
Избави, бог, и нас от этаких судей.
Уж сколько раз твердили  миру, Что лесть гнусна, вредна;  но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда  отыщет уголок.
Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт, И выйдет из него не дело, только  мука.
А я бы повару иному Велел на стенке зарубить: Чтоб там речей не тратить по­пустому, Где нужно власть употребить.
Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши!
Невежда так же в ослепленье  Бранит науки и ученье, И все учёные труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Эх, эх!­ ей Моська отвечает,­ Вот то­то мне и духу придаёт, Что я, совсем без драки,  Могу попасть в большие забияки. Пускай же говорят собаки: «Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на слона!»
«Послушай­ка, сосед,­ Тут ловчий перервал в ответ,­ Ты сер, а я, приятель, сед, И волчью вашу я давно натуру знаю; А потому обычай мой: С волками иначе не делать мировой,  Как снявши шкуру с них долой». И тут же выпустил на Волка гончих  стаю.
И.А.Крылов возвёл русскую  басню в оригинально­ классическое достоинство.  Невозможно дать большего  простодушия рассказу,  большей народности языку,  большей осязаемости  нравоучению. В каждом его  стихе виден русский здравый  ум. Он похож природою  описаний на Лафонтена, но  имеет свой особый характер:  его каждая басня – сатира, тем  сильнейшая, чем она коротка и  рассказана с видом  простодушия.                            А Бестужев.