Данное пособие содержит все основные правила по русскому языку и составлено таким образом, чтобы было легче и интереснее усвоить школьную программу.
А Е Ё И О У Ы Э Ю Я
А О У Ы Э – эти гласные обозначают твёрдость согласных звуков.
И – обозначает мягкость согласных звуков.
Е Ё Ю Я – эти гласные обозначают мягкость согласных звуков, а в начале слова или после другой гласной – два звука.
Правила
по русскому языку
для начальных классов
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, email: lazareva@pdps.lv
РЕСУРСЫ
СОДЕРЖАНИЕ
Гласные буквы
Согласные звуки
Приставки и предлоги
Изменение глаголов
по временам
Изменение глаголов
по числам и лицам
Фонетический разбор
слова
Парные согласные
на конце слова
Безударные гласные
в корне слова
Запомни!
Жиши,чаща, чущу!
Прописная буква
Состав слова
Запомни!
чк, чн, нч, нщ, рщ
Правописание приставок
Части речи
Спряжение глаголов
Имя существительное
Падежи
имён существительных
Три склонения
имён существительных
Род
имён прилагательных
Число
имён прилагательных
Неопределённая форма
глагола
Личные окончания
глаголов
Местоимение
Имя числительное
Наречие
Союз
Виды предложений
Члены предложений
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, email: lazareva@pdps.lv
Данное пособие
содержит все основные
правила по русскому
языку и составлено
таким образом, чтобы
интереснее усвоить
школьную программу.
было легче и
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, email: lazareva@pdps.lv
Гласные буквы
А Е Ё И О У Ы Э Ю Я
А О У Ы Э – эти гласные обозначают
твёрдость согласных звуков.
И – обозначает мягкость согласных
Е Ё Ю Я – эти гласные обозначают
мягкость согласных звуков, а в начале
слова или после другой гласной – два
звуков.
звука.
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, email: lazareva@pdps.lv
Согласные звуки
звонкие Б В Г Д Ж З
Парные
глухие П Ф К Т Ш С
звонкие Л М Н Р
Непарные
глухие Х Ц Ч Щ
Всегда твердые Ж Ш Ц
Всегда мягкие Й Ч Щ
Буквы Ь, Ъ звуков не обозначают, а обозначают
мягкость или твердость согласной, после которой они
стоят.
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, email: lazareva@pdps.lv
ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР
СЛОВА
Ком – пью – тер -- 9 звуков, 9 букв, 3 слога
К – согласный, твердый, парный глухой
О – гласный, безударный
М – согласный, твердый, непарный звонкий
П – согласный, мягкий, парный глухой
Ь –
Ю – гласный, ударный
Т – согласный, твердый, парный глухой
Е – гласный, безударный
Р – согласный, твердый, непарный звонкий.
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, email: lazareva@pdps.lv
ПРАВОПИСАНИЕ ПАРНЫХ
СОГЛАСНЫХ НА КОНЦЕ
СЛОВА
В конце слов парные согласные надо
писать так же, как они пишутся в
однокоренных словах или в другом
падеже перед гласной.
ду– дубок
ро – рога
лу – луговой
гру - грузить
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, email: lazareva@pdps.lv
ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ
Безударные гласные в корне
проверяются ударением
БЕЗУДАРНЫЕ
сды – сад
стна – стены
зма – зимний
мря – море
пля – поле
кза - козы
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, email: lazareva@pdps.lv
ЗАПОМНИ!
ЖИ – ШИ пиши с буквой И
мыш уж лыж шна
ЧА – ЩА пиши с буквой А
дач туч свеч саранч
ЧУ – ЩУ пиши с буквой У
щка члок чдеса
чдовище
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, email: lazareva@pdps.lv
ПРОПИСНАЯ БУКВА
Помни: пишутся всегда
С большой буквы города,
Реки, страны и моря…
И фамилия твоя!
страна Латвия
город Рига
река Даугава
Балтийское море.
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, email: lazareva@pdps.lv
СОСТАВ СЛОВА
Корень – общая часть родственных
Приставка и суффикс - значимые
слов.
части
слов, образуют новые слова.
Окончание - изменяемая часть
слова, служит для связи слов в
предложении.
Корень, приставка и суффикс – это
основа.
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, email: lazareva@pdps.lv
ЗАПОМНИ!
В сочетаниях ЧК ЧН НЧ НЩ РЩ
мягкий знак не пишется.
