В презентации описаны формы организации нетрадиционного урока. Определены основные задачи и цели каждого урока. определены признаки нетрадиционного урока. Перечислены наиболее распространенные типы нестандартных уроков. Представлена классификация уроков на нетрадиционной основе. В презентации даны рекомендации по подготовке уроков в нетрадиционной форме.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ
ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ
Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я
запомню,
Вовлеки меня – и я
пойму.
(Древняя китайская мудрость)
Нестандартный урок- это
« импровизированное
учебное занятие, имеющее
нетрадиционную
структуру»
Основные задачи каждого
урока, в том числе и
нестандартного
• общекультурное развитие;
• личностное развитие;
• развитие познавательных мотивов,
инициативы и интересов учащихся;
• формирование умения учиться;
• развитие коммуникативной
компетентности.
Цель нетрадиционных уроков:
отработка новых методов, форм, приемов
и средств обучения, что ведет к
реализации основного закона
педагогики – закона об активности
обучения.
Нетрадиционные формы обучения
предполагают:
самостоятельной работы;
• использование коллективных форм работы;
• привитие интереса к предмету;
• развитие умений и навыков
• активизацию деятельности учащихся;
• при подготовке к уроку учащиеся сами ищут
• более полное осуществление практической,
интересный материал;
воспитательной, образовательной и
развивающей целей обучения;
учителем и учениками.
• становление новых отношений между
Признаки нетрадиционного урока
• Несет элементы нового, изменяются внешние рамки,
• Используется внепрограммный материал,
места проведения.
организуется коллективная деятельность в
сочетании с индивидуальной работой.
профессий.
оформление кабинета, использования НИТ.
• Привлекаются для организации урока люди разных
• Достигается эмоциональный подъем учащихся через
• Выполняются творческие задания.
• Проводится обязательный самоанализ в период
• Создается временная инициативная группа из
• Планируется урок заранее.
подготовки к уроку, на уроке и после его проведения.
учащихся для подготовки урока.
Наиболее распространенные
типы нестандартных уроков
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Уроки «погружения»
Уроки - деловые игры
Уроки - пресс- конференции
Уроки- соревнования
Уроки КВН
Театрализованные уроки
Компьютерные уроки
Уроки с групповыми формами
работы
Уроки взаимообучения учащихся
Уроки творчества
Уроки- аукционы
Уроки, которые ведут учащиеся
Уроки-зачеты
Уроки- сомнения
Уроки - творческие отсчеты
Уроки- формулы
Уроки- конкурсы
Бинарные уроки
Уроки- обобщения
Уроки- фантазии
Уроки- игры
Уроки- «суды»
Уроки поиска истины
Уроки- лекции «Парадоксы»
Уроки- концерты
Уроки- диалоги
Уроки «Следствие ведут знатоки»
Уроки - ролевые игры
Уроки- конференции
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
• Интегрированные уроки
•
•
• Межпредметные уроки
•
•
Уроки семинары
Уроки – «круговая тренировка»
Уроки- экскурсии
Уроки – игры «Поле чудес».
Классификация уроков на нетрадиционной основе
Основания
Изменённые
способы
организации
Опора на
фантазию
Цели
Развитие осмысленного
отношения к знаниям
Формы
защита знаний, защита идей, урок вдвоём, уроквстреча.
Становление творческих
способностей при работе
с содержанием учебного
материала
уроксказка, урок творчества: уроки изобретательства, урок
творческий отчёт,
урок
выставка, урок«удивительное рядом», урок фантастического
проекта, урокрассказ об учёных: урокбенефис, урок
сюрприз, урокподарок от Хоттабыча.
комплекснотворческий отчёт,
Имитация
каких – либо
занятий или видов
работ
Расширение кругозора
заочная
прогулка,
экскурсия,
гостиная,
путешествие в прошлое (будущее), путешествие по стране,
поездка на поезде, защита проектов.
экскурсия,
Состязательно
игровая основа
Стимулирование
познавательного интереса
урокигра, урок КВН, «Что? Где? Когда?», урокэстафета,
конкурс, соревнование, урокжурнал, уроквикторина.
