презентация "кубизм" уроки № 7 -14

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 15.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация "кубизм" для 8 класса по ИЗО, по программе Шпикаловой, содержит рассказ о возникновении течения, особенностях, главных кубистах, рассматриваются и не знаменитые, мол известные широкому кругу художники, периоды развития кубизма, РОБЕР ДЕЛОНЕ, Ф е р н а н Л е ж е и другие
Иконка файла материала кубизм 7-14.ppt
КУБИЗМ 1907 ­1914 Кубизм – “самая полная и радикальная художественная революция со  времен Ренессанса”   Дж.Голдинг
Кyбизм (фpaнц. cubisme, oт cube ­ кyб) нaпpaвлeниe в иcкyccтвe пepвoй чeтвepти  XX вeкa.  Плacтичecкий язык кyбизмa ocнoвывaлcя нa дeфopмaции и paзлoжeнии пpeдмeтoв  нa гeoмeтpичecкиe плocкocти, плacтичecкoм cдвигe фopмы. Mнoгиe pyccкиe xyдoжники пpoшли чepeз yвлeчeниe кyбизмoм, чacтo coeдиняя eгo  пpинципы c пpиeмaми дpyгиx coвpeмeнныx xyдoжecтвeнныx нaпpaвлeний ­  фyтypизмa и пpимитивизмa.  Cпeцифичecким вapиaнтoм интepпpeтaции кyбизмa нa pyccкoй пoчвe cтaл  кyбoфyтypизм. 1907­1912 период аналитического кубизма (стереометрическим или объемным) 1912­1914 период синтетического кубизма или кубизм представления Рисованный коллаж , плоский отпечаток с разных сторон
Рождение кубизма приходится на 1907­1908 года – канун первой мировой войны.  Новоявленное течение в модернистском искусстве вызвало естественное  бешенство среди мещан. За кубизмом в изобразительном искусстве в свое время стоял круг поэтов и  критиков, следовавших философии Бергсона, также весьма условно  именовавшихся кубистами. Бесспорным лидером этого направления стал поэт и  публицист  Г, Аполлинер.  В 1912 году выходит первая книга кубистической теории художников Глеза и  Метценже “О кубизме”. В 1913 году появляется сборник статей Аполлинера  “Художники­кубисты”. И только в 1920 году создается считающееся  классическим сочинение Канвейлера “Подъем кубизма”.
Художественная практика  кубистов:  •отказ от перспективы,  •сокращение фигур в ракурсах, •показ их одновременно с нескольких сторон,  •тяготение к обратной перспективе
•  П и к а с с о  Па б л о •  Ж о р ж    Б р а к  •  Ф е р н а н    Л е ж е  •  Р о б е р    Д е л о н е  •  Х у а н    Г р и с  •  Г л е з   •  М е т ц е н ж е
Р о б е р   Д е л о н е (1885–1941)
ДЕЛОНЕ, РОБЕР (Delaunay, Robert) (1885–1941), французский художник, создатель стиля «орфизм».  Родился в Париже 12 апреля 1885 в аристократической семье. Оставив в 1902 колледж, посещал частные уроки  живописи, решив стать театральным живописцем. Испытал влияние неоимпрессионизма Ж.Сёра, а также теории  цвета, разработанной физиком М.Шеврейлем. В 1910 женился на художнице С.Терк (С.Делоне), которая стала  его верной соратницей в искусстве. В 1911 принял участие в мюнхенской выставке общества «Синий всадник».  Жил преимущественно в Париже, а в Первую мировую войну и в послевоенные годы (до 1920) – в Испании и  Португалии.  От раннего постимпрессионизма перешел в начале 1910­х годов к сериям обобщенных и красочных городских  пейзажей, ставших свидетельством его творческой зрелости. В них с 1910 доминировал мотив Эйфелевой башни,  как бы свободно парящей среди взвихренных осколков пространства. Кристалличность композиционных  структур роднит эти полотна с кубизмом, а пространственная динамика – с футуризмом, однако дух чистой  созерцательности, склонной к мажорно­«музыкальным» созвучиям цвета, придает произведениям Делоне  совершенно особый характер. Его картины часто принимали характер декоративных панно (Город Париж,  1910–1912, Национальный музей современного искусства, Париж). Свое понимание декоративно­динамических  возможностей колорита, систему его оптимальных контрастов художник изложил в эссе О цвете (1912), которое  стало манифестом орфизма (своим же названием новое течение обязано Г.