I. Введение……………………………………………………………………….1
Содержание работы.
II. Основная часть……………………………………………………………….2
1.Как всё начиналось……………………………………………………2
2.Возрождение кадетских корпусов……………………………………5
3.«Пензенский казачий генерала Слепцова кадетский корпус» .... 6
III.
Заключение…………………………………………………………………...10
1 Введение
Желание узнать об истории кадетского движения зародилось в моей душе
давно. И вот представилась такая возможность, когда мне предложили принять
участие в XXIII городском слёте юных краеведов. Собирая материал, я
познакомилась с двумя важными выступлениями В. В. Путина в Краснодаре, на
родине казачества «О патриотизме» 12 сентября 2012 г. и Посланием Президента
Федеральному собранию от 1 декабря 2016 г. Он отметил, что мы должны строить
наше будущее
фундаментом является
патриотизм. Это уважение к своей истории, традициям, духовным ценностям наших
предков. В. В. Путин подчеркнул, что в условиях информационной войны
формирование нравственных ценностей у молодёжи станет основой для создания
общества сознательных и ответственных граждан. Особое значение он придал
военнопатриотическому воспитанию, сказав о необходимости повышения престижа
военной службы, всемерного поощрения развития суворовских училищ и кадетских
корпусов.
на прочном фундаменте, и таким
Цель работы: изучение материала о кадетском движении, его прошлом и
настоящем.
Задачи работы:
Собрать материал о возникновении кадетских корпусов;
1.
2. Обобщить информацию по истории создания кадетской школы № 46 г.Пензы
3. Оформить презентацию о деятельности МБОУ «Кадетская школа №46
г.Пензы. Пензенский казачий генерала Слепцова кадетский корпус»;
Предмет исследования:
Слепцова кадетского корпуса.
история создания Пензенского казачьего генерала
Объект исследования: история кадетских корпусов России.
2 Как всё начиналось
Прежде, чем начать рассказ о современном кадетском движении, давайте
перенесемся в прошлое. Ведь именно тогда кадетами (от французского «младший
воин») стали называть во Франции малолетних дворян, определяющихся на военную
службу. Понятие это перекочевало в воинственную Пруссию, где корольвоин
Фридрих Великий сформировал первую в истории роту кадетов. Почти
одновременно в России возникли подобные военные учебные заведения. Петр 1,
«прорубив окно в Европу», и многое, позаимствовав оттуда, открыл в Москве
Школу математических и навигационных наук для сыновей «дворянских, дьячих,
подьячих, из домов боярских и других чинов».
После смерти царяреформатора начатое им дело по подготовке молодых
людей к службе заглохло. Учеба за границей также себя не оправдала, денег
требовалось много, ученики долго жили вдали от дома, теряя связь со своей
страной, да и ленивых и нерадивых среди них было предостаточно. Тогда
задумались: а нельзя ли перенести зарубежный опыт на русскую почву?
Русский посол в Пруссии граф П. И. Ягужинский изучил организацию
Берлинского кадетского корпуса и предложил Анне Иоанновне создать кадетские
корпуса. В 1731 году императрица Анна Иоанновна поручила генерал
фельдмаршалу Миниху учредить «Корпус кадетов, состоящий из 200 человек
шляхетских детей от 13 до 18 лет». Так в России в 18 веке появились первые
кадетские корпуса – Сухопутный Шляхетный,
Морской Шляхетный,
Артиллерийский и Инженерный Шляхетный, Пажеский корпус для подготовки
пажей к придворновоенной службе и их филиалы.
Российские монархи осуществляли лично постоянный контроль над
деятельностью кадетских корпусов, и это понятно – кадетские корпуса готовили
своих питомцев к офицерскому поприщу, а известно, каков офицерский корпус,
таковы в стране и вооруженные силы. Поэтому руководителями кадетских
корпусов выбирались лучшие генералы и адмиралы.
В 1778 году Императрица Екатерина Великая основала в Москве первый
Московский кадетский корпус. А 15го (26го) сентября 1794 года Екатерина 2ая
издала именной указ: « Нашему генералпоручику Михайле ГоленищевуКутузову
всемилостивейше повелеваем быть Главным Директором Кадетского корпуса под
собственным нашим началом».
3 Весь жизненный уклад в корпусе определял генералдиректор, его знания,
опыт, культура ложились в основу всей организации корпуса, отсутствовала единая
организационная структура управления, единые требования к образовательному
процессу, не были разработаны нормативноправовые документы и т. д. (к
сожалению, на этом этапе мы находимся и сегодня).
