Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная кадетская казачья школа Забайкальский край, Нерчинский район, с. Знаменка
Презентация на тему
«Игры казаков»
Составила
Учитель музыки 1 категории
Трушина Светлана Юрьевна
В прошлом в каждой казачьей семье было от 5 до 12 детей. И не последним делом была для них организация своего отдыха, приобретение ловкости, силы, терпения. Вот и выдумывали иногда сами дети, иногда взрослые различные игры, которые распространялись от станице к станицы, укрепляя тем самым здоровье. Эти игры часто видоизменялись, упрощались или усложнялись, менялись их названия. Но уж коли игра завладела душами детей, то нередко оставались в станицах на долгие годы. На Кавказе многие игры не знали границ, и посредством казачества и связей народов, проживающих в непосредственной близости переходили от народа к народу
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического развития личности. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, её республик и народов, создается эмоционально-положительная основа для развития патриотических чувств.
По содержанию все народные игры классически лаконичны и выразительны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулирует переход от детского организма к более высокой ступени развития
Игра в шапку
На площадке играющие садятся на землю, образуя круг, в центре стоит один из игроков. Сидящие по кругу игроки бросают один другому шапку. Стоящий в кругу должен поймать шапку в тот момент, когда она перелетает от одного игрока к другому, или попытаться вырвать ее из рук игроков.
Правила игры:
шапку перебрасывают, не соблюдая порядка, взад или вперед;
если стоящему в кругу удается поймать шапку, то он садится в кругу. А тот игрок, у которого была отнята шапка или который вовремя не поймал шапку, остается стоять в кругу.
Вариант игры: на ровной игровой площадке один из играющих («болван») садится на землю и ставит на своей голове шапку верхом вниз. Остальные играющие друг за другом перепрыгивают через сидящего, и кто первый свалит шапку, тот садится на место «болвана».
Грыбаки (Крестик)
Играющие дети берутся руками попарно и становятся пара за парой. Выбираются «грыбаки» — пара, которая становится впереди всех на небольшом от них расстоянии. Сначала бежит первая пара игроков, мимо «грыбаков». Бегущие должны бежать в одиночку, не держась за руки. «Грыбаки» ловят и бегут вместе с ними, взявшись за руки.
Правила игры:
если один из бегущих будет пойман «грыбаками», не успев подать руку товарищу, то он и его товарищ становятся «грыбаками», а «грыбаки» становятся позади всех пар;
если «грыбаки» не поймали ни одного из бегущих, то становятся на прежнее место и бежит следующая пара, а та, что бежала, становится позади последней.
Кулачный бой — одно из старинных боевых искусств казаков и, временами, народная потеха, которая представляет собой бой кулаками. На Руси существует с глубокой древности. Помимо развлечения, кулачный бой у казаков был своеобразной школой войны, развивающей навыки, необходимые для защиты своих земель. Бои проводились с Масленицы до Петровских праздников.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА :
После 1917 года, кулачный бой был зачислен в “прогнившее наследие проклятого царизма” и не нашел своего места среди спортивных видов борьбы. Идеология кулачного боя, основанная на религиозности и сплоченности общины, шла в разрез с партийной идеологией, превозносящей совсем иные ценности, и кулачный бой за годы Советской Власти не получает никакого развития. Все попытки внедрить приемы народного боя в программу подготовки пограничников и милиции успехом не увенчались.Возрождение кулачного боя происходит уже в наше время – появляются многочисленные школы и стили славянских боевых искусств, основывающихся на традициях кулачного боя или использующих его элементы.
Игра «Подушечка».Все играющие берутся за руки и составляют круг; один из играющих входит в круг с маленькой подушечкой, держа ее над головой. Играющие поют следующую плясовую песню: «Подушечка, подушечка моя пуховая! Молодушка, молодушка моя молодая! Кого люблю, кого люблю, того поцелую; тому мою подушечку сейчас подарую». Играющий с подушечкой танцует под эту песню в кругу, а после нескольких повторений песни передает с поцелуем подушечку по выбору другому лицу, которое и входит в круг; игра снова начинается той же самой песней и продолжается в таком виде до тех пор, пока все играющие не перебывают в кругу.
Игра «Горячее место».Обозначается чертою на земле «горячее» место. Играющие меряются на палочке, и верхний становится поодаль от «горячего» места и оберегает его. Все остальные играющие стараются проникнуть в «горячее» место; первыйне допускает до этого и старается побить, т.е. ударить или поймать желающего попасть в «горячее» место. Побитый делается помощником первого и вместе с ним ловит остальных играющих. Проникнувший в «горячее» место может спокойно отдыхать там, сколько ему угодно, но все-таки когда выйдет оттуда, остальные играющие, сделавшиеся помощниками одного, его поймают. Когда все переловлены или побиты, игра начинается снова, и первый побитый остается охранять «горячее» место.
Казачьи шермиции - исконные забавы казаков
Традиционные казачьи игры – шермиции – имеют долгую историю. Издавна в станицах собирались вместе казаки, от мала до велика, чтобы состязаться между собой в ратных умениях.
Казаки состязались в умении владеть традиционным оружием: рубка шашкой одиночных мишеней и полосы, фехтование на шашках и пиках, кулачные поединки и борьба на поясах.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.