Аполлинеру). В том же году создал  беспредметные живописные работы (Одновременно открытые окна, Галерея Тейт­Модерн, Лондон; и др.), в  том числе т.н. круговые формы, народившиеся из наблюдений о концентрически­круговой природе светового  излучения и цветового спектра.  В 1920­е годы Делоне вернулся к фигуративному искусству, продолжив, в частности, серию «эйфелевых башен»  и написав немало выразительных портретов (Ф.Супо, 1922, Центр Ж.Помпиду, Париж). Затем, на рубеже  следующего десятилетия, вновь обратился к абстракции (цикл картин Бесконечные ритмы – с 1933 –  горизонтально­удлиненных композиций, гораздо более сдержанных по цветовой гамме). Совместно с женой  создал ряд больших панно для железнодорожного и авиационного павильонов Всемирной выставки в Париже  (1937). С началом Второй мировой войны переехал в Овернь.  Умер Делоне в Монпелье 25 октября 1941.
РОБЕР ДЕЛОНЕ.  ОДНОВРЕМЕННО  ОТКРЫТЫЕ ОКНА
Ф е р н а н      Л е ж е (1881–1955)
ЛЕЖЕ, ФЕРНАН (Léger, Fernand) (1881–1955), французский живописец, скульптор, график, керамист и  декоратор, поборник т.н. «эстетики машинных форм» и «механического искусства». Родился 4 февраля 1881 в  Аржантане, в семье нормандского крестьянина; в 16 лет начал работать в архитектурной фирме в Кане, а в  1900 был чертежником в архитектурной мастерской в Париже. После службы в армии поселился в живописном  и привлекательном для художников доме с мастерскими «Ла Рюше» («Улей»), где встретился с такими  мастерами, как А.Архипенко, А.Лоран, Ж.Липшиц, Делоне, М.Шагал и Х.Сутин. В 1910 он познакомился с  П.Пикассо и Ж.Браком. Свои первые полотна Леже писал под влиянием живописи П.Сезанна, в частности  Свадьбу (1910), знаменитую Даму в голубом (1912) и серию Геометрические элементы (1913–1914).  После Первой мировой войны Леже заинтересовался современными теориями движения и механики. Этот  интерес выразился в создании таких произведений, как Город (1919), Механика (1920), Большой завтрак  (другое название Три женщины, 1921) и Вокзал (1923). В них элементы человеческого тела напоминают  формы труб, моторов, стержней и шестеренок. Леже осуществил крупные декоративные проекты на Выставке  декоративных искусств в Париже (1925), на Брюссельской международной выставке (1935) и в здании ООН в  Нью­Йорке (1952).  С 1931 по 1939 Леже несколько раз бывал в США. Во время Второй мировой войны (с 1940) он получил там  убежище и преподавал в Йельском университете. Вернувшись в Париж в декабре 1945, он завершил серию  крупных композиций Прощай, Нью­Йорк (1946), Развлечения (1949), Конструкторы (1950), Деревенская  компания (1953), Большой парад (1954).  Леже интересовали разные области искусства: мозаика, цветное стекло, книжная иллюстрация, изготовление  картонов для ковров, театральная декорация. Везде он стремился передать движение. В киноискусстве Леже  создал первый фильм без сценария, Механический балет (1924). В 1934 А.Корда попросил его сделать  декорации для фильма по сценарию Г.Уэллса Форма грядущего. Вместе с А.Колдером, М.Дюшаном,  М.Эрнстом и М.Рэем он работал над фильмом Мечты, которые можно купить за деньги («Ханс Рихтер  филм», 1948).  Умер Леже в Жиф­сюр­Иветт (Сена­и­Уаза) 17 августа 1955.
