Внеклассное мероприятие «История науки и образования в Костромской
губернии»
Учитель: Еремеева В. Л.
Слайд 1. Что же такое Первое сентября? Для первоклассников — это праздник
Первого звонка, а в целом, праздник начала нового учебного года, прежде всего
для учеников, учащихся, студентов, учителей и преподавателей. Это праздник
знаний, которые всегда с нами и помогают всем нам идти по жизни. Первое
сентября, день, который также призван подчеркнуть важность образования,
каждого из нас, и в нашем городе, и в стране в целом. Нужно отметить, что
образование в России имеет длительную историю. И наш родной город, как и
вся костромская область неразрывно связана с ней. Когдато очень давно, дети,
вашего возраста сидели на жестких лавках, уча наизусть отрывки из священных
писаний. Скрипели по бересте отточенными палочками, выводя схожие с
современными буквы. Бежали столетия, а с ними и подростки, несущие в
руках книжки. Они спешили в большие здания губернских училищ и лицеев,
изучать незнакомые нам предметы:
риторику, каллиграфию.
Слайд 2. Они сильно отличаются от, современных детей информационного
века. У вас под руками техническое и лабораторное оборудование, электронные
статистику, логику, нравоучение,
учебники, компьютеры, бесконечные источники информации интернет. Но
попрежнему, занятия в школе ведут учителя, единственные, кто способен
дать верное направление вашему образованию и развитию. Давайте вместе
заглянем в прошлое и посмотрим когда появились первые школы и ученики.
Какие предметы проходили дети и кто были их учителя.
Слайд 3. На Руси учебные заведения именовались училищами: слово школа
вошло в обиход только с 14 века. Уже в первой половине 11 века нам известны
дворцовая школа князя Владимира в Киеве и школа, основанная Ярославом Мудрым в Новгороде. Преподавались, как и в учебных заведениях Запада семь
свободных искусств: грамматика, риторика, диалектика (так называемый
тривиум), арифметика, геометрия, музыка и астрономия (так называемый
квадривиум).
В Киеве было открыто первое женское училище. При дворах русских князей
открывались и другие школы – например, в Переяславле, Чернигове, Суздале.
Слайд 4. Создавались и школы при монастырях. Школы были не только
учебными заведениями, но и центрами культуры, в них делались переводы
древних и византийских авторов, переписывались рукописи. Влияние школ
сохранились
широкое
многочисленные свидетельства
очевидно:
распространенной грамотности среди населения Руси.
Слайд 5. Найдены многочисленные берестяные грамоты XI–XIII вв., причем
не только в Великом Новгороде, но и в других древнерусских городах; по их
содержанию видно, что их авторами были люди самого различного социального
положения, в том числе купцы, ремесленники, даже крестьяне, встречались и
грамоты, написанные женщинами. Сохранилась даже грамота, служившая
ребенку школьной тетрадкой.
Упадок культурной жизни Древней Руси в результате татаромонгольского
нашествия (отразился и на образовании. Из в основном светского оно стало
почти исключительно духовным (монастырским).
Слайд 6. Укрепление Московского государства повлекло за собой и некоторый
подъем образования. С одной стороны, стали возникать многочисленные
приходские и частные школы, где обучались грамоте и счету дети не только
духовенства, но и ремесленников и купцов. Например, в Ипатьевском
Монастыре в 16 веке была создана школа живописи и большая библиотека книг
и рукописей.
Слайд 7. С середины XVII в. в Москве стали открываться школы, созданные по
образцу европейских грамматических школ и дававшие как светское, так и
богословское образование. При создании Славяногреколатинской академии в ней было 76 учеников, в том числе священники, дьяконы, монахи, князья,
спальники, стольники и «всякого чина москвичи» вплоть слуг и сына конюха.
Слайд 8. В это время произошли и важные изменения в начальном обучении.
Буквослагательный метод обучения грамоте, сменился звуковым. Вместо
буквенного обозначения цифр (буквами кириллического алфавита) стали
использоваться арабские цифры. В буквари вошли связные тексты для чтения,
например, псалмы. Появились «азбуковники», т.е. толковые словари для
учащихся, первые учебники риторики и логики.
Слайд 9. Благодаря Петру I в России возникла система профессионального
образования. В 1701 г. были созданы навигацкая, пушкарская, госпитальная,
приказная и другие школы. Кроме того, к 1722 году в разных городах России
были открыты 42 так называемые «цифирные школы. В Костроме —
«Цифирная школа» — была открыта в 1722 году, и стала первым учебным
заведением. Кстати, именно Петру мы обязаны введением гражданской азбуки,
которой пользуемся и сейчас, и первыми переводами на русский язык
западноевропейских учебников.
Слайд 10. В дальнейшем учебный курс был улучшен за счет «средних» и
«высших» классов, появились «семинарии». В них, кроме грамоты, изучались
грамматика, риторика, философия и богословие. В 1747 году была создана
Костромская духовная семинария.