На рубеже XVIIIXIX в.в. были сформулированы основные обязанности
кадета. Вот некоторые из них:
кадет есть будущий слуга Отечества и защитник его от врагов внешних и
внутренних;
каждому кадету надлежит быть благочестивым, правдивым во всем,
беспрекословно подчиняться начальникам, быть храбрым и терпеливо переносить
все тяготы, которые бывают подчас неизбежны;
кадет обязан строго и точно соблюдать военную дисциплину и порядок, каждый
кадет должен иметь и вне корпуса бравый и молодецкий вид.
Настал девятнадцатый век. Непрерывные захватнические войны, которые вел
Наполеон, привели к тому, что и другие страны стали увеличивать численность
своих войск. В этих условиях и Россия не могла поступить иначе. Потому с
высочайшего повеления Императора Александра I в 1813 году был создан 1й
Сибирский кадетский корпус. А в царствование Николая I с 1825 по 1855 год было
открыто еще восемь корпусов: Оренбургский–Неплюевский, Нижегородский,
Полоцкий, ПетровскийПолтавский, Орловский, Воронежский, 2й Московский и
Владимирский Киевский кадетские корпуса.
Все кадетские корпуса представляли собой интернаты, рассчитанные на 100 –
1000 воспитанников и разделенные на роты учеников приблизительно одинакового
возраста. Кадеты обучались всем основным предметам. Первые семь лет
воспитанники изучали русский язык, несколько иностранных языков, математику,
физику, а также Закон Божий. Специальные преподаватели учили их танцам и
правилам поведения в светском обществе. Весь курс обучения длился девять лет.
Два последних старших класса были посвящены исключительно военной подготовке
и только после окончания этих старших классов кадеты производились в офицеры.
Сеть кадетских корпусов расширялась и совершенствовалась. На какоето
время их сменили военные гимназии, но затем военным заведениям вновь вернули
название кадетских корпусов. Однако все эти изменения не коснулись главного:
кадетов всегда воспитывали на любви к Богу, сыновней преданности России,
бескорыстной любви к Отечеству, на душевном сознании семейного долга.
При Александре II было создано еще девять кадетских корпусов по всему
протяжению Российской Империи в различных местностях и различных условиях
жизни: 3й Московский, Вольский, Ярославский, 2й Оренбургский, Псковский,
Тифлисский, Николаевский и Александровский, Симбирский кадетские корпуса.
Кадетские корпуса в России были ни с чем не сравнимым особым миром, из
которого выходили крепкие духом, сплоченные между собой образованные и
дисциплинированные будущие офицеры, воспитанные в идеях непоколебимой
преданности Царю и Родине. В течение всего срока обучения кадеты были на
4 полном государственном обеспечении, носили военную форму, основным законом
для них был воинский устав.
Но наибольшее значение и развитие кадетские корпуса получили в начале
прошлого столетия, когда в 1900м году, волею императора Николая II, во главе
Военноучебных заведений Империи встал Великий Князь Константин
Константинович, со званием их Главного Начальника, а с 1910 года и до дня своей
кончины в 1915 году – Главного Инспектора. Являясь одним из наиболее
культурных людей России того времени, человеком большой гуманности, и обладая
даром привлекать к себе сердца молодежи, которую он и любил, и понимал,
Великий Князь открыл ей свое большое сердце и посвятил ей лучшие силы своей
исключительно красивой души. Кадеты быстро оценили его идеи и его заботы о них,
и ответили на них такой беспредельной любовью, таким доверием, что Великий
Князь быстро заслужил звание Отца всех кадетов.
Этот новый дух, внесенный в воспитание военного юношества незабвенным
Великим Князем, привел к тому, что во время революции и в течение гражданской
войны кадетская семья без колебаний нашла для себя правильную дорогу и
доблестно исполнила свой долг в рядах воинов Белых Армий.
Революция 1917 года и захват власти большевиками нанесли ряд тяжелых
ударов кадетским корпусам, которые новая власть не без оснований рассматривала
как среду враждебную и чуждую новым порядкам. С самого начала было сделано
все возможное, чтобы разрушить установившийся быт, уничтожить старые порядки
и превратить корпуса в гимназии военного ведомства, а в дальнейшем, или их
полностью уничтожить, или сделать из них военные школы для будущих красных
командиров. Повсеместно кадеты ответили на эти меры сопротивлением.
