В презентации обосновывается важность диагностики и мониторинга в работе с семьей. Представлен алгоритм проведения мониторинга. Приведены примеры диагностических методик для изучения семьи по разным направлениям.. Приведены правила организации и проведения диагностики. Приведены примеры диагностик, их обработка и выводы из собственного педагогического опыта.Презентация
Мониторинг в работе с семьей.pptx
Презентация "Мониторинг в работе с семьей"
Диагностика и
мониторинг в работе с
семьей
МАОУ «Школа № 16
г.Благовещенска»
Макарова Е.В.
23.03.2018
Презентация "Мониторинг в работе с семьей"
Важно
Использование классным руководителем психолого
педагогической диагностики предполагает четкое
определение целей и ожидаемых результатов.
Занимаясь такой диагностикой, классный
руководитель должен ответить на следующие
вопросы:
• Что я хочу получить в результате диагностики?
• Как я буду работать с полученным материалом?
• Что может измениться в лучшую сторону, если
такая диагностика будет проведена?
2
Презентация "Мониторинг в работе с семьей"
Алгоритм проведения
мониторинга
• определить цель мониторинга – т.е., что необходимо выявить,
узнать, проверить, определить, получить информацию…
• определить субъектов мониторинга (детей, родителей,
мед.работников…)
• подобрать и подготовить соответствующие методики изучения
и обработки информации – тесты, анкеты, наблюдения, контр.
работы…
• провести исследования
• обработать и проанализировать результаты, выявить
проблемы и тенденции
• определить коррекционную работу,
• провести коррекционные мероприятия
3
Презентация "Мониторинг в работе с семьей"
Алгоритм проведения
мониторинга
психолого-
педагогичес
диагностика
кая
анализ
результат
ов
выявление
проблемы
коррекцион
мероприяти
ные
я
Презентация "Мониторинг в работе с семьей"
Методики изучения
семьи
Методы и
методики
Необходима
я
информаци
я
Социально-
демографическая
характеристика
семьи:
- социально-
демографический
портрет семьи;
- организация и
принципы
семейного
воспитания;
- взаимоотношения
родителей со
школой.
Методы и
методики
Анкеты и тесты для
родителей
Сочинения и рисунки
учащихся
Сочинения родителей.
Педагогические
консилиумы.
Посещение семьи.
Психолого-
педагогическое
консультирование
1) Изучение и
Методика
незаконченных
сопровождение
предложений.
семьи
(предварительна
я и оперативная
диагностика)
Необходим
ая
информаци
я
Удовлетворе
нность
родителей
качеством
воспитатель
ной работы
Методы и
методики
Наблюдение.
Анкеты для
родителей.
Методика
незаконченных
предложений.
Беседы с
2) Привлечение
родителей к
сотрудничеству
со школой
(предварительная
диагностика)
ния
Направле
взаимоде
й-ствия с
семьей
4) Внутришколь
ный мониторинг
(итоговая
диагностика)
Необходи
мая
информац
ия
Правовая,
психолого-
педагогическа
я
компетентност
ь родителей
в проблемах
обучения и
воспитания
Анкетирование и
тестирование родителей.
Наблюдение.
Беседы с родителями.
Обсуждение педагогических
ситуаций.
Деловые и сюжетно-ролевые
игры.
Психолого-педагогическое
консультирование.
Тренинги, практикумы…
3) Информационно
просветительская
работа с
родителями
(предварительная и
оперативная
диагностика)
Необходимая
информация
- Информационные
запросы родителей;
- ориентация
родителей в сфере
образования,
- наличие свободного
времени,
материальных и
профессиональных
возможностей
Методы и
методики
Анкеты для
родителей.
Беседы с
родителями.
Дискуссионные
собрания.
Проведение
«круглых
столов».
5
Презентация "Мониторинг в работе с семьей"
Важно знать
Изучение семьи дело тонкое, деликатное, требующее от педагога
проявления такта в общении и уважения ко всем членам семьи,
искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.
Педагогу важно соблюдать следующие правила:
Изучение должно быть целенаправленным, планомерным, систематичным.
Если родители поделились информацией со своим классным руководителем,
она не должна стать доступной всем. Результаты изучения являются
конфиденциальной информацией, а при необходимости использования должны
озвучиваться только в процентном соотношении.
Диагностическое исследование должно проводиться корректно и
располагать к дальнейшему общению с классным руководителем.
Для детального изучения проблемы одного диагностического исследования
мало, необходимо использовать различные виды диагностик, чтобы получить
достоверный материал. Психологопедагогические методы должны быть
разнообразны и применяться в комплексе.
Диагностическое исследование не должно ставить своей целью навешивание
ярлыков.
Диагностика проблемы предполагает коррекционные действия классного
руководителя по изученной проблеме.
Презентация "Мониторинг в работе с семьей"
Изучение и сопровождение семьи
Социальнодемографическая характеристика семьи
1) социальнодемографический портрет семьи;
2) организация и принципы семейного воспитания;
3) характер взаимоотношений родителей со школой
1
1
2
2
32
Презентация "Мониторинг в работе с семьей"
В чём заключается главный
смысл обучения в школе?
