Презентация на тему "Школьная система специального образования"
Оценка 4.9
Аудио +2
pptx
дефектология +1
Взрослым
18.02.2018
В данной презентации представлен материал о системе специального образования в России: как дети, имеющие особые образовательные потребности, получают образование в соответствии со специальным образовательными стандартами в различных образовательные учреждениях или на дому. В течение ХХ в. складывалась система специальных (коррекционных) образовательных учреждений, которые являются преимущественно школами-интернатами и в которых в СССР и в России обучалось и обучается подавляющее большинство детей школьного возраста с особыми образовательными потребностями.
Представлены все восемь основных видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития. Подробно освещены все организационные моменты оформления документов, условия обучения. Также представлены новые модели специальных образовательных учреждений, построенные на основе типовых.В презентации представлены восемь типов специальных учреждений для обучения и воспитания детей с нарушениями развития: зрения, слуха, опорно - двигательного аппарата, с задержкой психического развития . Каждое такое образовательное учреждение несет ответственность за жизнь воспитанника и обеспечение его конституционного права на получение бесплатного образования в пределах специального образовательного стандарта. Всем детям обеспечиваются условия для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество. Выпускники специальных коррекционных школ получают цензовое образование, соответствующее уровню образовательной массовой школы, за исключением школы VIII вида.
Система спецобразования.pptx
Презентация на тему "Школьная система специального образования"
Школьная система специального образования
Презентация на тему "Школьная система специального образования"
Дети школьного возраста, имеющие особые
образовательные потребности, получают образование в
соответствии со специальным образовательными
стандартами в различных образовательные учреждениях
или на дому. В течение ХХ в. складывалась система
специальных (коррекционных) образовательных
учреждений, которые являются преимущественно
школами-интернатами и в которых в СССР и в России
обучалось и обучается подавляющее большинство детей
школьного возраста с особыми образовательными
потребностями
Презентация на тему "Школьная система специального образования"
В настоящее время существует восемь основных видов
специальных школ для детей с различными нарушениями
развития. Чтобы исключить вынесение диагнозных
характеристик в реквизит этих школ (как это было раньше:
школа для умственно отсталых школа для глухих и т. п.), в
нормативно-правовых и официальны документах эти
школы называются по их видовому порядковом номеру:
специальное (коррекционное) образовательное
учреждение I вида (школа-интернат для глухих детей);
специальное (коррекционное) образовательное
учреждение II вида (школа-интернат для слабослышащих
и позднооглохших детей); специальное (коррекционное)
образовательное учреждение III вида (школа-интернат для
незрячих детей); специальное (коррекционное)
образовательное учреждение IV вида (школа-интернат для
слабовидящих детей); специальное (коррекционное)
образовательное учреждение V вида (школа-интернат для
детей с тяжелыми нарушениями речи); специальное
(коррекционное) образовательное учреждение VI вида
(школа-интернат для детей с нарушениями опорно-
двигательного аппарата); специальное (коррекционное)
образовательное учреждение VII вида (школа или школа-
интернат для детей с трудностями в обучении — задержкой
психического развития); специальное (коррекционное)
образовательное учреждение VIII вида (школа или школа-
Презентация на тему "Школьная система специального образования"
Образовательное учреждение самостоятельно, на основе
специального образовательного стандарта, разрабатывает и
реализует учебный план и образовательные программы,
исходя из особенностей психофизического развития и
индивидуальных возможностей детей. Специальное
(коррекционное) образовательное учреждение может быть
учреждено федеральными органами исполнительной власти, а
может быть негосударственным. В последние годы создаются
специальные образовательные учреждения и для других
категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и
жизнедеятельности: с аутистическими чертами личности, с
синдромом Дауна. Имеются также санаторные (лесные) школы
для хронических болеющих и ослабленных детей.
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения
финансируются соответствующим учредителем. Каждое такое
образовательное учреждение несет ответственность за жизнь
воспитанника и обеспечение его конституционного права на
получение бесплатного образования в пределах специального
образовательного стандарта. Всем детям обеспечиваются
условия для обучения, воспитания, лечения, социальной
адаптации и интеграции в общество. Выпускники специальных
коррекционных школ получают цензовое образование,
соответствующее уровню образовательной массовой школы, за
искдючением школы VIII вида.
Презентация на тему "Школьная система специального образования"
Помимо образования специальная школа обеспечивает детям
с ограниченными возможностями здоровья и
жизнедеятельности медицинское и психологическое
сопровождение, для чего в штате специальной школы
имеются соответствующие специалисты. Они работают в
тесном взаимодействии с педагогическим персоналом,
осуществляя диагностическую
деятельность,психокорреционные и психотерапевтические
мероприятия, поддерживая в специальной школе
охранительный режим, участвуя в профконсультировании.
