Характеристика среды обитания | Вода | Суша |
Плотность среды | Высокая | Низкая |
Доступность кислорода | Количество кислорода растворенного в воде сравнительно невелико и может меняться в зависимости от условий. | Кислород – составная часть воздуха, его количество постоянно, а доступность – не ограничена |
Вес тела в среде | Сила тяжести уравновешивается архимедовой силой | Вес тела в полной мере определяется силой тяжести |
Испарение с поверхности тела | Испарения нет, избыток влаги | Существенное испарение, особенно при высокой температуре |
Температурный режим | Колебания температуры в ограниченных пределах | Существенные колебания температуры, как в течение суток , так и в разные сезоны года |
Лабораторная работа №16
«Особенности внешнего строения лягушки»
Цель: изучить внешнее строение лягушки; выявить черты приспособленности лягушки к водной и наземной среде обитания.
Оборудование: муляжи лягушки; рисунки с изображением лягушки.
Вывод: переход в наземно-воздушную среду способствовал изменению всех систем органов и в первую очередь дыхательной системы, а поэтому изменилась и кровеносная система
1. Когда вы видите лягушку, то испытываете:
а) отвращение
б) положительные эмоции
в) ничего, равнодушие
2. Употребляли ли вы лягушек в пищу, если да, то понравилось ли:
а) да б) нет
3. Знаете те ли вы, какую пользу приносят лягушки в природе и в жизни человека (если да, то какую)
а) да б) нет
4. В каких литературных произведениях главными героями являлись лягушки?
5. Знаете ли вы народные приметы, связанные с лягушками? (если да, то какие?)
а) да б) нет
В Мордовии встречаются 11 видов земноводных: из хвостатых — тритоны гребенчатый и обыкновенный, из бесхвостых — жерлянка краснобрюхая, чесночница обыкновенная, жабы серая и зелёная, лягушки остромордая, травяная, озёрная, прудовая. В 2002 обнаружена лягушка съедобная, которая размножается путём гибридогенеза.(прудовая и озерная).
Краснобрюхая жерлянка
Обыкновенная жаба
Травяная лягушка
Съедобная лягушка
В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).
Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)
Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)
Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)
Пятая строка – одно слово, синоним темы.
Задание по выбору:
1. Прочитать стр.189-197 учебника и ответить устно на вопросы стр.198-199.
Творческое:
1. Подготовить сообщение или презентацию о отрядах класса Земноводные.
2. Подготовить сообщение о земноводных, обитающих в Республике Мордовия.
3. Составьте кроссворд или ребус по теме «Земноводные».
Ну, кто, говорит, что лягушки- уроды!
Он должен, наверно себе уяснить:
Законы свои у суровой природы,
И главная цель у животного - жить.
А сколько лягушек - бесчисленно много,
Их можно считать и считать без конца,
Отдали науке лягушечьи ноги,
На пользу науки - отдали сердца.
И если случайно лягушку ты встретишь,
То тихо скажи ей: "Лягушка, прости!"
Погладь осторожно прохладную лапку,
На волю, как в сказке, ее отпусти
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.