Выступление на районном семинаре "ФГОС в начальной школе"
Новый стандарт предъявляет, высокие требования к уровню подготовки выпускников начальной школы. Управление качеством образования требует изменения принципов анализа результатов обучения. Учителю необходимо перейти к систематическому отслеживанию процесса обучения и динамики его результатов, активно включать в эти процессы школьников и их родителей.Презентация "метапредметные результаты" Специфика оценивания (из опыта работы)
Специфика оценивания
метапредметных и
личностных результатов
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №31» п. Восток
Власова Н.В
в
ней
Любая деятельность, чтобы человек
мог
совершенствоваться,
нуждается в оценке. Именно поэтому
из
оценивание
важнейших
любой
модели
цель
которой – это ученик способный к
саморазвитию,
самореализации,
самоконтролю.
является
компонентов
одним
обучения,
главная
Новые методы и формы оценки:
Диагностика
результатов
личностного
развития
Метапредметные
результаты
развития
1. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Совершенно новым для начальной школы является вводимая
ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она
может проводиться в разных формах (диагностическая работа,
результаты наблюдения и др.). В любом случае такая
диагностика предполагает проявления учеником качеств своей
личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной
позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Всё
это достаточно интимная сфера, поэтому работы, выполняемые
учениками, как правило, не должны подписываться, и таблицы,
где собираются эти данные, должны показывать результаты
только по классу или школе в целом, но не по каждому
конкретному ученику.
Личностные результаты не
подлежат итоговой оценке!!!
• Оценка личностных результатов может
осуществляться в ходе мониторинговых
исследований.
• Допускается привлечение специалистов, не
работающих в ОУ и обладающих
необходимой компетентностью.
• Фиксируются личностные результаты в
Портфеле достижений.
2. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
УУД
Познавательные
УУД
Коммуникативные
УУД
Оценка метапредметных результатов
Оценивание является постоянным процессом.
Оценивание может быть только критериальным.
Оцениваться с помощью отметки могут только
результаты деятельности ученика и процесс их
формирования, но не личные качества ребенка.
Оценивать можно только то, чему учат.
Система оценивания выстраивается таким образом,
чтобы учащиеся включились в контрольнооценочную
деятельность, приобретая навыки и привычку к
самооценке и взаимооценке.
не
способствовать
уже
в
но
самоконтроле
он
У ребенка пришедшего в школу, есть
потребность
и
самооценке,
владеет
механизмами этих процессов. Поэтому
если
в
не
начальной
школе формированию
оценочной самостоятельности, данная
потребность утрачивается, что влечет
за собой трудности в дальнейшем
обучении.
Самооценка, самоанализ,
рефлексия.
• Выполнение этой работы мне понравилось
(не понравилось) потому что…..
• Наиболее трудным мне показалось…
• Самым интересным было…
• Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я
бы сделал следующее…
• Я бы хотел попросить своего учителя….
• Научить ребят объективно оценивать
свои ответы невозможно, не научив их
объективно оценивать ответы своих
одноклассников.
• Для
того чтобы дети научились
оценивать сначала одноклассников, а
впоследствии
себя,
детьми
необходимо
вырабатывать четкие критерии.
вместе
с
и
самого
Из опыта работы
Цветные сигналы
• Работа понравилась
• Работа понравилась,
хочу выполнить ещё.
• Работа не понравилась.
Смайлик
Я справился(лась)
Мне еще надо работать
Мне очень нужна помощь
«Волшебные линеечки»
П К С
Правильно Красиво Самостоятельно
Под метапредметными результатами понимаются
универсальные способы деятельности (УУД)
Помимо привычных контрольных работ, теперь
необходимо проводить метапредметные
диагностические работы, требующие от ученика не
только познавательных, но и регулятивных и
коммуникативных действий.
Проверяется достижение метапредметных результатов
с помощью мониторинга УУД «Учимся Учиться и
Действовать», разработанного Федеральным научно
методическим центром им. Л.В.Занкова.
Результаты работы фиксируются в специальных
таблицах и листах наблюдений.
Дата наблюдения______________. 1 класс.
Лист наблюдений за формированием познавательных УУД
(представляются только положительные результаты)
(за один урок наблюдение ведётся за одним учеником, за неделю – за всеми учениками, за месяц – за всеми
учениками класса)
Предмет:_________________________________________________
Схема фиксирования результатов наблюдения:
Условные обозначения: + Сформированы несформированы
Умение
отличать
новое от уже
известного с
помощью
учителя
Умение
находить
ответы на
вопросы,
используя
учебник,
информацию,
полученную
на уроке
ВЫВОДЫ
Умение
ориентирова
ться в
учебнике
Умение делать
выводы в
результате
совместной
работы всего
класса
Умение
сравнивать
и
группирова
ть
предметы
Умение
называть
последоват
ельность
простых
знакомых
действий
Умение
пересказыва
ть
небольшие
тексты
Дата
набл
юдени
Ученики
я
1
2
3
4
5
ВЫВОД
Дата наблюдения________________. 1 класс.