При необходимости дети получают медикаментозное и
физиотерапевтическое лечение, массаж, закаливающие
процедуры, посещают занятия лечебной физкультурой.
Процесс социального адаптирования, социальной интеграции
помогает осуществлять социальный педагог. Его роль
особенно возрастает на этапе выбора профессии, окончания
выпускниками школы и перехода в послешкольный период.
Каждая специальная школа уделяет значительное внимание
трудовой, предпрофессиональной подготовке своих
воспитанников. Сугубо индивидуально выбирается профиль
труда, включающий в себя подготовку к индивидуальной
трудовой деятельности.
Презентация на тему "Школьная система специального образования"
Специальная школа I вида, где обучаются глухие дети, ведет
образовательный процесс в соответствии с уровнем
общеобразовательных программ трех ступеней общего
образования. Для детей, не получивших полной дошкольной
подготовки, организуется подготовительный класс. В первый
класс принимаются дети с 7 лет. Вся учебная деятельность
пронизана работой по формированию и развитию словесной
устной и письменной речи, общения, умения воспринимать и
понимать речь окружающих на слухозрительной основе. Дети
учатся использовать остатки слуха для восприятия речи на
слух и слухозрительно с использованием звукоусиливающей
аппаратуры. В составе специальной школы 1 вида
организуются классы для глухих детей со сложной
структурой дефекта (умственной отсталостью, трудностями в
обучении, слабовидящих и др.). Количество детей в классе
(группе) не более 6 человек, в классах для детей со сложной
структурой дефекта до 5 человек.
Презентация на тему "Школьная система специального образования"
Специальная школа II вида, где обучаются слабослышащие
(имеющие частичную потерю слуха и различную степень
недоразвития речи) и позднооглохшие дети (оглохшие в
дошкольном или школьном возрасте, но сохранившие
самостоятельную речь), имеет два отделения: первое
отделение — для детей с легким недоразвитием речи,
связанным с нарушением слуха; второе отделение — для
детей с глубоким недоразвитием речи, причиной которого
является нарушение слуха. Если в процессе обучения
возникает необходимость перевода ребенка из одного
отделения в другое, то с согласия родителей и по
рекомендации ПМПК происходит такой переход.
Наполняемость класса (группы) в первом отделении до 10
человек, во втором отделении до 8 человек. В специальной
школе II вида образовательный процесс осуществляется в
соответствии с уровнями общеобразовательных программ
трех ступеней общего образования. Развитие слухового и
слухозрительного восприятия, формирование и коррекция
произносительной стороны речи проводятся на специально
организованных индивидуальных и групповых занятиях с
использованием звукоусиливающей аппаратуры
коллективного пользования и индивидуальных слуховых
аппаратов. Развитие слухового восприятия и автоматизация
навыков произношения продолжаются на занятиях
фонетической ритмикой и в различных видах деятельности,
Презентация на тему "Школьная система специального образования"
Специальные школы III и IV видов предназначены для
образования незрячих (III вид), слабовидящих и
поздноослепших (IV вид) детей. Вследствие
незначительного числа таких школ при необходимости
может быть организовано совместное (в одном учреждении)
обучение незрячих и слабовидящих детей, а также детей с
косоглазием и амблиопией. Наполняемость класса (группы)
может быть до 8 человек. Общий срок обучения в школе III
вида 12 лет, за который ученики получают среднее (полное)
общее образование. В первый класс школы IV вида
принимаются дети 6—7 лет. В классе (группе) может быть до
12 человек. За 12 лет обучения в школе дети получают
среднее (полное) общее образование.
Презентация на тему "Школьная система специального образования"
Специальная школа V вида предназначена для образования
детей с тяжелыми нарушениями речи и может иметь в своем
составе одно или два отделения. В первом отделении
обучаются дети, имеющие общее недоразвитие речи
тяжелой степени (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия), а
также дети, имеющие общее недоразвитие речи,
сопровождающееся заиканием. Во втором отделении учатся
дети с тяжелой формой заикания при нормально развитой
речи. Внутри первого и второго отделений с учетом уровня
речевого развития детей могут создаваться классы (группы),
включающие воспитанников с однородными нарушениями
речи. Если речевое нарушение устранено, ребенок может на
основании заключения ПМПК и с согласия родителей
перейти в обычную школу. В первый класс принимаются
дети 7—9 лет, в подготовительный — 6—7 лет. За 10—11 лет
обучения в школе V вида ребенок может получить основное
общее образование. Специальная логопедическая и
педагогическая помощь оказывается ребенку в процессе
обучения и воспитания, на всех уроках и во внеклассное
время. В школе предусмотрен специальный речевой режим.