ФЕРНАН ЛЕЖЕ.  ДАМА В КРАСНОМ  И ЗЕЛЕНОМ
ФЕРНАН ЛЕЖЕ.  КОМПОЗИЦИЯ: ДИСК
П и к а с с о  П а б л о 1881 – 1973  студия в Валлорисе  на Лазурном берегу,  Франция
Пикассо Пабло (Picasso, Pablo) (1881­1973 гг.), французский художник, испанец по происхождению. Скульптор,  график, живописец, керамист и дизайнер, наиболее знаменитый, многогранный и плодовитый среди  современников.  Пабло Пикассо родился 25 октября 1881 в Малаге (Испания) в семье художника Хосе Руиса Бласко и Марии Пикассо  Лопес. В юности Пикассо решил взять более редкую фамилию матери вместо распространенной Руис. Он был  необыкновенно одаренным ребенком и уже в четырнадцать лет поступил в Школу изящных искусств в Барселоне, за один  день выполнив экзаменационную работу, на которую давался месяц. Учился в Королевской академии искусств Сан­ Фернандо в Мадриде. В 1899 Пикассо вернулся в Барселону, где стал завсегдатаем известного кафе 'Четыре кота', в  котором собирались художники и литераторы.  Годы с 1901 по 1904 в творческой биографии мастера получили название 'голубого периода' из­за преобладания в его  картинах того времени голубой тональности. В эти годы он жил то в Париже, то в Барселоне. Именно тогда началась его  многолетняя дружба с поэтом Максом Жакобом и скульптором Хулио Гонсалесом. В 1904 Пикассо поселился в Париже  на улице Равиньон, в знаменитом доме Бато­Лавуар ('Плавучая прачечная'), где жили многие художники. В 1904 он  познакомился с Фернандой Оливье, ставшей его возлюбленной и вдохновительницей его искусства. В 1905 'голубой  период' сменяется 'розовым'; Пикассо знакомится с критиком Гийомом Аполлинером и американцами Лео и Гертрудой  Стайн. До этого момента жизнь художника была скорее борьбой за существование, но его положение заметно улучшилось,  когда в течение нескольких лет русский коллекционер Сергей Щукин приобрел около пятидесяти его работ. В то время  Щукин обладал лучшим собранием картин Пикассо в Европе. Такие работы, как Странствующие гимнасты, Девочка на  шаре, Потрет Воллара, были приобретены в коллекцию Морозова.  В 1907 Пикассо написал картину Авиньонские девицы, которая считается поворотным моментом в изобразительном  искусстве 20 в. В том же году он познакомился с Ж.Браком. Брак и Пикассо стали основоположниками и лидерами  кубизма.  К 1917 относится первый опыт работы Пикассо в качестве театрального художника. Он создал эскизы костюмов и  декораций к постановке балета Парад для 'Русских сезонов' Сергея Дягилева. В следующем году женился на одной из  балерин труппы Дягилева, Ольге Хохловой.
