Презентация на конференцию на тему: «Роль учителя в реализации национальной идеи «Мәңгілік Ел».
Оценка 4.6
Презентации учебные
pptx
русская литература +1
9 кл—11 кл
25.02.2018
Презентация подготовлена для выступления на конференции Института повышения квалификации учителей г. Астаны. Цель: внедрение общенациональной идеи «Mәңгілік Ел» в процесс преподавания общешкольных дисциплин. Обмен опытом подбора дидактического материала для уроков русского языка и русской литературы в школах с нерусским языком обучения.
Конференция Мәнгілік ел.pptx
Презентация на конференцию на тему: «Роль учителя в реализации национальной идеи «Мәңгілік Ел».
Роль учителя в реализации
национальной идеи «Мәңгілік
Ел».
Учитель русского языка и литературы Кожахметов Калкаман Доскенович
Астана, школа – лицей № 66
Презентация на конференцию на тему: «Роль учителя в реализации национальной идеи «Мәңгілік Ел».
Одной из задач, стоящих перед казахстанцами, является воплощение в жизнь
общенациональной идеи «Mәңгілік Ел». Фундамент ее должен быть заложен в
школе. В рамках реализации данной идеи изучение предметов должно быть
направлено на формирование духовнонравственных качеств и патриотических
чувств учащихся, формирование казахстанского патриотизма и гражданской
ответственности, развитие национального самосознания и толерантности.
Перед нами, филологами, проблема духовнонравственного и патриотического
воспитания стоит особо остро. Ведь мы имеем очень сильное оружие – это
слово, художественная речь. Важную роль играет правильно подобранный
дидактический материал.
В содержании предмета «Русский язык» два типа учебного материала, который
можно использовать для этой цели: вопервых, это раздел «Общие сведения о
языке», вовторых, дидактический материал.
упражнения учебника;
диктанты, изложения, сочинения;
тексты для комплексного анализа.
Презентация на конференцию на тему: «Роль учителя в реализации национальной идеи «Мәңгілік Ел».
В ИМП отмечено, что при обучении русскому языку нужно
ориентироваться на формирование функциональной грамотности чтения.
«Предмет «Русский язык» должен быть направлен на умение высказать
собственную точку зрения, доказать и обосновать её, умело вести
диалог. Важным компонентом в обучении русскому языку должна
быть ориентация на формирование функциональной грамотности
личности. Одним из её компонентов является грамотность чтения ».
Презентация на конференцию на тему: «Роль учителя в реализации национальной идеи «Мәңгілік Ел».
Под грамотностью чтения понимается:
понимание письменных текстов и рефлексия на них;
использование их содержания в различных ситуациях,
возникающих в процессе обучения, за пределами школы и ожидающих
школьника во взрослой жизни;
развитие знаний и возможностей для активного участия в жизни
общества;
осознание назначения чтения.
Презентация на конференцию на тему: «Роль учителя в реализации национальной идеи «Мәңгілік Ел».
Готовясь к урокам, надо придерживаться определённой стратегии или плана
обучения, который необходим для достижения учебной цели.
Примерная схема такова:
1.Если на уроке нужно воспитать патриотические чувства, то надо выбрать текст,
содержание которого направлено на формирование казахстанского патриотизма.
2.Если нужно научить понимать текст, рассуждать, решать проблемные
задачи, то надо использовать стратегии активного обучения. Поскольку именно
при активном обучении происходят процессы на высоком уровне (анализ, синтез,
оценивание), используются задания, при выполнении которых учащийся должен
задумываться (как я читаю? что я читаю? для чего я читаю? )
На уроках надо использовать тексты различных стилей и жанров, охватывающих
различные аспекты жизни общества.
Презентация на конференцию на тему: «Роль учителя в реализации национальной идеи «Мәңгілік Ел».
Большое воспитательное значение имеют пословицы и поговорки, которые
использую при изучении различных тем:
«Тире между подлежащим и сказуемым» (8 класс) – Родная сторона – мать,
чужая – мачеха, Родина – мать, умей за нее постоять.
