«Смерть Германика» «Персей с головой Медузы» «Клятва Горациев»
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ КЛАССИЦИЗМА В ЖИВОПИСИ И СКУЛЬПТУРЕ.
• Ориентация на достижения античной культуры – гражданственность и осознание своего долга в защите Отечества и Республики.
• Классицизм проповедовал образ разумного мужественного человека, сознающего свой общественный долг.
• Художники и скульпторы-классицисты искали в античности образцы поведения. Само слово «классикус» – образцовый.
• В живописи и скульптуре герои появлялись в античных одеждах, их запечатлевали в благородных позах.
• Сцены на полотнах напоминали античный театр.
• Сюжеты из римской истории должны были давать образцы поведения и гражданской доблести.
•
Н. Пуссен. Ж. де Латур Ж-Л-Давид
«Аркадские пастухи Мария Магдалина «Клятва Горациев»
СЮЖЕТЫ ИЗ РИМСКОЙ ИСТОРИИ ДОЛЖНЫ БЫЛИ ДАВАТЬ ОБРАЗЦЫ ПОВЕДЕНИЯ И ГРАЖДАНСКОЙ ДОБЛЕСТИ. Картина прославляет искусство, жизнь и
нравственные принципы Древнего Рима как образец, достойный подражания. Рим вел борьбу с Альба-Лонгой. Исход борьбы должно было решить единоборство братьев Горациев – римлян, с Куриациями. Давид изображает тот момент, когда Горации клянутся перед отцом в верности отчизне и готовности умереть за нее. При этом один из братьев женат на сестре Куриациев, а их собственная сестра обручена с одним из Куриациев, ведь Куриации – друзья Ж-Л-Давид детства Горациев. Нужно совершить выбор. «Клятва Горациев»
Весь художественный язык картины доказывает нам, что выбор уже сделан. Горации не остановятся перед семейными узами в борьбе с врагами отчизны.
Картина разделена на три части с помощью античной аркады, опирающейся на колонны дорического ордера. Дорика – выражение мужского героического начала. Центральная арка обрамляет фигуру отца, левая – фигуры братьев Горациев, правая – фигуры женщин. Отделяя одну фигуру от другой, арки в то же время соединяют их воедино. Поза отца подчеркивает величие жертвы, которая будет принесена во имя Рима
Н. Пуссен.
«Аркадские пастухи»
СЮЖЕТЫ ВЫБИРАЛИСЬ ИЗ АНТИЧНОСТИ, БИБЛИИ И ИСТОРИИ,
Н. Пуссен
Жорж де Латур Н. Пуссен,
«Царство Флоры» -
«Мария Магдалина» «Смерть Германика» -история
античность.
- Евангелие. Рима.
ЕСЛИ ЖЕ КЛАССИЦИСТ ПИШЕТ ПОРТРЕТ, ТО ОН ПАРАДНЫЙ:
В ПОЛНЫЙ РОСТ, СО ВСЕМИ ОРДЕНАМИ, ЛЕНТАМИ И АТРИБУТАМИ УСПЕХА ИЛИ ВЛАСТИ. ЧАСТО ПИШУТСЯ ПОРТРЕТЫ ВЕЛЬМОЖ ИЛИ ПОЛКОВОДЦЕВ.
В. Л. Боровиковский.
ПортретБоровского
Д. Г. Левицкий В. Л. Боровиковский
«Портрет Екатерины II» «Портрет Куракина»
НИКОЛА ПУССЕН (1594-1665), ФРАНЦУЗСКИЙ ЖИВОПИСЕЦ И РИСОВАЛЬЩИК. С 1624 ЖИЛ В РИМЕ (В 1640-1642 - В ПАРИЖЕ). Основоположник классицизма в живописи. Художник
признавал только искусство большой идеи, глубокой мысли и чувства. Сюжеты для своих произведений он черпал из Античности, древней истории, Библии, Ренессанса. Пуссена привлекали пасторали, картины, изображающие «Золотой век». Большую часть своей жизни он провел в Риме, где вдохновлялся античными рельефами.
На картине «Танкред и Эрминия» Эпизод из поэмы
“Танкред и Эрминия”, 1630-е годы, Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим». Государственный Эрмитаж, Амазонка Эрминия, сражавшаяся против рыцарей, на дороге увидела раненного крестоносца Танкреда. В ней пробуждается любовь к врагу. На картине мы видим в лице героини одновременно страх и надежду, она взволнованна и решительна. Страстной Эрминии противопоставлен теряющий силы Танкред и сосредоточенный оруженосец. Сверкают серебристосиние одежды, развеваются и вторят движению героини. Красные отсветы заката воспринимаются как отзвуки недавних грозных сражений за Иерусалим и как пламя проснувшейся страсти. Картину отличает
Пейзаж с Полифемом строгая композиция, четкая организация трех планов, ясные, четкие контуры, локальные цвета
«Пейзаж с Полифемом» (1649 г.) Эрмитаж. Одно из самых совершенных полотен Пуссена, в основе которого лежит сюжет из «Метаморфоз» Овидия. На картине мы видим вечно играющего на свирели влюбленного Полифема, который олицетворяет согласие природных сил. В композиции строго симметричны правая и левая сторона. Очертания скалы слева почти повторяются в силуэте дерева справа. Гора Полифема – в центре. Так образовывается правильный треугольник с вершиной
– Полифемом. Это идея античной красоты и
соразмерности. «ПейзажПолифемом»
Государственный Эрмитаж
Интересны 4 плана картины. Первый план – это речное божество, нимфы и сатиры.