В 1920­е годы Пикассо продолжал работать для театра, а также писал картины в разнообразных стилях, от неоклассики  до кубизма и сюрреализма. В 1928­1931 Пикассо вместе со своим старым другом Гонсалесом занимался созданием  произведений из металлических сварных конструкций. В начале 1930­х годов художник сделал несколько графических  серий, в том числе 30 офортов к Метаморфозам Овидия для издательства 'Скира' и к Неведомому шедевру Бальзака по  заказу коллекционера Амбруаза Воллара. Несколько основных мотивов, которые обычно ассоциируются с творчеством  Пикассо, ­ Минотавр, художник и модель и др., ­ вошли в знаменитую серию офортов Сюита Воллара, над которой он  начал работать в 1930. В эти годы брак Пикассо распался; его новой возлюбленной стала Мари­Тереза Вальтер.  В 1936, когда в Испании началась гражданская война, Пикассо стал на сторону республиканского правительства и в  подтверждение своей лояльности принял предложение занять почетный пост директора музея Прадо. В конце апреля  1937 мир узнал о бомбардировке Герники, в результате которой маленький баскский городок был стерт с лица земли.  Пикассо выразил свое отношение к происшедшему в панно Герника. Оно предназначалось для испанского павильона на  Всемирной выставке в Париже, а затем хранилось в нью­йоркском Музее современного искусства. В 1981, через шесть  лет после смерти Франко, картина была передана в Прадо.  Во время Второй мировой войны Пикассо жил в Париже вместе с Франсуазой Жило, которая родила ему двоих детей. В  1946 мастер обратился к искусству керамики и практически собственными силами возродил в городке Валлорис на  Ривьере некогда процветавшее там керамическое ремесло. Пикассо всегда интересовался новыми технологиями, а в  1947­1950 разработал особую технику литографии.  В 1944 художник вступил во Французскую коммунистическую партию. Политические убеждения Пикассо, нашедшие  отражение в Гернике, вновь проявились в картине Война в Корее (1951) и двух больших панно Война и Мир (1952),  созданных для украшения Храма Мира в Валлорисе. В 1950­е годы прошло несколько ретроспективных выставок  Пикассо; тогда же он познакомился с Жаклин Рок, на которой женился в 1961. В 1950­1960­е годы художник вступил в  диалог с великими мастерами прошлого: в 1954­1955 он написал несколько вариаций на тему картины Делакруа  Алжирские женщины, в 1957 ­ Менин Веласкеса, а в 1959­1960 ­ Завтрака на траве Мане. В 1960­е годы Пикассо создал  монументальную скульптурную композицию высотой 15 м для общественного центра в Чикаго. В 1970 художник подарил  более восьмисот своих произведений музею­дворцу Агилар в Барселоне. Пикассо умер в Мужене (Франция) 8 апреля  1973.
ПАБЛО ПИКАССО.  АВИНЬОНСКИЕ ДЕВИЦЫ.  1906–1907.  Музей современного  искусства, Нью­Йорк.  ПАБЛО ПИКАССО. МУЗА
ПИКАССО ПАБЛО.  ВАЗА  С ТАНЦОВЩИЦАМИ.  Ок. 1946.  Национальный музей  современного искусства,  Париж.
Пикассо.  Портрет  Фернанда, 1909
Х у а н     Г р и с (1887–1927)
ГРИС, ХУАН (Gris, Juan) (1887–1927), испанский художник, один из основоположников кубизма.  Родился в Мадриде 23 марта 1887, настоящее имя – Хосе Викториано Гонсалес (Jos    Victoriano Gonz    lez). Вначале зарабатывал на жизнь рисунками для юмористических изданий и одновременно обучался  живописи. В 1906 Грис приехал в Париж и поселился на Монмартре, неподалеку от своего  соотечественника Пабло Пикассо.  В годы становления, в начале парижского периода (1906–1912), Грис увлекся кубизмом. Его ранние  работы (1911–1912) выполнены в «аналитической» манере, восходящей как к Сезанну, так и к Пикассо  и Браку. Стремительно развиваясь, Грис уже в 1913–1914 вырабатывает собственную версию  «синтетического» кубизма. Свою живопись он определяет как «вариант плоскостной, цветной  архитектуры», вернее, ее «предчувствие», гармоническую аранжировку форм и цветов. Он считал, что  «суть живописи – это экспрессивное взаимодействие между художником и внешним миром», картины  же, лишенные изобразительного начала, называл «ущербным техническим упражнением». Версия  кубизма, созданная Грисом, была более суровой и классичной, менее спонтанной, чем у Брака или  Пикассо. В полотнах 1920–1927 художник культивирует «утонченную и эстетизированную сторону  живописи, для которой прежде не находил места в своем творчестве». В результате его стиль приобрел  необычайную свободу, лиризм и одновременно смелость и завершенность. Умер Грис в Булонь­ Бийанкур (Франция) 11 мая 1927.