«Степени сравнения прилагательных» (6 класс) – Родина краше солнца, дороже
золота, Любовь к Родине сильнее смерти.
Обогащение словарного запаса школьников общественнополитической лексикой
расширяет круг знаний учащихся о жизни нашей Родины, о величайших
свершениях нашего народа. Задача учителя состоит в том, чтобы одновременно
пробудить у учащихся чувство гордости за дела народа и желание активно
участвовать в жизни нашей великой страны. Учащиеся могут выполнять
различные задания:
Прочитайте в «Тольковом словаре» статьи, посвященные словам патриот,
патриотизм, герой, героизм, отвага, мужество;
Напишите рассуждение на тему «Что значит быть патриотом?»
Презентация на конференцию на тему: «Роль учителя в реализации национальной идеи «Мәңгілік Ел».
Прием «Ассоциации». Напишите ассоциации со словом
«патриот», «патриотизм»;
В процессе проведения диктантов, изложений учащиеся
определяют основную мысль текста, акцентируют внимание
на тех мыслях, чувствах, которые формируют патриотизм.
Например: Что помогло героям одержать победу над
врагом? Смогли бы вы поступить также?
Презентация на конференцию на тему: «Роль учителя в реализации национальной идеи «Мәңгілік Ел».
На уроке по «Имени числительному» учащиеся проводят комплексный анализ
текста на примере следующего лексического материала: текст «Ассамблея
народа Казахстана». Выполняют задания после текста:
Прочитайте текст.
Выпишите из 4 абзаца текста числительное «350», просклоняйте его.
Найдите в тексте простые числительные.
В тексте 6 абзаца выпишите числительные и определите их падеж.
Найдите ключевые слова и словосочетания.
Определите тип текста, стиль речи.
Составьте вопросы к тексту.
Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения.
В чём основная мысль текста?
Для того, чтобы учащиеся осознали и с честью носили имя «казахстанец», нужно
чтобы они чувствовали себя частью государства. Казахстанский патриотизм это
осознание государственного, казахстанского. С этой целью на уроках использую
цитаты из «Слова о независимости» Н. А. Назарбаева, «Послания президента
народу Казахстана».
Презентация на конференцию на тему: «Роль учителя в реализации национальной идеи «Мәңгілік Ел».
При изучении темы «СПП» (9 класс): из цитат Н. А. Назарбаева выбрать СПП,
определить вид придаточных предложений, выбрать одну цитату,
прокомментировать её.
При изучении темы «Цитата» (8 класс) учащимся дается
цитата «Независимость – всеобщий труд. Труд школьников, студентов,
постигающих науки» («Слово о независимости»). Учащиеся выполняют
синтаксический, пунктуационный разборы цитаты, далее применяю стратегию
«Карусель». Учащиеся делятся на группы, каждая группа генерирует идеи по
теме, затем группы обмениваются оформленными на бумаге идеями,
дополняют идеи другой группы. После завершения, лист возвращается к
команде, которая знакомится с предложениями и дополнениями других групп и
затем проходит презентация позиции участников карусели.
Презентация на конференцию на тему: «Роль учителя в реализации национальной идеи «Мәңгілік Ел».
На этапе повторения темы «Виды связи слов в СС» раздается текст «Слова о
независимости» и предлагается в паре выполнить задания:
Задание № 1
Инструкция:
1. Выписать в порядке следования словосочетания, развивающие тему
патриотизма. 2.Укажите вид связи в словосочетаниях.
Задание № 2
Задание: найдите в тексте словосочетания с видом связи примыкание.
Обозначьте графически главный компонент словосочетания. Использовав
главное слово выписанных словосочетаний, придумайте и запишите
словосочетания с другим видом связи, в скобках укажите вид связи.
Презентация на конференцию на тему: «Роль учителя в реализации национальной идеи «Мәңгілік Ел».
Использование стратегии «Текстовое граффити» при работе с текстом
Послания Президента. Учащиеся комментируют текст, используя
определенную систему маркировки, далее пишут комментарий к тексту,
пишут вопросы по тексту для другой группы учащихся, что способствует
возникновению полемики, дискуссии.