Революция и большевизм привели к тому, что за период 19171918 гг. погибли
почти все военные училища и 23 кадетских корпуса из числа 31, существовавших в
России до марта 1918 года. Судьба многих из них была трагична и сопровождалась
гибелью многих кадетов и юнкеров, как это было в Петрограде и Москве, в
Ярославле, Симбирске, Нижнем Новгороде, Оренбурге, и во многих других местах,
где военная молодежь принимала участие с оружием в руках в противодействии
захвату власти местными большевиками.
5 Возрождение кадетских корпусов
С началом Гражданской войны в России кадетские корпуса были закрыты. Но
и новая Советская армия нуждалась в хорошей подготовке красных командиров. И
с конца 30х гг. начали создаваться спецшколы для подготовки подростков к
поступлению в военные училища. За четыре года обучения школы давали
законченное среднее образование, знакомили с техникой и основами ее боевого
применения. Эти спецшколы напоминали прежние кадетские корпуса, и путь многих
военачальников начинался именно здесь. Понастоящему же кадетские корпуса
стали возрождаться во время Великой Отечественной войны 194145 гг. Основанные
в 1943 году суворовские военные училища создавались по типу старых кадетских
корпусов и в этом традиционном для России виде они просуществовали до 1956
года. Первоначально девять суворовских училищ, по 500 человек в каждом, были
созданы для ребят, оставшихся без родителей. Срок обучения составлял 7 лет,
принимали в училище мальчиков с десяти лет. Для ребят с восьми до десяти лет
работали приготовительные классы. Здесь пригодился веками проверенный опыт
кадетских корпусов. Сначала в училищах обучались преимущественно детисироты,
но позднее порядок приема был пересмотрен – стали приниматься дети
военнослужащих и те ребята, кто решил посвятить свою жизнь военному делу. Но с
60х гг. начали сокращаться вооруженные силы, уменьшилась численность
офицерского корпуса, и училища стали расформировываться. Теперь туда
принимали юношей в возрасте 1516 лет, а срок обучения сократился до двух лет.
После распада Советского Союза в России остались действующими шесть
суворовских военных училищ, одно нахимовское военноморское военное училище
и одно военномузыкальное. В последующие годы к ним добавились суворовское
военное училище в городе Ульяновске и новые кадетские корпуса в Санкт
Петербурге.
6 Возрождение кадетских образовательных учреждений в современной России
началось в 1992 году. У истоков этого процесса стояли энтузиасты, офицеры запаса,
бывшие суворовцы, которым удалось наладить связь с кадетами зарубежных
российских корпусов. Процесс этот непростой, и понимание сущности данного
процесса далеко неоднозначно. Но, несмотря на трудности, по решению
региональных властей и ведомств, во всей России к настоящему времени уже
создано более пятидесяти кадетских учебных заведений.
Первые кадетские корпуса как учебные военные заведения нового типа стали
робко появляться сначала в Новочеркасске и Новосибирске, затем в Воронеже и
Москве, СанктПетербурге и РостовенаДону. К 2000 году кадетские корпуса уже
были воссозданы в Краснодаре, Кронштадте, Оренбурге, Омске, Калининграде и
Кемерово. Только в Красноярском крае создано целых шесть кадетских корпусов,
создаются кадетские корпуса в Нижнем Новгороде, Ростове Великом, Мурманске,
Твери, Орле, Волгограде и Екатеринбурге. Кадетский корпус возник и на
территории нашего города. Это «Пензенский казачий генерала Слепцова кадетский
корпус». Я в нём учусь и хочу рассказать о нём.
Пензенский казачий кадетский корпус был
году как воскресная школа для детей казаков. Первыми
учениками были 8 юношей. Курс обучения включал
историю казачества, военную подготовку, рукопашный
директором был подъесаул Цапулин Владимир
Александрович.
образован в1993
бой.
Первым
В 1996 году школа была
реорганизована в Муниципальное учреждение
дополнительного образования
«Пензенский казачий кадетский корпус
имени генерала Слепцова». Его возглавил
сотник Косых Сергей Владимирович.
Ежегодно кадеты корпуса участвовали в фестивале
«Казачок» в г. Анапе, постоянно занимая призовые
места:1994 г. – 3 место, 1995 г. – 1 место, 1996 г. 2
место, 1997 г. – 1 место.
7 Пензы 20
46
кадетская
выступили
Пензенское
Директором
Постановлением Главы Администрации г.
октября 1998 г.средняя школа №
реорганизована в
общеобразовательное учреждение
школа № 46 г. Пензы с общим
образованием. Учредителями
управление образования г. Пензы и
отделение казачьего войска.