ХУАН ГРИС.  КУРИЛЬЩИК. 1913. Музей  Тиссен­Борнемиса,  Мадрид.
ХУАН ГРИС. НАТЮРМОРТ.  Коллаж. Музей искусства,  Филадельфия.
Ж о р ж    Б р а к (1882–1963)
БРАК, ЖОРЖ (Braque, Georges) (1882–1963), французский художник, график, скульптор и декоратор; вместе с  Пикассо является создателем кубизма. Родился 13 мая 1882 в Аржантёй (департамент Сена и Уаза) в семье художника­ декоратора. В 1900–1901 учился в Технической школе в Париже. В 1902–1904 посещал занятия в Школе изящных  искусств и в академии Эмбера, музеи и частные коллекции, изучал живопись импрессионистов и постимпрессионистов,  египетскую и греческую скульптуру, а также произведения Коро и Сезанна.  В 1906­1907 Брак написал несколько серий пейзажей, в которых чувствуется влияние живописи фовистов и Сезанна.  Сильное впечатление произвела на него картина Пикассо Авиньонские девицы (1907). Следующим летом Брак создал  серию новаторских пейзажей, при работе над которыми он следовал призыву Сезанна: «Изображайте природу в формах  цилиндров, сфер и конусов». Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном. Анри Матисс сказал, что они составлены  из кубиков, отсюда и произошло слово «кубизм». В 1908–1914 Брак и Пикассо работали в тесном сотрудничестве,  развивая принципы нового художественного направления. Сначала они аналитически разрушали привычные образы  предметов, словно «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры. В 1912 они начали работать в  технике коллажа и аппликации и увлеклись обратным процессом – синтезированием объектов из разнородных  элементов. Значительным вкладом Брака в творческий процесс стало использование надписей и различных  декоративных техник.  Большая композиция Музыкантша (1917–1918, Базель, Публичное художественное собрание) стала итогом фазы  синтетического кубизма в творчестве Брака и обозначила отправную точку в его новых творческих поисках. В 1920­е  годы элементы кубизма постепенно исчезают из произведений Брака, он использует больше изобразительных мотивов.  Общественное признание пришло к нему в 1922 после выставки, на которой художник представил серии картин,  написанных в богатой живописной манере: Камины, Столы и Канефоры (девушки, несущие корзины с жертвенной  утварью). В конце 1920­х годов Брак отказался от ярких живописных эффектов и продолжил эксперименты с формой и  цветом; он писал морские виды, купальщиц, неоклассические мотивы и головы с двойным профилем. В 1930–1940­е  годы Брак писал натюрморты и композиции в интерьере, иногда с музыкантами, натурщиками и художниками, а иногда  – вовсе лишенные человеческих фигур. После войны работы Брака приобрели более созерцательный, эзотерический  характер, о чем свидетельствует серия из 8 картин Мастерская (1949–1956). В 1952–1953 художник выполнил росписи  плафонов в Лувре. Изображенные на них большие черные птицы на фоне голубого неба стали одним из наиболее часто  встречающихся мотивов в поздних работах мастера.  Брак создал много рисунков, гравюр и скульптурных произведений, но главное место в его творчестве занимала  живопись. Умер Брак в Париже 31 августа 1963.
ЖОРЖ БРАК.  СКРИПКА И ТРУБКА  (ЛЕ КОТИДЬЕН)
ЖОРЖ БРАК.  СКРИПКА И ГАЗЕТА
К А Т С Э       К А Р Б Ж Р О Ж
Жорж Брак. Дома в Эстаке, 1908
А л ь б е р   Г л е з  (1881–1953)
Глез.  Портрет Жака Нейраля  1911­1912
Птица. Ок. 1921
Композиция. 1922
Жан М е т ц е н ж е
Метценже.  Женщина,  пьющая кофе,  1919
Натюрморт 1915г.