Презентация по литературе содержит интересный материал, который можно использовать учителям русского языка и литературы, школьникам при подготовке к урокам. Иллюстративный материал дополнен таблицей, цитатами, краткими обобщениями и выводами. В этом ценность, новизна и актуальность представленного материала. Данная презентация может служить основой для научно-исследовательской работы учащихся 9 - 11 классов.Презентация по литературе на тему "Образ Петербурга в русской классической литературе XIX века" адресована учителям-словесникам и ученикам общеобразовательных школ.
Образ Петербурга в
русской классической
литературе
XIX века
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель – проследить, как меняется видение Петербурга в
русской литературе на примере произведений Пушкина
А.С , Гоголя Н.В. и Достоевского Ф.М.
Задачи:
1). используя тексты художественных произведений,
выявить характерные особенности Петербурга А. С.
Пушкина, Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского;
2). определить черты сходства и различия в
изображении Петербурга на примере произведений
«Медный всадник», «Пиковая дама» А.С. Пушкина и «Белые
ночи», «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского ;
3). установить, какие приемы используют разные
писатели в создании образа Петербурга.
Образ величественного
города
в поэме «Медный
всадник»
Лотки под мокрой
пеленой,
Обломки хижин, бревны,
кровли,
Товар запасливой
торговли,
Пожитки бледной
нищеты,
Грозой снесенные мосты,
Гробы с размытого
кладбища
Плывут по улицам!
Олег Панов «Мой
Питер»
А.С Пушкин «Медный
всадник»
Н.П.Анциферов, один из
самых тонких исследователей
культуры Петербурга, писал:
«Пушкин был последним
певцом светлой стороны
Петербурга... Его строгая
красота словно исчезает в
туманах». И дальше:
«...слышится похоронный звон
Петербургу, умышленному и
неудавшемуся городу».
Анциферов Николай Павлович.
Иллюстрации к поэме «Арап Петра
Великого»
Образ Петербурга в драме
«Пиковая дама»
Люблю… Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла.
И не пуская тьму ночную
На золотые небеса
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
А.С. Пушкин
В письме к матери от 30 апреля 1829 года Гоголь
писал о чуждом ему безнациональном характере
столицы: «Петербург вовсе не похож на прочие
европейские столицы или на Москву. Каждая столица
вообще характеризуется своим народом,
набрасывающим на нее печать национальности на
Петербурге же нет никакого характера: иностранцы,
которые поселились сюда, обжились и вовсе не похожи
на иностранцев, а русские в сою очередь
обыностранились и сделались ни тем ни другим»
Ф.М. Достоевский. Повесть «Белые ночи»
(сентиментальный роман)
Идея повести – одиночество, неприкаянность
человека
Иллюстрации к повести
Ф.М. Достоевского «Белые ночи»
А.С. Пушкин
Образ Петербурга есть итог
работы всего
предшествующего века и,
вместе с тем, пророчество о
судьбе. Поэт властно
предопределил все
возможности дальнейшего
развития.
Главный принцип изображения
города, реализованный в двух
частях «петербургской
повести», – контраст.
Пусть стынут от холода души и
коченеют тела его обитателей –
город живет своей сверхличной
жизнью, развивается на пути
достижения великих и
таинственных целей.
Пушкин был «последним
певцом светлой стороны
Петербурга... Его строгая
красота словно исчезает в
тумане».
Ф.М. Достоевский
Продолжение традиций
А. С. Пушкина.
Писатель тяготеет к очерко –
бытописательской стороне
изображения Петербурга
Изображение духовно –
мистической сущности
Петербурга, в котором человек
одинок и несчастен
Петербург – символ России, все
российские несообразности
представлены в
сконцентрированном виде
ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Для А.С Пушкина Петербург – светлый город,
Ф. М. Достоевский открывает тёмные
стороны , для Н. В. Гоголя столица – место
страданий и гибели «маленьких людей».
трагические черты.
2. Каждая эпоха в истории русского общества
знает свой образ Петербурга, каждая отдельная
его,
личность,
преломляет этот образ по-своему.
переживающая
творчески
3. Петербург - самый мистический и таинственный
город, город-призрак, город, живущий особой
ночной жизнью, город, находящийся на краю,
над бездной, противопоставленный России.
4. Лишь писатели XIX века придали образу города