Презентация на тему "Читательская грамотность"

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 13.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Чтение является одним из основных видов учебной деятельности в школе. У выпускников начальной школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.В презентации "Читательская грамотность" описаны четыре группы читательских умений. Даны формы работы с литературными произведениями, типы учебных заданий.
Иконка файла материала Читательская грамотность.pptx
МКОУ «Ванаварская средняя школа» Формирование читательской грамотности младших школьников Учитель начальных классов Менц Е.А. 2018 год
Кого можно назвать «грамотным читателем»? Грамотность чтения – это способность • понимать письменные тексты • рефлексировать - размышлять над содержанием - оценивать прочитанное - излагать свои мысли о прочитанном • использовать содержание текстов для достижения собственных целей (развития возможностей, активного участия в жизни общества и т.п.)
4 группы читательских умений: • 1) поиск информации, заданной в явном виде; • 2) формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте; • 3) интерпретация и обобщение информации; • 4) оценка содержания, языка и структуры текста.
Первая группа заданий направлены на проверку: 1) общего понимания содержания прочитанного текста; 2) умения находить информацию, заданную в явном виде; 3) определения времени и места действия; 4) значения слова или фразы.
Вторая группа Эта группа заданий направлена на проверку следующих умений: 1) извлечь из текста информацию, данную в неявном виде; 2) сформулировать на основе прочитанного несложные выводы; 3) установить взаимосвязь между событиями.
Третья группа заданий направлена на проверку: 1) понимания использованных в тексте языковых средств, в том числе средств художественной выразительности; 2) осознания последовательности смысловых частей, т.е. умение составлять план текста; 3) понимания жанровых особенностей текста.
Четвёртая группа заданий (высокий уровень сложности) направлена на проверку: 1) умения понимать общий смысл текста; 2) определять авторский замысел и основные черты характера главного героя; 3) приводить примеры поступков, подтверждающих характеристику героя; 4) определять главную мысль теста, выразить свои впечатления по прочитанному и т.п.
Проверка степени осознанности чтения включает в себя следующие параметры: 1. Проверка умения извлечь фактическую информацию, т.е. информацию, заданную в явном виде. Выясняется, насколько ученик понимает, о чём идёт речь в тексте. 2. Проверка умения извлечь информацию, содержащуюся в тексте в неявном виде, проверка умения формулировать простые выводы. Проверяется умение ребенка понять то, что говорится в тексте. 3. Проверка умения интерпретировать и обобщать полученную из текста информацию. Проверяется умение понять общий смысл текста, подойти к пониманию основной мысли текста (авторской идеи) и способов её выражения
В качестве механизмов, посредством которых происходит приобщение к чтению выступают педагогические технологии. В УМК на уроках литературного чтения ведущей является технологи формирования типа правильной читательской деятельности.  Технология включает в себя три этапа работы с текстом. Первый этап: работа с текстом до чтения: антиципация  (предугадывание предстоящего чтения)­ определение смысловой,  тематической, эмоциональной направленности текста. Второй этап: работа во время чтения текста: После первичного чтения, выявление совпадений первоначальных  предположений учащихся с содержанием и эмоциональной окраской   прочитанного. При повторном чтении выделение ключевых слов, ведение диалога с  автором через текст, комментирование чтение. Третий этап: работа с текстом после чтения: коллективное обсуждение   прочитанного,  дискуссия. Знакомство с  писателем, работа с иллюстрациями. Творческие  задания,  опирающиеся на какую­нибудь сферу  читательской деятельности (эмоции, воображение, художественные
Формы работы с литературными произведениями проблемно-поисковые ситуации; беседы-дискуссии (учащиеся сами задают вопросы по содержанию прочитанного);  прием устного словесного рисования; словарная работа;  чтение с элементами драматизации; создание рисованных «диафильмов».
Типы учебных заданий, связанных с основными группами читательских ­ Определить время и место действия рассказа. умений. Поиск информации, заданной в явном виде: ­ Найти конкретные сведения; ­ Найти значение слова и фразы; ­ Определить тему или основную идею, если они представлены в тексте в явном виде;
Формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте: ­ установить связь между событиями; ­ понимать какое существительное заменит местоимение, встретившееся в тексте; ­ понимать (определять) обобщения, имеющиеся в тексте; ­ выводить общий смысл, основываясь на серии аргументов
Интерпретация и обобщение информации -распознать общую идею или тему текста; -описывать отношения между героями; -сравнивать и противопоставлять информацию, полученную из текста; -понимать настроение и общий тон рассказа; -находить практическое применение информации из текста( составление таблиц,
Оценка содержания, языка и структуры текста -оценивать правдоподобность описанных событий; -описывать, какими средствами автор воспользовался для создания неожиданного эффекта; -оценивать полноту или ясность информации, представленной в тексте; -определять отношения автора к основной теме текста.
Организуя работу по формированию читательской грамотности в образовательном процессе, педагог должен уметь не только классифицировать учебные задания по основным типам читательских умений, но и видеть место каждого задания в программе основных учебных предметов, а также в структуре урока.