ночка каменщик спорщик
Разделительный мягкий знак пишется
после согласных перед гласными Е Ё
И Ю Я
платье ручьи обезьяна
Разделительный твердый знак пишется
после приставки, оканчивающейся на
согласную перед гласными Е Ё Ю Я
подъезд подъем объяснение
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, email: lazareva@pdps.lv
ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК
Приставки без- воз- вз- из-
низ- раз- чрез- через-
пишутся перед гласными и
звонкими согласными.
взлет безводный раздавать
Приставки бес- вос- вс- ис-
нис- рас- чрез- через-
пишутся перед глухими
согласными.
воспитание вспомнить испугать
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, email: lazareva@pdps.lv
ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК
И ПРЕДЛОГОВ
Приставка – это часть слова и
пишется слитно!
Предлог – это часть речи и пишется
отдельно!
С глаголами предлоги
не употребляются!
Ребята направились на прогулку.
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, email: lazareva@pdps.lv
ЧАСТИ РЕЧИ
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
отвечает на вопросы кто? что?
Обозначает предмет.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
отвечает на вопросы какой? какая? какое?
Обозначает признак предмета.
какие?
ГЛАГОЛ
отвечает на вопрос что делать? что сделать?
Обозначает действие предмета.
МЕСТОИМЕНИЕ
указывает на предметы, но не называет их.
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, email: lazareva@pdps.lv
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
РОД ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
мужской род – он мой – лев
женский род – она моя – кошка
средний род – оно моё – животное
ЧИСЛО ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
единственное число – берёза, арбуз
множественное число – берёзы, арбузы
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, email: lazareva@pdps.lv
ПАДЕЖИ ИМЁН
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Предлоги
Падежны
е
вопросы
кто?
что?
кого?
чего?
кому?
чему?
кого?
что?
кем?
чем?
о ком?
о чем?
без, возле, до, из,
около, от, подле,
с, у
к, по
под, за, про,
через, в, на
за, между, над,
под, с
в, о, об, на, при
Названи
е
падежа
И. п.
Р. п.
Д. п.
В. п.
Т. п.
П. п.
Вспомогательн
ые слова
есть
нет
дать
подойти к
вижу
доволен
говорить
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, email: lazareva@pdps.lv
ТРИ СКЛОНЕНИЯ ИМЁН
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
ПЕРВОЕ
СКЛОНЕНИ
Е
ВТОРОЕ
СКЛОНЕНИ
Е
ТРЕТЬЕ
СКЛОНЕНИ
Е
МУЖСКОЙ
РОД
ЖЕНСКИЙ
РОД
МУЖСКОЙ
РОД
СРЕДНИЙ
РОД
ЖЕНСКИЙ
РОД
- А, - Я
-
- О, - Е
- Ь
ЮНОША
ДЯДЯ
ПТИЦА
ЗЕМЛЯ
ОТЕЦ
ДЕНЬ
ЗЕРНО
СЧАСТЬЕ
ДОЧЬ
РОЖЬ
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, email: lazareva@pdps.lv
РОД ИМЁН
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
имён существительных, с которыми они
Род имён прилагательных определяется по роду
Мужской
род
Женский
род
Средний
род
употребляются.
Узкий
переулок
Новый урок
Крупная рыба
Древняя
история
Правое плечо
Красное
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, email: lazareva@pdps.lv
ЧИСЛО ИМЁН
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Число имён прилагательных определяется по числу
имени существительного, с которым оно употреблено
Единственное
Множественное
спелые плоды
высокие потолки
газовые плиты
синие блузки
короткие
расстояния
летние платья
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, email: lazareva@pdps.lv
Число
Род
Мужской
род
Женский
род
Средний
род
спелый плод
высокий потолок
газовая плита
синяя блузка
короткое
расстояние
летнее платье
НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА
ГЛАГОЛА
Глаголы бывают совершенного и
несовершенного вида.
Совершенный вид – действие уже
сделано, закончено, то есть совершенно.
Что сделал? - написал, выучил.
Несовершенный вид – действие еще
незакончено.
Что делает? – пишет, учит.
ЗАПОМНИ. Частица не с глаголами
пишется всегда отдельно: Не выучил.
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, email: lazareva@pdps.lv
ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО
ВРЕМЕНАМ
Настоящее
время
Что делает?
Прошедшее
время
Что делал?
Что сделал?