Втрой – люди, возделывающие поля. Третий – скалистый берег моря с Полифемом. Четвертый – море и город на побережье. Первый план символизирует природные силы и соотнесен с третьим -–тоже природными силами. Одновременно первый план напоминает фриз как бы огромного храма, благословляющего природу. Второй и четвертый планы – цивилизация, люди – второстепенные персонажи полотна. Циклоп как бы сливается со скалой. Контуры облаков над ним словно продолжают льющуюся музыку. Цвета картины – синий и зеленый – умиротворенная природа, чередуются светлые и темные пятна. Цель картины – вглядывание в природу и созерцание ее.
В основе сложной аллегорической картины лежат размышления о времени, судьбе и сложностях жизни. Картина обращена в первую очередь к разуму зрителя, а не к его чувствам.
Четыре танцующие фигуры олицетворяют
Богатство, Наслаждение, Трудолюбие и Бедность. Крайняя фигура слева – Наслаждение. На ней изящные сандалии и венок из роз. Взглядом она призывает зрителя к танцу. Справа от нее юноша – Трудолюбие. Его голову венчает лавровый венок, а взгляд обращен к Богатству. Это третья фигура. Ее волосы перевиты ниткой жемчуга. Она так же обута, как Наслаждение. Богатство крепко держит за руку Наслаждение, но очень робко протягивает руку босоногой Бедности. Бедность пытается коснуться руки Богатства, но та ускользает. «ТАНЕЦ ПОД МУЗЫКУ ВРЕМЕНИ» (1638 Г.)
Малыш слева пускает мыльные пузыри – символ быстротечности жизни. Слева каменное изваяние двуликого бога Януса. Он символизирует постоянное, сам он из камня, и сиюминутное, его изваяние украшено недолговечными цветами. Малыш справа держит песочные часы, которые быстро отчитывают ход времени. Крылатый старик – это и есть Отец-Время, под музыку которого все кружатся. Танцующие образуют круг, который напоминает колесо фортуны. Смысл в том, что человек в разные периоды своей жизни попадает во все четыре состояния. Голубой цвет на картине заставляет взгляд двигаться по кругу. По небу мчится колесница Аполлона, В руках бога обод – знак вечности. Его сопровождают богини времен года. Впереди богиня утра – Аврора, рассыпающая на своем пути цветы. Круг танца на картине вписан в треугольник – эта четкость мысли художника напоминает нам о принципах живописи Пуссена.
В искусстве идеальная страна Аркадия – традиционный символ земного рая, где не существует мирских забот. Но Пуссен,
переживший душевный кризис, усложнил мотив Аркадии. Юные пастухи, склонившиеся над гробницей, осознают неотвратимость смерти. Тень ложится на могильную плиту, по которой, разбирая эпитафию, водит пальцем один из пастухов. На плите надпись по-латыни: «И я был в Аркадии». То есть: и я был когда-то молод. Но даже обнаружив символ смерти, пастухи сохраняют достоинство. Картина напоминает сцену
«АРКАДСКИЕ ПАСТУХИ» (1638) классицистического театра, где соблюдены единство места, времени и действия.
Красочная гамма картины напоминает об увлечении Пуссена венецианской живописью.
Свет ложится ровно и тепло, создавая задумчиво-меланхолическое настроение.
Композиция картины тщательно выверена: господствуют вертикальные и горизонтальные линии в пейзаже, в позах пастухов, в их жестах. Взгляды и жесты пастухов должны привлечь внимание к центру композиции – надписи на плите. И надо всем в картине господствует безупречный рисунок, без которого, как считал Пуссен, разум не воспримет картину. Господствующий в произведениях Пуссена 1630-х годов ясный композиционный ритм воспринимается как отражение разумного начала, придающего величие благородным поступкам человека
Достижения Пуссена в классицистической живописи заложили основы для расцвета этого направления в последующие века.
ХУДОЖНИК КЛОД ЛОРРЕН БОЛЬШУЮ ЧАСТЬ ЖИЗНИ ПРОЖИЛ В ИТАЛИИ. ЛОРРЕН ПРИЗЫВАЕТ СВОЕГО ЗРИТЕЛЯ НЕТОРОПЛИВО ПРОЙТИ ПОД ПЫШНЫМИ КРОНАМИ ДЕРЕВЬЕВ ПО ТРОПИНКАМ И МОСТАМ, НАСЛАДИТЬСЯ ПРИРОДОЙ.
ГМИ им. Пушкина солнца Ревекки
В живописи Клода Лоррена сюжет, взятый из Библии, отодвинут на второй план. На первом плане - пейзаж, впервые найденный в живописи свет солнца, море, как обещание путешествия. Почти на всех полотнах Лоррена мы видим корабли, напоминающие о далеких странах и манящих путешествиях. Лоррен был мастером в передаче световоздушной среды. Деревья справа и слева служат как бы кулисами для театрально развивающегося действия. Он любил изображать одни и те же виды при разном освещении. Любил раннее утро или вечер, когда свет особенно переменчив. Первый ввел солнце как источник света на картине.
Ò Для его картин характерна геометрически строгая композиция и напряжённость религиозного чувства. Картины Латура обычно представляют собой освещённые пламенем свечи ночные сцены, написанные в манере Караваджо. Художник любил изображать библейские персонажи в обличье нищих и крестьян, создавать композиции, персонажи которых освещались единственным источником — свечой.
«Мария Магдалина» «Поклонение пастухов» «Святой Иосиф-
плотник»
Зал в Академии Художеств в
Петербурге, где были Фальконе
Ф. Шубин Канова
выставлены образцы для Памятник Петру I
Бюст Голыцина Три грации
копирования «Медный всадник»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.