Слайд 11. Екатерина внимательно следила за образованием в ведущих странах
Западной Европы и педагогическими идеями своего времени. При ней была
внедрена классноурочная система, в старших классах даже рекомендовалась
самостоятельная работа учащихся. В Костроме в этот период открывается в
1786 году — Главное народное училище (улица Дзержинского )В нем обучались
только дети дворян. Была расширена сеть духовных училищ, они были открыты
в Костроме, Нерехте, Плесе и Солигаличе.
Слайд 12. В царствование Александра I вводились три типа школ: приходские
училища, уездные училища (бесплатные для всех сословий) и гимназии. В Костроме в 1804 году народное училище было преобразовано во всесословную
четырехклассную мужскую гимназию. В уездном училище изучали закон Божий,
арифметику, геометрию, грамматику, географию, историю, начала физики,
естественную историю и технологию. В губернских училищах изучался
предмет, который ныне называется обществоведением, а также логика,
психология, этика, эстетика, естественное и народное право, политическая
экономия, физикоматематические и естественнонаучные предметы, коммерция
и технология. При Николае I богатство и свобода образования сильно
ограничиваются. Главными учебными предметами стали греческий и латинский
языки. Для обучения людей среднего и низшего сословий в некоторых
гимназиях и уездных училищах были открыты реальные отделения, где
преподавались промышленноестественная история, химия, счетоводство,
механика и т.д. Костромская гимназия в этот период занимает дом губернатора
(ныне корпус КГТУ) и под влиянием преобразований становится
восьмиклассной с приготовительным классом.
Слайд 13. Она славилась отличной подготовкой: в 1840 году её выпускники
получили право поступать в Императорские университеты без вступительных
экзаменов. Залогом качественного образования был сильный педагогический
состав гимназии. Слайд 14 В разные годы в Костромской мужской гимназии
учились известные литераторы А. Ф. Писемский, А. А. Потехин, Н. А. Потехин,
этнограф С. В. Максимов, философы В. В. Розанов и Ф. А. Голубинский,
критик и публицист Н. К. Михайловский, экономисты Н. Д. Кондратьев и И. Х.
Озеров, историк Ф. И. Успенский и Е. Е. Голубинский, синолог С. М.
Георгиевский, металлург К. П. Поленов, петрограф А. А. Полканов, полярный
исследователь А. Н. Жохов, церковные деятели: архимандрит Макарий
(Глухарёв), епископ Порфирий (Успенский), митрополит Арсений (Москвин) и
многие другие деятели науки и культуры.
Слайд 15. С Костромой связана история женского образования в России. В
1857 году было открыто «Григоровское училище 1го разряда для девиц всех сословий», созданное на средства статского советника А. Н. Григорова. Он
вносил плату за уроки учителям, и приобрел для училища земельный участок с
домом и другими строениями (ныне один из корпусов КГУ имени
Н.А.Некрасова). После смерти Григорова училище было преобразовано в
Григоровскую женскую гимназию, первую в России. Преподавали в гимназии
русский язык и литературу, немецкий и французский языки, математику и
физику, географию, закон Божий, рукоделие, пение и танцы. В 8 классе
методики математики, русского языка и других предметов, т.к. выпускной
класс готовил учителей начальных классов.
Слайд 16 и Слайд 17. Во 2й половине 19 века с развитием промышленности и
экономики возникла необходимость расширения сети учебных заведений. В
Костромской губернии было открыто большое количество начальных земских
школ. Кроме двух гимназий и уездного училища, в городе Костроме были три
приходские школы.
Слайд 18. Знаменитый русский промышленник и костромич Ф. В. Чижов
завещал все свои средства на устройство и содержание профессионально
технических учебных заведений. Училища были открыты в Костроме в 1892—
1897 годах. Бедные ученики освобождались от платы, получали пособия.
Чижовские училища имели первоклассное оборудование и превосходный состав
педагогов, преподаватели набирались из выпускников столичных высших
учебных заведений, а лучшие учащиеся посылались на стажировку за границу.
Выпускников охотно принимали на работу казённые и частные предприятия.
Сейчас в здании механикотехнического училища находится Костромской
энергетический техникум им. Ф. В. Чижова.
Слайд 19. В конце 19 века появились новые положительные тенденции: были
отменены уроки латыни и греческого в младших классах гимназий и заменены
уроками русского языка, географии, русской истории. Выросло число учащихся
в гимназиях из самых разных социальных слоев. Снизилось число неграмотных,
повысился интерес к образованию. Заключение. Мы проследили наиболее важные и интересные моменты создание
образовательных учреждений нашего родного края – Костромской губернии. И
мы знаем, что Костромская губерния не отставала от столичных городов, в
разные периоды у нее были свои библиотеки, школы, гимназии училища, где
ребята (ваши сверстники) постигали науки и готовились ко взрослой жизни.
Презентация на тему "История науки и образования в Костромской губернии"
Презентация на тему "История науки и образования в Костромской губернии"
Презентация на тему "История науки и образования в Костромской губернии"
Презентация на тему "История науки и образования в Костромской губернии"
Презентация на тему "История науки и образования в Костромской губернии"
Презентация на тему "История науки и образования в Костромской губернии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.