- в познании основ
- в познании основ
наук;
наук;
- в развитии
- в развитии
интересов и
интересов и
потребностей
потребностей
;
;
- в раскрытии и
- в раскрытии и
развитии
развитии
способностей
способностей
ребенка;
ребенка;
- в подготовке
- в подготовке
к выбору
к выбору
профессии;
профессии;
- в подготовке
- в подготовке
ребенка к
ребенка к
самостоятельной
самостоятельной
жизни;
жизни;
Презентация "Мониторинг в работе с семьей"
Привлечение родителей к сотрудничеству со
школой
Информационно просветительская
работа с родителями
1) Правовая, психологопедагогическая
компетентность родителей в
проблемах обучения и воспитания
2) Информационные запросы родителей
3) Наличие свободного времени,
материальных и профессиональных
возможностей…
1
3
2
Презентация "Мониторинг в работе с семьей"
Привлечение родителей к сотрудничеству со
школой
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА
ОПЕРАТИВНАЯ ДИАГНОСТИКА
Презентация "Мониторинг в работе с семьей"
Оперативная
диагностика
Ответы родителей
10) В чем вы видите причины детских
конфликтов?
- детские шалости
- эмоциональное поведение,
несдержанность,
- провокации со стороны одноклассников
- стремление к лидерству
- всегда есть самоуверенные выскочки и
драчуны, агрессивность
- неумение мирно решать спорные
вопросы, находить компромиссы
- недопонимание, неумение
договариваться
- недостаток внимания взрослых
- плохое воспитание
- большие нагрузки, переутомление
13) Как вы учите разрешать
конфликты?
- не обращать внимания на обидчика (?!)
- разговор, разбор ситуаций (причин,
способов разрешения, последствий),
оценить свое поведение
- учить искать компромиссы в спорных
вопросах
- если тебя обидели – не общаться, если
Ответы детей
13) Если бывают ссоры с
одноклассниками, попытайся
объяснить почему
- обзываются – 10
- пристают – 3
- не дают работать – 2
- раздражают – 1
- «я говорю одно, а он другое», ссоримся –
3
15) Как чаще всего ты реагируешь,
если тебя обижают?
- уйду в сторону, не реагирую – 9
- скажу «сам такой», «кто обзывается то
сам так называется», «отстань» - 5
- злюсь, психую, обзову так же в ответ,
ругаюсь – 8
11
- дам сдачи – 2
- скажу учителю – 3
Презентация "Мониторинг в работе с семьей"
Оперативная
диагностика
Ответы родителей
14) Много ли у вашего ребенка в классе друзей?
- много 13
- немного – 9
- мало – 1
15) В чем вы видите причины большой или
небольшой популярности среди одноклассников?
популярность среди
одноклассников
- легко находит контакт с
людьми, общительность,
открытость
- доброжелательность,
дружелюбие, позитивный
настрой к одноклассникам,
щедрость
- неконфликтность
- активность
- хорошая учеба
непопулярность
- скромность
- застенчивость
- «тихая». не может привлечь
к себе внимания
- неактивная
- «изначально не так себя
зарекомендовал»
Многими не были названы
причины – «не могу»
(?!!!)
12
Презентация "Мониторинг в работе с семьей"
Внутришкольный мониторинг. Итоговая
диагностика
Удовлетворенность родителей
качеством воспитательной
работы и деятельностью
образовательного учреждения
K >3 – высокий уровень
удовлетворенности
2 < K <3 – средний
уровень
K < 2 – низкий уровень
Презентация "Мониторинг в работе с семьей"
Коррекционная работа
Индивидуальные беседы и консультации. Неформальное общение и встречи
педагогов и родителей. Поддерживание контактов.
Родительские собрания в форме «круглого стола», диспуты, практикумы,
обмен положительным опытом.
Выделение положительных сторон ребенка и их подкрепление.
Письменные формы общения (информация о достижениях ребенка,
выражение благодарности родителям за участие в делах класса и школы).
Совместно с детьми и родителями на конкурсной основе мероприятия типа:
поделись творческими умениями, презентуй свою семью, весёлые старты,
культпоходы, экскурсии вместе с родителями
Разнообразные виды участия родителей в жизни класса. Создание множества
ролей для родителей (добровольный помощник учителя, гость класса,
рассказчик, экскурсовод по профессии, член родительского комитета,
ассистент …)
Индивидуальные встречи и посещение на дому.
Совместное участие к подготовке праздников.
14
Презентация "Мониторинг в работе с семьей"
Диагностика и мониторинг в работе с
семьей позволит учителю:
Целесообразно и целенаправленно планировать
воспитательную работу с классом в целом и каждым
учеником в отдельности.
Сделать оптимальный выбор наиболее
эффективных методов и приемов работы с учеником,
классом и родителями, не вступая в противоречие с
традициями и принципами семейного воспитания.
Выбирать правильный стиль общения с учеником и
его семьей в конкретной ситуации и наиболее
эффективные меры педагогического воздействия при
подготовке к индивидуальным консультациям
(беседам).
Избегать или предотвращать развитие
конфликтных ситуаций.
Плодотворно сотрудничать с родителями,
привлекая их к воспитанию, организации внеклассной
15
Презентация "Мониторинг в работе с семьей"
Доктор философии,
основатель и президент
организации «В фокусе семья»
США.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.