Лист наблюдений за формированием коммуникативных УУД (представляются только
положительные результаты)
Предмет_______________________________
(за один урок наблюдение ведётся за одним учеником, за неделю – всеми учениками одной группы, за месяц – за
всеми учениками класса)
Схема фиксирования результатов наблюдения:
Условные обозначения + владеет не владеет
обсуждении
Стиль поведения в
Число вопросов
ученика в ходе
дискуссии
(«+ + +»)
(вежливость,
грубость,
внимание/невнимание
к чужому мнению)
Действия в конфликтной ситуации
столкновения мнений и интересов
(реакция на критику, форма
критики чужого мнения,
проявление способности к
компромиссу, выработке и
признанию общего решения и т.п.)
ВЫВОДЫ
Число ответов
(размышлений)
ученика в ходе
дискуссии
(«+/»
логичные/ нет )
Дата
наблюден
ия
1
2
3
4
5
Ученики
ВЫВОД
Дата наблюдения____________________. 1 класс.
Лист наблюдений за формированием регулятивных УУД
(представляются только положительные результаты)
Предмет_______________________________
(за один урок наблюдение ведётся за одним учеником, за неделю – за всеми учениками, за месяц – за всеми
учениками класса)
Схема фиксирования результатов наблюдения:
Условные обозначения +овладел не овладел
работать по
предложенном
Умение
у плану
Умение давать
эмоцианальную
оценку
деятельности
класса на уроке
Умение
отличать
верно
выполненное
задание от
неверного
ВЫВОДЫ
Умение
проговариват
ь
последовател
ьность
действий на
уроке
Умение
учиться
высказывать
своё
предложение
(версию)
Ученики
Умение
учиться
определять
цель
деятельности
на уроке с
помощью
учителя
Дата
наблю
дения
1
2
3
4
5
ВЫВОД
Лист наблюдений за формированием универсальных
учебных действий на уроке в начальной школе
Степень выраженности параметра
Наблюдаемые параметры
Самоопределение внутренней позиции школьника
Личностные УУД
Оптимальная
3 балла
на уроке
Допустимая
1 балл
Низкая
0 баллов
Примечани
е
Привлекательность возможных результатов урока
Личностная значимость этих результатов
Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности
Самоопределение: периодическое сопоставление промежуточных результатов с
планируемыми
Учет индивидуальной динамики личностного развития учащихся
Сбалансированность парных, групповых, индивидуальных форм организации учебной
деятельности учащихся
Формулирование ожиданий, прогнозов на урок и их реализации
Осознание учениками метода собственной познавательной деятельности
Количественная оценка. Итого:
Информативность учебного материала, его интересность и мировоззренченская ценность.
Работа с информацией
Работа с учебными моделями
Использование знакосимволических средств, общих схем решения
Выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации,
установление аналогий
Подведение под понятие, распознавание объектов
Применение методов информационного поиска, в том числе компьютерных средств
Поиск дополнительной информации
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и
поискового характера
Рефлексия способов учебной деятельности учащихся
Количественная оценка. Итого:
Познавательные УУД
Наблюдаемые параметры
Степень выраженности параметра на
уроке
Оптимальная
3 балла
Допустимая
1 балл
Низкая
0 баллов
Примечание
Коммуникативные УУД
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Речевая деятельность: условия проявления инициативы учащимися в словах или действиях
Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Управление поведением партнера
Навыки сотрудничества
Удовлетворенность формой организации урока
Количественная оценка. Итого:
Инициативность и самостоятельность
Регулятивные УУД
Формулирование собственных вопросов, предложений по темам обсуждения на уроке
Формулирование предполагаемых результатов собственной деятельности
Готовность учеников к проблемным ситуациям
Включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы
Действия по самооценке и самоконтролю
Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит
усвоению
Осознание качества и уровня усвоения
Достижение цели и решение основной дидактической задачи урока
Количественная оценка. Итого:
Установление локальных связей нового знания с имеющимися
Подготовительная работа для усвоения следующего материала
Количественная оценка. Итого:
Предметные УУД
Таблица распределения по группам
УУД:
Таким образом, анализ метапредметных результатов даёт
возможность учителю грамотно спланировать работу по
развитию метапредметных УУД с учётом уровня развития
отдельных умений.
Вывод:
в
стандарте
ответственности
В оценочной деятельности реализуется
заложенный
принцип
распределения
между
различными участниками образовательного
процесса. В частности, при выполнении
проверочных работ должен соблюдаться
выполнения
принцип
задания повышенной сложности.
добровольности
•Новый стандарт предъявляет, высокие
требования к уровню подготовки выпускников
начальной школы. Управление качеством
образования требует изменения принципов
анализа результатов обучения. Учителю
необходимо перейти к систематическому
отслеживанию процесса обучения и динамики
его результатов, активно включать в эти
процессы школьников и их родителей.