Презентация посвящена Году театра содержит материал из истории становления русского театрального искусства. Краткие сведения о скоморохах, театре Алексея Михайловича, интересные факты развития крепостных театров, театре времён Петра Первого и Анны Иоанновны. Кроме того в презентации имеется краеведческий материал о становлении театрального искусства в Саратове.
НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ
НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ
РУССКОГО ТЕАТРА…
РУССКОГО ТЕАТРА…
Русский театр ведет
свое начало с
древности. Его
истоки — это
обряды, праздники,
связанные с
языческой
культурой славян.
Они
сопровождались
магическими
действиями,
песнями, плясками,
заклинаниями.
Многие связывают
становление театра
Первый царский театр
в России
принадлежал Алексею
Михайловичу и
просуществовал с 1672
года до 1676 года.
Сначала представление
предполагалось в личном
доме одного из царских
вельмож, однако дело
потребовало серьёзного
подхода, и вскоре в
подмосковной
резиденции царя, в
селе Преображенском бы
ло построено настоящее
театральное помещение.
Артамон Сергеевич Матвеев
русский государственный деятель, «великого государя
ближний боярин», cтоял у истоков придворного театра.
17 октября 1672 года прошло открытие долгожданного театра и
первое представление. На этом важном событии присутствовали
сам царь и все его ближние бояре. Царь сидел в кресле, царица с
детьми смотрела из особого помещения, присутствовавшие
вельможи стояли прямо на сцене. Представление длилось десять
часов, но царь досмотрел всё до конца и остался очень доволен.
Сюжеты для
первых
спектаклей
брались из
Священной
истории.
Первое
представлени
е было по
мотивам
библейской
легенды о
Юдифи.
Тогда же среди близко
стоявшего ко двору
боярства получил
распространение и
крепостной театр.
Уже при Алексее
Михайловиче боярин М
атвеев устроил в своем
доме театр вроде
царского. Его примеру
последовали и другие
бояре, устраивая у себя
театральные зрелища,
на которых актёрами
являлись барские люди
и барские барыни. Этот
обычай богатых
вельмож заводить у
себя постоянные
домашние театры
сохранялся очень
долго.
К выдающимся русским крепостным актрисам надо
отнести блиставшую в театре графов
Шереметевых Прасковью Жемчугову-Ковалеву,
бывшую крепостную актрису, ставшую женой графа
Шереметева.
Театральное дело при царском дворе,
заглохшее с кончиной Алексея Михайловича,
было возобновлено Петром I.
Театр был переведён
Прежде всего, он
обратил театр из
придворного в
народный, для
всех «охотных
смотрельщиков».
из царских хором
на Красную
площадь , где
воздвигнута была
особая
«комедийная
храмина».
Пётр I был серьёзным покровителем театра. При этом
российский император требовал, чтобы спектакли шли на
русском языке и были «не слишком серьёзны, не слишком
веселы, не имели никаких любовных интриг и были бы не
слишком грустны».
После смерти Петра театральное искусство
перестало поддерживаться правителями и
только после прихода к власти Анны
Иоанновны возобновилось. Пьесы были
преимущественно комического содержания. В
дворцовых спектаклях принимала участие вся
петербургская знать.
В середине XVIII века при Елизавете Петровне резко возрос
родоначальником Императорских театров России, подписав 30
августа 1756 года указ об учреждении Русского театра.
интерес к искусствам.
Именно императрица Елизавета Петровна стала
В 1776 г. по указу императрицы Екатерины II началось
строительство театрального помещения в Москве.
Впоследствии театральные здания активно строятся в Москве
и Санкт - Петербурге
Большой театр (Каменный театр) — петербургский театр,
существовавший в 1784—1886 годах. Первое постоянное
в Санкт-Петербурге, крупнейшее в России и одно из
крупнейших театральных зданий в Европе XVIII— первой
половины XIX века.
императорских театрах впервые произошло разделение на
драматическую и музыкальную труппы, музыкальная в
В начале XIX века, в 1803 году при Александре I в
свою очередь разделилась на оперную и балетную.
Театральное дело развивалось также и в
провинции.
В 1803 году в Саратове на Дворянской улице открылся
первый публичный театр помещика Г. В. Гладкова. В нем
играли крепостные актеры. Репертуар театра Гладкова
был обширным. Но в 1807 году Гладков перевез свою
театральную труппу в Пензу. Однако на смену
гладковскому театру в Саратове в 1810 году появился
театр губернатора А. Д. Панчулидзева. Специальное
театральное здание отстроили на центральной площади
города, переименованной по такому поводу из Хлебной
в Театральную.
В 1865 г там же, на Театральной площади, и был построен
взамен обветшалого Новый городской театр, который
был признан "самым красивым из всех провинциальных
театров". Построенный "по образцу Мариинского, он
восхищал очевидцев своей простотой и изяществом".
https://ru.wikipedia.org/wiki/История_театра_в_России
http://www.muzcentrum.ru
https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/RUSS
KI_TEATR_TEATR_ROSSII.html
Автор: Johann Georg Meyr - Пушкинский Петербург. А.М. Гордин,
1991, Санкт-Петербург, Общественное достояние, https://ru.
wikipedia.org/w/index.php?curid=936067
Автор: A.Savin (Wikimedia Commons · WikiPhotoSpace) - собственная
работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?
curid=21506424