Презентация для факультатива в 5 классе - «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на тему: «Величие многонациональной российской культуры» по программе: Н.Ф.Виноградовой, В.И. Власенко А.В. Полякова
Цель: определить основные источники
духовно-нравственной культуры
Знакомство с содержанием курса, который предстоит изучать в 5 классеЦель: определить основные источники
духовно-нравственной культуры
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение "Средняя общеобразовательная
казачья школа" Забайкальский край, Нерчинский район, с.
Знаменка
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
для факультатива в 5 классе
«Основы духовнонравственной
культуры народов России» на тему:
«Величие многонациональной
российской культуры»
по программе: Н.Ф.Виноградовой, В.И. Власенко,
А.В. Полякова
Составила: учитель музыки и искусства:
Трушина Светлана Юрьевна
Цель: определить основные
источники
духовно-нравственной
культуры.
Знакомство с содержанием курса,
который предстоит изучать в 5 классе
Вопросы:
- Чем отличается учебник от других
учебников?
учебник?
- Из скольких разделов состоит
- Какие условные обозначения
используются в учебнике?
Беседа для формулировки темы
урока
Как называется страна в которой мы
живём?
Кто является главой нашего
государства?
Назовите столицу России.
Какие города вам известны? Какие
реки? Моря? Озёра?
Имя нашей страны.
Что означает слово Федерация?
На карте можно прочитать название
республик, областей, краёв, округов. Так по
– разному называются части страны.
Их союз и есть Российская Федерация.
Посмотрите на политическую карту
России.
Она похожа на большой разноцветный
цветок с множеством лепестков разной
формы и величины
А по – настоящему эти лепестки
называются краями, областями, округами,
республиками.
В России живут самые разные народы. Их больше
150. Самый многочисленный народ - русские. За
ними идут татары, украинцы, башкиры, чуваши,
чеченцы, армяне, мордва, белорусы…
-У каждого народа свой язык и самобытная культура.
Большое место в культуре народов России занимает
религия. В мире существует много религий. В нашей
стране особенно распространены христианство,
ислам, иудаизм, буддизм. Государственным языком в
России является русский язык. На нём составляют
государственные документы, ведут переговоры на
международных встречах, учатся в школах и других
учебных заведениях.
Так общий язык объединяет нас в общем Отечестве.
Союз народов скрепляет и общая история и
культура. Ведь многие народы живут в России
издавна, делят друг с другом горе и радости
Попробуйте сформулировать тему
урока
«Величие многонациональной
российской культуры»
Запись темы в тетрадь.
Работа по учебнику.
Дети читают статью в учебнике (стр. 7)
Обмениваются мнениями, вносят
дополнения и поправки.
Беседа по иллюстративному материалу
«Что мы можем сказать о профессии этих
людей? Чем они прославили Россию?».
-Попробуйте составить небольшие
словесные портреты.
Приведите примеры взаимопомощи между
людьми, между народами.
Мир российской культуры велик и
разнообразен. На уроках истории,
литературы, изобразительного искусства,
музыки вы будете говорить о различных
областях культуры. В рамках данного курса
речь пойдёт о духовно-нравственной
культуре - о нравственных ценностях,
идеалах, религиозных верованиях, то есть о
том, что составляет внутренний мир
человека.
-«Кто самый известный иконописец в
России?»
-И действительно, именно Андрей Рублёв
внёс в культуру родной страны неоценимый
вклад. Иконописное искусство этого
мастера столь глубоко и эмоционально, что
до сих пор вызывает восхищение.
О жизни Андрея Рублёва известно
немного. Он жил в XIV-XVвв., был
монахом, изучал иконописное искусство
в школе Феофана Грека. Искусствоведы
отмечают, что цвета для своих работ
Рублёв брал из окружающей природы,
красоту которой он глубоко чувствовал.
сумерки хвойного леса…
В голубом цвете икон можно
увидеть глубину неба Руси, белый цвет
напоминает белоствольные берёзы,
золотистая охра – осеннюю листву, а в
тёмно-зелёном цвете угадываются
Работа с учебником стр.11
Назовите самую знаменитую икону А.Рублева.
Икона Андрея Рублёва «Троица» раскрывает
сюжет библейского рассказа.
.«К старцу Аврааму пришли три прекрасных
юноши-ангелы, и он угощал их в саду под сенью
дуба. Старец догадывался, что в юношах явились
три лица Бога: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой
Дух – Троица единосущная и нераздельная.
Андрей Рублёв, отбросил из сюжета картины,
всё второстепенное сосредоточил на образах
Троицы. В центре – стол-трапеза с жертвенной
чашей. Ангел, который расположен в центре,
символизирует сына Божиего Иисуса Христа. Его
рука простирается над чашей в знак того, что он
Сюжет «Троицы» спокоен, не имеет действия
и движений, требует сосредоточенности,
внимания и долгого созерцания.
Просмотр видеоролика «А.Рублев»
готов принести себя в жертву за всё
человечество.
Кем был Андрей Рублёв?
Откуда художник брал цвета для своих
работ?
О чём рассказывает библейский сюжет?
Как передал художник сюжет
библейского рассказа в иконе
«Троица»?
Кого символизирует Ангел
изображённый в центре?
В сюжете «Троицы» присутствует
движение или действие?
Для чего предназначена икона?
РЕФЛЕКСИЯ
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Домашнее задание
Подготовить небольшой рассказ-
«Словесный портрет выдающегося деятеля
культуры России»
Источники:
Основы духовно-нравственной культуры
народов России. 5 класс. учебник для
учащихся общеобразовательных учреждений
/ Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В.
Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Основы духовно-нравственной культуры
народов России. 5 класс. методические
рекомендации
/ Н.Ф. Виноградова. — М. : Вентана-Граф,
2016.