школы стал Елатонцев Александр
Аркадьевич.
Знамя корпуса символизирует знамя русской
армии 18 19 века. Цвета – синий, жёлтый,
красный – исторические цвета Донского
казачьего войска. В центре герб Волжского
казачьего войска. В углу вензель генерала
Слепцова и надпись по краям «Жизнь Родине
, честь никому.». На ленте надпись 1993год
– основание
воскресной школы,1999 год – год вручения знамени
корпусу
Основной целью работы кадетской школы является
создание основ для подготовки юношей к служению
Отечеству на гражданском и военном поприще,
воспитание молодого поколения на основе лучших
традиций российского казачества.
В 19981999 учебном году в школе было 8 кадетских
классов, в которых обучалось 150 человек.. В 2001 году
состоялся первый выпуск.
сейчас в нашей школе 25 кадетских классов.
А
Кроме общеобразовательных предметов кадеты изучают
военно–технические дисциплины, основы рукопашного боя,
этикет, парашютное дело,
автодело, историю казачества,
основы православной культуры.
8 У нас в корпусе есть свои обычаи и традиции. Вот некоторые из них:
•
4 октября – Корпусной праздник
как день основания воскресной казачьей
школы
• 23 февраля –День защитника Отечества.
• 9 мая День Победы, участие в параде
• Молебен 1 сентября перед началом
учебного года
• 16 декабря – посвящение в кадеты.
• Военнополевые сборы
• 2 апреля – день казачьей молодежи.
В нашей школе ежегодно выпускаются около 30 учеников. Многие из них поступают
в высшие военные заведения, где наших кадет отмечают хорошей физической
подготовкой и дисциплиной.
Наша школа победитель в смотреконкурсе на лучшую
организацию военнопатриотической работы,
посвященном памяти Маршала Советского Союза М.И.
Тухаческого в 2016 году.
Это стало результатом работы нашей школы по
программе «Патриоты России».
9 Три года назад в нашей школе был создан
музей истории казачества. Он существует не
так давно, но в нем уже собрано большое
количество экспонатов, которые привлекают
ребят разных возрастов.
10 Заключение
Подвести итог я хотела бы снова фрагментом из выступления В. Путина в
Краснодаре. Он сказал, что настоящий патриотизм – это образованный патриотизм.
А настоящий патриот – это тот, кто знает как и чем он может служить Отечеству:
хорошо учиться, получать больше знаний.
Собранный мною материал – это небольшой вклад в дело приобщения
молодого поколения к традициям и духовным ценностям нашего народа. Уверена,
что эта информация может с успехом применяться (и уже применяется) для бесед и
классных часов патриотической направленности.
Я думаю, что мы на правильном пути. Подтверждением этому является
оценка нашей работы, которую дали участники хора ветеранов «Серебрянная
прядь». В книге для почётных гостей они оставили следующую запись, которой я
хочу завершить свою работу.
«Мы с хором и советом ветеранов
города Пензы посмотрели концерт,
музей и весь корпус. Все мы до слёз
довольны, что в нашем городе такое
учебное заведение, такие воспитанные
кадеты, такие патриоты, такие классные
преподаватели. Такая гордость за такое
поколение, уважающие наши традиции.
Мы спокойны за будущее нашей страны,
если у нас растут такие дети!»
11 Использованные источники
www
. youtube
. com Встреча В.В.Путина с представителями общественности
по вопросам патриотического воспитания молодежи (г.Краснодар, 12
сентября 2012г)
www
. rg . ru Послание В.В.Путина Федеральному Собранию 1 декабря 2016
(Российская газета от 2 декабря 2016г №274)
www
. ruscadet
. ru Воробьева А.Ю. Кадетские корпуса в России, Москва 2003г.
12
Презентация "Кадетское братство" по истории 9 класс
Презентация "Кадетское братство" по истории 9 класс
Презентация "Кадетское братство" по истории 9 класс
Презентация "Кадетское братство" по истории 9 класс
Презентация "Кадетское братство" по истории 9 класс
Презентация "Кадетское братство" по истории 9 класс
Презентация "Кадетское братство" по истории 9 класс
Презентация "Кадетское братство" по истории 9 класс
Презентация "Кадетское братство" по истории 9 класс
Презентация "Кадетское братство" по истории 9 класс
Презентация "Кадетское братство" по истории 9 класс
Презентация "Кадетское братство" по истории 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.