Презентация на тему "Школьная система специального образования"
Специальная школа VI вида предназначена для образования
детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
(двигательные нарушения, имеющие разные причины и
разную степень выраженности, детский церебральный
паралич, врожденные и приобретенные деформации опорно-
двигательного аппарата, вялые параличи верхних и нижних
конечностей, парезы и парапарезы нижних и верхних
конечностей). Школа VI вида осуществляет образовательный
процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных
программ трех ступеней общего образования. Количество
детей в классе (группе) не более 10 человек. В школе VI вида
установлен специальный двигательный режим. Образование
осуществляется в единстве с
комплексной коррекционной работой, охватывающей
двигательную сферу ребенка, его речь и познавательную
деятельность в целом.
Презентация на тему "Школьная система специального образования"
Специальная школа VII вида предназначена для детей,
испытывающих стойкие затруднения в обучении, имеющих
задержку психического развития (ЗПР). Образовательный
процесс в этой школе осуществляется в соответствии с
уровнями общеобразовательных программ двух ступеней
общего образования. Количество детей в классе (группе) не
более 12 человек. У обучающихся в школе VII вида
сохраняется возможность перехода в обычную школу по мере
коррекции отклонений, в развитии, устранения пробелов в
знаниях после получения начального общего образования. При
необходимости уточнения диагноза ребенок может обучаться
в школе VII вида в течение года. Специальную
педагогическую помощь дети получают на индивидуальных и
групповых коррекционных занятиях, а также на
логопедических занятиях.
Презентация на тему "Школьная система специального образования"
Специальная школа VIII вида обеспечивает специальное
образование для детей с интеллектуальным недоразвитием.
Обучение в этой школе не является цензовым, имея
качественно иное содержание. Основное внимание уделяется
социальной адаптации и профессионально-трудовой
подготовке при освоении учениками доступного им объема
содержания образования по общеобразовательным
предметам. Обучение в школе VIII вида завершается
экзаменом по трудовому обучению. Школьники могут быть
освобождены от экзамена (аттестации) по состоянию
здоровья. Порядок освобождения определяется
Министерством образования и Министерством
здравоохранения Российской Федерации. В школу VIII вида
ребенок может быть принят в первый или подготовительный
класс в возрасте 7—8 лет. Подготовительный класс позволяет
не только лучше подготовить ребенка к школе, но и дает
возможность уточнения диагноза в ходе образовательного
процесса и психолого-педагогического изучения
возможностей ребенка. Количество учеников в
подготовительном классе не превышает 6—8 человек, а в
остальных классах — не более 12. Сроки обучения в школе
VIII вида могут быть 8 лет, 9 лет, 9 лет с классом
профессиональной подготовки, 10 лет с классом
профессиональной подготовки.
Презентация на тему "Школьная система специального образования"
Если школа имеет необходимую материальную базу, то в
ней могут быть открыты классы с углубленной трудовой
подготовкой. В такие классы переходят учащиеся,
окончившие восьмой (девятый) класс. Окончившие класс с
углубленной трудовой подготовкой и успешно сдавшие
квалификационный экзамен получают документ о
присвоении соответствующего квалификационного разряда.
В школах VIII вида могут создаваться и функционировать
классы для детей с глубокой умственной отсталостью. Число
детей в таком классе не должно превышать 5—6 человек.
Дети могут быть направлены в подготовительный
(диагностический) класс. В течение учебного года
предварительный диагноз уточняется, и в зависимости от
этого на следующий год ребенок может быть либо
направлен в класс для детей с тяжелыми формами
нарушения интеллекта, либо в обычный класс школы VIII
вида. Комплектование классов для детей с тяжелой формой
интеллектуального недоразвития проводится по трем
уровням: 1-й уровень — в возрасте с 6 до 9 лет; 2-й уровень—
с 9 до 12 лет; 3-й уровень—с 13 до 18 лет. В такие классы
могут быть направлены дети в возрасте до 12 лет,
пребывание их в системе школьного обучения до 18 лет.
Отчисление из школы происходит в соответствии с
рекомендациями ПМПК и по согласованию с родителями.
