Презентация на тему "Образ Петербурга в произведениях русской классической литературы XIX века"

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 22.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация по литературе содержит интересный материал, который можно использовать учителям русского языка и литературы, школьникам при подготовке к урокам. Иллюстративный материал дополнен таблицей, цитатами, краткими обобщениями и выводами. В этом ценность, новизна и актуальность представленного материала. Данная презентация может служить основой для научно-исследовательской работы учащихся 9 - 11 классов.Презентация по литературе на тему "Образ Петербурга в русской классической литературе XIX века" адресована учителям-словесникам и ученикам общеобразовательных школ.
Иконка файла материала Образ петербурга в произведениях Гоголя, Пушкина и Достоевс.pptx
Образ Петербурга в русской классической литературе XIX века
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ Цель – проследить, как меняется видение Петербурга в русской литературе на примере произведений Пушкина А.С , Гоголя Н.В. и Достоевского Ф.М. Задачи: 1). используя тексты художественных произведений, выявить характерные особенности Петербурга А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского; 2). определить черты сходства и различия в изображении Петербурга на примере произведений «Медный всадник», «Пиковая дама» А.С. Пушкина и «Белые ночи», «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского ; 3). установить, какие приемы используют разные писатели в создании образа Петербурга.
Образ величественного города в поэме «Медный всадник»
Лотки под мокрой пеленой, Обломки хижин, бревны, кровли, Товар запасливой торговли, Пожитки бледной нищеты, Грозой снесенные мосты, Гробы с размытого кладбища Плывут по улицам! Олег Панов «Мой Питер» А.С Пушкин «Медный всадник»
Н.П.Анциферов, один из самых тонких исследователей культуры Петербурга, писал: «Пушкин был последним певцом светлой стороны Петербурга... Его строгая красота словно исчезает в туманах». И дальше: «...слышится похоронный звон Петербургу, умышленному и неудавшемуся городу». Анциферов Николай Павлович.
Иллюстрации к поэме «Арап Петра Великого»
Образ Петербурга в драме «Пиковая дама» Люблю… Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный, Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады, И ясны спящие громады Пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла. И не пуская тьму ночную На золотые небеса Одна заря сменить другую Спешит, дав ночи полчаса. А.С. Пушкин
В письме к матери от 30 апреля 1829 года Гоголь писал о чуждом ему безнациональном характере столицы: «Петербург вовсе не похож на прочие европейские столицы или на Москву. Каждая столица вообще характеризуется своим народом, набрасывающим на нее печать национальности на Петербурге же нет никакого характера: иностранцы, которые поселились сюда, обжились и вовсе не похожи на иностранцев, а русские в сою очередь обыностранились и сделались ни тем ни другим»
Ф.М. Достоевский. Повесть «Белые ночи» (сентиментальный роман) Идея повести – одиночество, неприкаянность человека
Иллюстрации к повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи»
А.С. Пушкин Образ Петербурга есть итог работы всего предшествующего века и, вместе с тем, пророчество о судьбе. Поэт властно предопределил все возможности дальнейшего развития. Главный принцип изображения города, реализованный в двух частях «петербургской повести», – контраст. Пусть стынут от холода души и коченеют тела его обитателей – город живет своей сверхличной жизнью, развивается на пути достижения великих и таинственных целей. Пушкин был «последним певцом светлой стороны Петербурга... Его строгая красота словно исчезает в тумане». Ф.М. Достоевский Продолжение традиций А. С. Пушкина. Писатель тяготеет к очерко – бытописательской стороне изображения Петербурга Изображение духовно – мистической сущности Петербурга, в котором человек одинок и несчастен Петербург – символ России, все российские несообразности представлены в сконцентрированном виде
ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Для А.С Пушкина Петербург – светлый город, Ф. М. Достоевский открывает тёмные стороны , для Н. В. Гоголя столица – место страданий и гибели «маленьких людей». трагические черты. 2. Каждая эпоха в истории русского общества знает свой образ Петербурга, каждая отдельная его, личность, преломляет этот образ по-своему. переживающая творчески 3. Петербург - самый мистический и таинственный город, город-призрак, город, живущий особой ночной жизнью, город, находящийся на краю, над бездной, противопоставленный России. 4. Лишь писатели XIX века придали образу города