Будущее
время
Что будет
делать?
Что сделал?
смотрит
пилит
рисует
смотрел
пилил
рисовал
будет смотреть
нарисует
посмотрит
будет рисовать
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, email: lazareva@pdps.lv
ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО
ЧИСЛАМ И ЛИЦАМ
Лицо
Число
Единственное
1 – е
лицо
2 – е
лицо
3 – е
лицо
Я
Работаю
отдыха
Ты
ь
Работаеш
отдыха
Он, она,оно
работает
отдыха
Множественно
е
Мы
Работаем
отдыха
Вы
Работаете
отдыха
Они
Работают
отдыха
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, email: lazareva@pdps.lv
СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
I спряжение
Все глаголы на
–еть, -ать, оть,
-уть, -ть (кроме 11
зиждиться, стелить
исключений), а также
глаголов
глаголы на
–ить:брить,
II спряжение
Глаголы на –ить (в
неопределенной
форме), а также 11
глаголов: гнать,
дышать, держать,
зависеть.
Видеть, слышать и
обидеть.
А ещё терпеть,
вертеть,
Ненавидеть и
смотреть.
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, email: lazareva@pdps.lv
ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ
ГЛАГОЛОВ
I спряжение
ед. ч. мн. ч
- У (- Ю) - ЕМ
- ЕШЬ - ЕТЕ
- ЕТ - УТ (-
ЮТ)
II спряжение
ед. ч. мн. ч.
- У (Ю) - ИМ
- ИШЬ - ИТЕ
- ИТ - АТ (-
ЯТ)
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, email: lazareva@pdps.lv
Местоимения указывают на предметы, признаки и
МЕСТОИМЕНИЕ
качества, но не называют их.
Личные местоимения
я, мы, ты, вы, он, она, оно, они
Указательные местоимения
этот, это, эта, эти
Вопросительные местоимения
кто, что, какой, который, чей, сколько
Отрицательные местоимения
никто, ничто, никакой, ничей
Неопределенные местоимения
кто-то, что-то, кто-нибудь, что-нибудь,
кое-что, кое-кто
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, email: lazareva@pdps.lv
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
Имена числительные обозначают количество или
порядок предметов при счете.
Числительные
Количественные (пять книг) Порядковые (пятый этаж)
Числительные
Простые Сложные Составные Дробные
(семь) (тридцать) (тридцать два) (три пятых)
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, email: lazareva@pdps.lv
НАРЕЧИЕ
обозначающая признак действия или качество.
Наречие – неизменяемая часть речи,
Наречия, образованные от кратких
до-, из-, с-
прилагательных с приставками:
в-, за-, на-
имеют на конце
имеют на конце
букву о
вправо
налево
букву а
издавна
дотла
На конце наречий после шипящих пишется Ь:
настежь, прочь. (кроме: замуж, невтерпеж, уж).
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, email: lazareva@pdps.lv
СОЮЗ
Союзы – это служебные части
речи,которые связывают однородные
члены в составе простого предложения
и простые предложения в составе
Взошло солнце и осветило все
сложного предложения.
Мальчик побежал за собакой, но не
вокруг.
догнал ее.
Видит око, да зуб неймет.
В лесу растут грибы и ягоды.
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, email: lazareva@pdps.lv
ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
По интонации
Восклицательное Невосклицательн
ое
Мне подарили
Мне подарили
щенка!
щенка.
По цели высказывания
Повествовательн
Вопросительн
ое
Почему вы не
гуляете?
Побудительн
ое
Идите скорее.
ое
На дворе
прекрасная
погода.
По наличию второстепенных членов
Нераспространён
Распространённо
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, email: lazareva@pdps.lv
ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Главные
Подлежащее
Сказуемое
Кто? Что? (существительное,
Что делает? (глагол)
местоимение)
мальчик
Второстепенные
рисует
Определение Дополнение Обстоятельств
прилагательно
е
сущест-ое
Я читаю
интересную книгу.
Я встретил
друга.
о
наречие, сущ-ое
Мы пошли быстро.
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, email: lazareva@pdps.lv
ОПИСАНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
РЕСУРСОВ
При составлении данного пособия автор-составитель
опиралась на теоретический материал:
Учебники “Ступеньки в мир
языка” для 1 – 4 классов
составленных
И. Фроловой
Rīga, “Mācību gramata”,SIA, 2005
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, email: lazareva@pdps.lv