Данная презентация разработана в помощь при проведении урока в 9 классе по соответствующей теме. Презентация в простой и наглядной форме знакомит учащихся с темой урока. Сначала проводится короткий опрос. Затем учащиеся проводят опыты и делают выводы. Знакомятся с видами магнитно поля и его графическим обозначением. Формулируют правило Буравчика и правой руки. Решают задачи для закрепления
Магнитное поле.
Магнитное поле.
42 - 45
42 - 45
Вид урока: ИНМ
Цель: способствовать формированию информационно –
коммуникативной и самоорганизационной компетенции
Задача: сформировать понятия «магнитное поле»,
однородное и неоднородное маг поле, линии маг поля,
сформулировать правило буравчика (для определения
направления линий маг поля); сформулировать правило
для определения силы Ампера и Лоренца
Повторение
Повторение
1.Что является источником маг
поля?
2.Где обнаруживается маг
поле?
3.Как обнаружить маг поле?
4.Можно ли увидеть маг поле?
Давайте «увидим» магнитное поле:
Взять полосовой магнит и насыпать
Взять полосовой магнит и насыпать
вокруг него железных опилок
вокруг него железных опилок
1.Что вы наблюдаете? _____
1.Что вы наблюдаете? _____
2.Где больше густота линий? _____
2.Где больше густота линий? _____
Маг линии – это воображаемые
Маг линии
воображаемые линии,
вдоль которых расположились бы
маленькие маг стрелки, помещённые в
маг поле
Опыт № 1
Опыт № 1
Маг линию можно провести через любую
точку пространства, в котором
существует маг поле
Свойства маг линий
Свойства маг линий
к NN
направление: : от от SS к
1.замкнутые
1.замкнутые
2.2.направление
(внутри магнита)
(внутри магнита)
3.чем поле сильнее,
3.чем поле сильнее,
тем густота линий
тем густота линий
больше => о силе поля
больше => о силе поля
1.Неоднородное
Виды магнитного поля
Виды магнитного поля
Неоднородное – поле, линии
которого искривлены и их густота
меняется от точки к точке (поле, в
любой точке которого сила
действия на маг стрелку
неодинакова по модулю и
направлению)
Однородное – поле, в любой точке
2.Однородное
которого сила действия на маг
стрелку одинакова по модулю и
направлению
Графическое обозначение
Графическое обозначение
магнитного поля
магнитного поля
Линии поля
направлены
перпендикуляр
перпендикуляр
но от нас
но от нас
Линии поля
направлены
перпендикуляр
перпендикуляр
но к нам
но к нам
Определение направления
Определение направления
Правило буравчика (правого винта): если
(правого винта): если
Правило буравчика
линий маг поля
линий маг поля
направление поступательного
направление поступательного
движения буравчика совпадает с
буравчика совпадает с
движения
тока в проводнике, то
направлением тока
в проводнике, то
направлением
вращения его ручки
направление вращения
его ручки
направление
линий маг
совпадает с направлением линий
маг
совпадает с направлением
поля тока
поля тока
Определение направления
Определение направления
линий маг поля соленоида
линий маг поля соленоида
Правила правой руки: если
: если
Правила правой руки
обхватить соленоид ладонью
обхватить соленоид ладонью
правой руки, направив четыре
правой руки, направив четыре
пальца по направлению тока в
пальца по направлению тока в
витках, то отставленный большой
витках, то отставленный большой
палец покажет направление
палец покажет направление
линий маг поля внутри соленоида
линий маг поля внутри соленоида
Задачи на закрепление
Задачи на закрепление
Обозначить неизвестные
Обозначить неизвестные
полюсы магнитов
полюсы магнитов
На рис изображены три точки: А, М,
На рис изображены три точки: А, М,
NN. В какой из них маг поле тока,
. В какой из них маг поле тока,
протекающего по проводник ВС,
протекающего по проводник ВС,
будет действовать на маг стрелку с:
будет действовать на маг стрелку с:
*наибольшей силой_____
*наибольшей силой_____
*с наименьшей силой_____
*с наименьшей силой_____
На рис изображён
проволочный
прямоугольник,
направление тока в
нём показано
стрелками. Вокруг
каждой из его
сторон начертите
по одной маг
линии, указав
стрелкой её
направление
На рис показаны линии маг поля вокруг
проводника с током. Проводники
изображены кружочками. Обозначьте
направления токов в проводниках
Через катушку, внутри которой находится
стальной стержень, пропускают ток
указанного направления. Определите
полюсы у полученного электромагнита.
Определите направление тока в катушке и
полюсы у источника тока, если при
прохождении тока в катушке возникают
указанные на рис магнитные полюсы