Трансформация
стандартных
способов
организации
Оригинальная
организация
учебного материала
Аналогия с
организованными
событиями
Развитие нестандартных
умений учебной работы
парный опрос, экспрессопрос, урок защиты читательского
формуляра
Становление
способностей к учебному
общению,
сопереживанию
уроки взаимного обучения, уроки, которые ведут ученики,
урокрешение, урокпортрет, урок памяти, урок открытых
мыслей, урок «Мой поэт», урок дидактическая игра; урок
интервью, уроки с использованием активных методов
обучения: мозговая атака, мозговой штурм и т.д.
Приобщение к активным
формам внешкольной
урокаукцион, урок посвящение, урок футбольный матч,
уроккроссворд, урокпамятка.
жизни
Уроки с использованием средств
ИКТ
Презента
ция
Видеоуро
к
Интерактив
ная доска
Аудиосредс
тва
Электронн
голосовани
ое
е
Презентация – мощное
средство наглядности, развитие
познавательного интереса.
Использование
видеофильма
помогает также развитию
различных сторон
психической деятельности
учащихся, и, прежде всего
внимания и памяти.
Компьютерное
тестирование само по себе
нетрадиционно, т.к. все мы
привыкли к тестам,
выполненным на бумаге. По
сравнению с
традиционными формами
контроля компьютерное
тестирование имеет ряд
преимуществ
Уроки в форме соревнования и игр
Урок-
конкур
с
деловая
игра
урок-
турнир
Урок-
игра
ролева
я игра
урок-
эстафет
а
урок-
викторин
а
Урок-игра в
основном
проводится для
младших
школьников.
Проектно-исследовательские
уроки
Урок -
исследован
ие
Урок-проект
мозговая
атака
изобретатель
урок-
ство
урок-
репорта
ж
урок-
рецензия
Исследовательская
деятельность
Уроки - публичные формы общения
Устный
журнал
«Большая
волшебница
»
Перенесённые в рамки урока
формы внеклассной работы
«посидел
ки»
урок-
театрали
зия
урок-
концерт
урок-
диспут
КВН
Урок-
праздник
Уроки, опирающиеся на фантазию
урок-
сказка
урок-
сюрприз
урок-
подаро
к
урок-
путешест
вие
Уроки, основанные на
имитации деятельности
учреждений и организаций
Урок -
следств
ие
Урок -
цирк
Урок -
суд
Учены
й
совет
Дебаты в
парламен
те
Интегрированные уроки
парный
опрос
экспресс-
опрос
урок-
зачёт
телеурок
без
телевидения
РЕКОМЕНДАЦИИ
Нетрадиционные уроки лучше проводить
как итоговые.
Для успешной подготовки урока учитель
должен хорошо знать предмет и методику,
творчески подойти к работе.
Слишком частое обращение к подобным
формам урока нецелесообразно, так как
нетрадиционное может быстро стать
традиционным.
Советы педагогу,
готовящему урок в нетрадиционной
форме
• Используйте как можно больше мотивационных
факторов как на подготовительном этапе, так и во
время проведения урока.
• Не допускайте никаких излишеств. Урок должен быть
цельным, гармоничным.
• Поощряйте учащихся соответственно их вкладу в
урок.
• Постарайтесь сохранять на протяжении всего урока
взаимопонимание, общий язык с классом, группой,
взаимное доверие и уважение.
заблаговременная, тщательная, четко спланированная
подготовка, глубокое продумывание и осмысливание
форм и методов его проведения.
• Оценивайте не только итоги обучения, воспитания и
развития, но и картину общения – эмоциональный тон
урока: общение педагога и учащихся, учащихся друг с
другом, а также отдельных рабочих групп.
• Залог успеха вашего нетрадиционного урока –
НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК
Способствует развитию инициативы и
коммуникативных навыков
Приближает школьное обучение к жизни
Предполагает самостоятельный поиск
средств и способов решения задач,
связанных с реальными ситуациями
Искореняет негативные явления
традиционного обучения и самое главное
– приносят радость.