Презентация на тему "Школьная система специального образования"
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей и имеющих особые образовательные
потребности, создаются специальные детские дома и
школы-интернаты в соответствии с профилем нарушений в
развитии. Преимущественно это детские дома и школы-
интернаты для детей и подростков с интеллектуальным
недоразвитием и трудностями в обучении. В случае, если
ребенок не в состоянии посещать специальное
(коррекционное) образовательное учреждение,
организуется его обучение в домашних условиях.
В последнее время стали создаваться школы надомного
обучения, персонал которых, состоящий из
квалифицированных специалистов-дефектологов,
психологов, работает с детьми, как в домашних условиях,
так и в условиях частичного пребывания таких детей в
школе надомного обучения. В условиях групповой работы,
взаимодействия и общения с другими детьми ребенок
осваивает социальные навыки, приучается к обучению в
условиях группы, коллектива. Право на обучение в
домашних условиях получают дети, заболевания или
отклонения в развитии у которых соответствуют указанным в
установленном Министерством здравоохранения РФ
специальном перечне. Основанием для организации
надомного обучения является медицинское заключение
лечебно-профилактического учреждения. К оказанию
Презентация на тему "Школьная система специального образования"
Для обучения, воспитания и социальной адаптации детей и
подростков со сложными, с тяжелыми нарушениями в
развитии, а также для оказания им комплексной помощи
создаются реабилитационные центры различных профилей.
Это могут быть центры: психолого-медико-педагогической
реабилитации и коррекции; социально-трудовой адаптации и
профориентации; психолого-педагогической и социальной
помощи; социальной помощи семье и детям, оставшимся без
попечения родителей и др. Задачей таких центров является
оказание коррекционно-педагогической, психологической и
профориентационной помощи, а также формирование
навыков самообслуживания и общения, социального
взаимодействия, трудовых навыков у детей с тяжелыми и
множественными нарушениями. Нередко центры оказывают
консультативно-диагностическую и методическую помощь
родителям детей с особыми образовательными
потребностями, в том числе информационную и правовую
поддержку. Реабилитационные центры оказывают также
социальную и психологическую помощь бывшим
воспитанникам образовательных учреждений для детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Реабилитационные центры помогают образовательным
учреждениям массового назначения, если там обучаются и
воспитываются дети с особыми образовательными
Презентация на тему "Школьная система специального образования"
Для оказания логопедической помощи детям дошкольного и
школьного возраста, имеющим отклонения в развитии речи и
обучающимся в образовательных учреждениях общего
назначения, работает логопедическая служба. Это может быть
введение в штат должности учителя-логопеда, создание
логопедического кабинета или логопедического центра. Наиболее
широко распространенной формой стал логопедический пункт при
общеобразовательном учреждении. Основными задачами его
деятельности являются: коррекция нарушений устной и
письменной речи; своевременное предупреждение
неуспеваемости, обусловленной речевыми нарушениями;
распространение основных логопедических знаний среди
педагогов и родителей. Занятия на логопедическом пункте
проводятся как в свободное от уроков время, так и во время
уроков (по согласованию с администрацией школы).
Презентация на тему "Школьная система специального образования"
В современных условиях развиваются новые модели
специальных образовательных учреждений, построенные на
основе типовых. Так, востребованной является такая модель
специального образовательного учреждения, которая наряду
с функцией образования (дошкольного и школьного)
выполняет функции психолого-педагогического
консультационного центра, а также центра социальны услуг
для малоимущих слоев населения, центра образовательных
услуг в получении начального профессионального
образования.
Презентация на тему "Школьная система специального образования"
Существует модель современного образовательного
учреждения для детей и подростков с тяжелыми и
множественными нарушениями в развитии.
Десятилетний опыт работы такого образовательного
учреждения показал возможность и необходимость
включения в образовательное пространство детей и
подростков с тяжелыми и множественными
нарушениями развития. Существуют и другие варианты
специальных образовательных учреждений,
создаваемых сегодня энтузиастами специальной
педагогики сообразно возможностям местных
социокультурных условий, национальных и
региональных особенностей.
Презентация на тему "Школьная система специального образования"
Высказывания мыслителей и педагогов о роли
учителя
«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть
учителем...»
(Конфуций)
«Вечным законом да будет: учить и учиться всему
через примеры, наставления и применение на
деле...»
(Н. А. Коменский)
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить
то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь...»
(В. Ключевский)
«Где хороший учитель, там и хорошо воспитанные
ученики...»
(Д. Лихачёв)
«Тот, кто мало знает, малому может и
учить...»
(Н. А. Коменский)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.