Чтение является одним из основных видов учебной деятельности в школе. У выпускников начальной школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.В презентации "Читательская грамотность" описаны четыре группы читательских умений. Даны формы работы с литературными произведениями, типы учебных заданий.
МКОУ «Ванаварская средняя школа»
Формирование
читательской
грамотности
младших школьников
Учитель начальных классов
Менц Е.А.
2018 год
Кого можно назвать
«грамотным читателем»?
Грамотность чтения – это способность
• понимать письменные тексты
• рефлексировать
- размышлять над содержанием
- оценивать прочитанное
- излагать свои мысли о прочитанном
• использовать содержание текстов для
достижения собственных целей (развития
возможностей, активного участия в жизни
общества и т.п.)
4 группы читательских
умений:
• 1) поиск информации, заданной в
явном виде;
• 2) формулирование прямых
выводов, заключений на основе
фактов, имеющихся в тексте;
• 3) интерпретация и обобщение
информации;
• 4) оценка содержания, языка и
структуры текста.
Первая группа заданий
направлены на проверку:
1) общего понимания содержания
прочитанного текста;
2) умения находить информацию,
заданную в явном виде;
3) определения времени и места
действия;
4) значения слова или фразы.
Вторая группа
Эта группа заданий направлена на
проверку следующих умений:
1) извлечь из текста
информацию, данную в неявном
виде;
2) сформулировать на основе
прочитанного несложные
выводы;
3) установить взаимосвязь между
событиями.
Третья группа заданий
направлена на проверку:
1) понимания использованных в
тексте языковых средств, в том
числе средств художественной
выразительности;
2) осознания последовательности
смысловых частей, т.е. умение
составлять план текста;
3) понимания жанровых
особенностей текста.
Четвёртая группа заданий
(высокий уровень сложности)
направлена на проверку:
1) умения понимать общий смысл
текста;
2) определять авторский замысел
и основные черты характера
главного героя;
3) приводить примеры поступков,
подтверждающих характеристику
героя;
4) определять главную мысль
теста, выразить свои впечатления
по прочитанному и т.п.
Проверка степени осознанности
чтения включает в себя
следующие параметры:
1. Проверка умения извлечь фактическую
информацию, т.е. информацию, заданную в явном
виде. Выясняется, насколько ученик понимает, о чём
идёт речь в тексте.
2. Проверка умения извлечь информацию,
содержащуюся в тексте в неявном виде, проверка
умения формулировать простые выводы.
Проверяется умение ребенка понять то, что говорится в
тексте.
3. Проверка умения интерпретировать и обобщать
полученную из текста информацию. Проверяется
умение понять общий смысл текста, подойти к
пониманию основной мысли текста (авторской идеи) и
способов её выражения
В качестве механизмов, посредством которых
происходит приобщение к чтению выступают
педагогические технологии.
В УМК на уроках литературного чтения ведущей является технологи
формирования типа правильной читательской деятельности.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
Первый этап: работа с текстом до чтения: антиципация
(предугадывание предстоящего чтения) определение смысловой,
тематической, эмоциональной направленности текста.
Второй этап: работа во время чтения текста:
После первичного чтения, выявление совпадений первоначальных
предположений учащихся с содержанием и эмоциональной окраской
прочитанного.
При повторном чтении выделение ключевых слов, ведение диалога с
автором через текст, комментирование чтение.
Третий этап: работа с текстом после чтения:
коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Знакомство с
писателем, работа с иллюстрациями.
Творческие задания, опирающиеся на какуюнибудь сферу
читательской деятельности (эмоции, воображение, художественные
Формы работы с литературными
произведениями
проблемно-поисковые ситуации;
беседы-дискуссии (учащиеся сами
задают вопросы по содержанию
прочитанного);
прием устного словесного
рисования;
словарная работа;
чтение с элементами драматизации;
создание рисованных «диафильмов».
Типы учебных заданий,
связанных с основными
группами читательских
Определить время и место
действия рассказа.
умений.
Поиск информации, заданной в явном
виде:
Найти конкретные сведения;
Найти значение слова и фразы;
Определить тему или основную
идею, если они представлены в
тексте в явном виде;
Формулирование прямых
выводов, заключений на основе
фактов, имеющихся в тексте:
установить связь между
событиями;
понимать какое существительное
заменит местоимение,
встретившееся в тексте;
понимать (определять)
обобщения, имеющиеся в тексте;
выводить общий смысл,
основываясь на серии аргументов
Интерпретация и обобщение
информации
-распознать общую идею или тему
текста;
-описывать отношения между
героями;
-сравнивать и противопоставлять
информацию, полученную из текста;
-понимать настроение и общий тон
рассказа;
-находить практическое
применение информации из
текста( составление таблиц,
Оценка содержания, языка и
структуры текста
-оценивать правдоподобность описанных
событий;
-описывать, какими средствами автор
воспользовался для создания
неожиданного эффекта;
-оценивать полноту или ясность
информации, представленной в тексте;
-определять отношения автора к
основной теме текста.
Организуя работу по
формированию читательской
грамотности в образовательном
процессе, педагог должен уметь
не только классифицировать
учебные задания по основным
типам читательских умений, но и
видеть место каждого задания в
программе основных учебных
предметов, а также в структуре
урока.