Презентация предназначена для проведения входной беседы на первом занятии по дисциплине "Элементы математической логики". В ней дано определение логики как науки о законах и формах правильного мышления; перечислены основные формы логического мышления: понятие, суждение и умозаключение; названы 2 этапа развития логики: формальная логика (логика Аристотеля) и математическая логика; особое место уделено софистам и софизмам, в том числе математическим.
Логика и ее значение.
Основные этапы
развития логики
Преподаватель ГБПОУ КК «АМТ»
Беляева Т.Ю.
1. Предмет логики. Основные
логические формы
Опр. Логика это наука о законах и формах
правильного мышления
Происходит от греч. logos, что означает речь, слово,
высказывание, понятие.
Опр. Форма мышления это способ связи
элементов мысли
Основные формы мышления
понятие
суждение
умозаключение
2. Этапы развития логики
1этап
• Формальная
логика
(IV в. до н.э. – начало XVII в. н.э.)
2 этап
• Математическая
логика
(продолжается)
1 этап
Связан с работами ученого и философа Аристотеля (384
322 гг. до н.э.), который задумал логику как средство защиты
от софистики и лжи.
Софисты («учителя мудрости») в античных полисах учили
свободнорожденных мужчин, которые занимали важный
государственный пост, грамоте, красноречию, искусству
спора и т. п.
Однако со временем они стали изобретать приемы
одурачивания собеседника. Такие недобросовестные приемы
получили название «софизмов», а слово «софист» приобрело
негативный смысл.
1 этап
Термином «софизм» называют
являющееся
утверждение,
ложным, но не лишенным
элемента логики, за счет чего
при поверхностном взгляде на
него кажется верным.
Примеры софизмов
«То, что ты не потерял, то у тебя есть. Ты не терял рогов.
Значит, они у тебя есть (ты рогат)»
«Я человек. Вы не я. Значит, вы не человек»
«Лекарство для больного это добро. Чем больше добра,
тем лучше. Значит, чем больше ты дашь лекарства
больному, тем лучше»
«Чем больше я пью водки, тем больше у меня трясутся
руки. Чем больше у меня трясутся руки, тем больше
спиртного я проливаю. Чем больше я проливаю, тем
меньше я выпиваю. Значит, чтобы пить меньше, надо пить
больше»
Софизм учебы
(песенка, сочиненная английскими студентами)
Чем больше учишься, тем больше знаешь.
Чем больше знаешь, тем больше забываешь.
Чем больше забываешь, тем меньше знаешь.
Чем меньше знаешь, тем меньше забываешь.
Но чем меньше забываешь, тем больше знаешь.
Так для чего учиться?
2 этап
Немецкий математик Лейбниц (16461716) высказал идею
обозначить основные понятия логики (высказывания)
символами.
Английский ученый Д. Буль
(18151864) первым
реализовал идею Лейбница и создал алгебру, в которой
алгебру
буквами
высказываний.
высказывания
обозначены
2 этап
Опр.Математическая логика это
логика, развиваемая с помощью математических
методов
раздел математики, изучающий доказательства и
вопросы оснований математики
3. Значение логики
Достижения формальной логики
юриспруденции,
управления, педагогике и др. науках.
психологии,
лингвистике,
применяются
в
теории
Некоторые разделы математической логики являются
теоретической основой математики, теории информации,
кибернетики.
3. Значение логики
Главное значение логики состоит в том, что она приучает
думать и усиливает мыслительные способности человека.
При изучении логики развиваются:
точное мышление и ясная речь;
умение убеждать и обосновывать свои идеи;
умение спорить;
привычка анализировать свои и чужие рассуждения, что
помогает нам справиться с софистикой и ложью.