Многие из этих текстов представляют образцы публицистического стиля,
эмоционально воздействуют на ученика, влияют на формирование у него
умений передавать личное отношение к высказанному, на усвоение
разнообразной общественнополитической лексики.
Презентация на конференцию на тему: «Роль учителя в реализации национальной идеи «Мәңгілік Ел».
В процессе проведения обучающих диктантов, изложений можно предложить
учащимся определить основную мысль текста, акцентировать внимание на тех
мыслях, чувствах, которые формируют патриотизм и гражданственность,
например: «Государственный Герб Республики Казахстан» (по Б.Каирбекову),
«Государственный Флаг Республики Казахстан» (по М.Серкееву) Б.Каирбекову),
«Планета Сатпаев» ( по ), «Корткут» (по Н.Келимбетову), «Великий труженик»
(по И.Маляру), «Мой отец» (по Б.Момышулы) , провести комплексный анализ
текста на примере следующего лексического материала: «Мукагали Макатаев»,
«Наурыз мейрамы», «Курмангазы» , «Р.Сейсенбаев», «Абылхан Кастеев» ,
«Бибигуль Тулегенова» (8 класс с казахским языком обучения); «Ахмет
Байтурсынов», «Слово об Олжасе», «Чьё имя носит Медео?», « Легенда о
названии местности Акмола», « Все люди – друзья», « Язык и люди», « Танец –
это душа народа», (Казахские народные танцы), « Казахстанцы в годы Великой
Отечественной войны. Бауржан Момышулы». (9 класс с казахским языком
обучения).
Презентация на конференцию на тему: «Роль учителя в реализации национальной идеи «Мәңгілік Ел».
Устное творчество любого народа содержит богатейший материал для
воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма.
Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины.
Отражение народных идеалов патриотизма, богатырской силы, ума,
находчивости мы видим В 9 классе при изучении “Слова о полку Игореве”.
Повесть Н.В. Гоголя “Тарас Бульба” (9 кл.) это прославление боевого
товарищества, осуждение предательства. Ученики отмечают героизм и
самоотверженность Тараса и его товарищейзапорожцев в борьбе за родную
землю, патриотический пафос повести. Подвиг Тараса его сына Остапа
вызывает у учащихся чувство искреннего восхищения и дает конкретные
представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность
Родине, храбрость и мужество в отстаивании ее чести и независимости.
Презентация на конференцию на тему: «Роль учителя в реализации национальной идеи «Мәңгілік Ел».
Судьба родины и судьба человека слиты воедино в рассказе М.А. Шолохова
“Судьба человека” (11 кл.). Стойкость, дух товарищества, преданность отечеству
– эти качества издавна были присущи русскому солдату. На примере Андрея
Соколова мы видим и другие черты героев Великой Отечественной войны –
несокрушимую нравственную силу, исключительное мужество. Лейтмотивом
произведения являются слова главного героя: “На то ты и мужчина, на то ты и
солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала”. Чтение и
анализ рассказа может завершиться просмотром фильма, который еще раз дает
школьникам возможность прочувствовать необычайность характера русского
человека. При анализе текста учащиеся получают задания найти
факты проявления мужества и героизма русских людей в дополнительной
литературе; разбирая те или иные поступки наших сограждан, ученики отвечают
на вопросы: “Что подтолкнуло человека совершить такой поступок?”, “А как
бы ты поступил на его месте?”. Эти вопросы рождают чувство сопричастности
ребенка к событиям далекого прошлого, привлекают субъектный опыт ученика,
что делает такой урок личностно ориентированным.
Презентация на конференцию на тему: «Роль учителя в реализации национальной идеи «Мәңгілік Ел».
Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у
школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ,
уважение к его великим свершениям и достойным страницам
прошлого, и роль русского языка и литературы в этом плане
невозможно переоценить.
Презентация на конференцию на тему: «Роль учителя в реализации национальной идеи «Мәңгілік Ел».
Спасибо за внимание!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.