Учебная методическая презентация продолжает изучение языковых изобразительных средств русского языка на уроках по развитию речи при анализе прозаических и поэтических текстов. Данная работа предлагает теоретический материал, подкреплённый большим количеством примеров, по освоению олицетворения, его разновидностей - персонификации, антропоморфизма и и прозопопеи.Первый слайд.
Презентация
Олицетворение
(или персонификация)
как вид образности
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
Когда б вы знали,
из какого сора
Растут стихи,
не ведая стыда…
Анна Андреевна
Ахматова
Олицетворение –
это изображение неодушевленны
х предметов как одушевленных,
при котором они наделяются
свойствами живых существ:
даром речи, способностью
мыслить и чувствовать:
О чем ты воешь, ветер ночной,
О чем так сетуешь безумно?
Ф.И.Тютчев
Примеры:
Крест это олицетворение
христианства
Голуби это олицетворение
мира и любви
Сердечко это олицетворение
любви
Примеры олицетворений:
Олицетворение зимы:
Идет седая чародейка,
Косматым машет рукавом;
И снег, и мразь, и иней сыплет,
И воды претворяет в льды.
От хладного ее дыханья
Природы взор оцепенел...
(Г. Державин)
Примеры олицетворений:
Ведь уж осень на двор
Через прясло глядит.
Вслед за нею зима
В теплой шубе идет,
Путь снежком порошит,
Под санями хрустит...
(А. Кольцов)
Олицетворение является
речевым приёмом, с помощью которого
вещь, идея или животное
наделяется человеческими чертами:
Первые лучи утреннего солнца прокрадывались
через луг.
Снег укутал землю, как мать младенца.
Луна подмигнула сквозь высь облаков.
Ровно в 6:30 утра мой будильник ожил.
Океан танцевал в лунном свете.
Я слышал, как остров зовет меня.
Гром ворчал, как старик.
Примеры олицетворения:
"Луна хохотала, как клоун"
С.Есенин
Утешится безмолвная печаль,
И резвая задумается радость...
А.С.Пушкин
Роль олицетворения в речи
придаёт языку большую
образность
делает речь ярче и интереснее
делает речь более
выразительной
позволяет создать яркий образ
передаёт настроение героя
подчеркивает какоето действие
Олицетворение
и
антропоморфизм
(от греч. anthropos –
человек morpe – форма),
свойствами
(сознанием, речью ...).
наделение явлений неживой
природы, небесных тел,
мифических существ,
животных, растений,
предметов … человеческими
Не стоит путать олицетворение
с антропоморфизмом,
где человеческие
(и только таковые)
качества переносятся
на неживой или живой объект!
Олицетворение –
это перенос качеств и свойств,
присущих живым объектам
(человеку или животному), на
неживой объект или абстрактное
понятие.
Антропоморфизм –
это наделение человеческими
качествами (присущими
исключительно человеку)
животных, неодушевленных
предметов, мифологических
существ и неодушевленных объектов.
Если речь идет о неживом объекте
или абстрактном понятии,
то это
олицетворение.
Если же подразумевается живое
или мифологическое существо
(например, ангел)
с человеческими качествами –
антропоморфизм.
В литературе
антропоморфизм используется
как один из приёмов создания
художественного образа:
Я – кактус! Я с трудом великим
Даю порою корешок,
Я неуклюж и с видом диким
Колол и жег что только мог.
(К.Случевский)
О временах простых и грубых
Копыта конские твердят
(О.Мандельштам)
Антропоморфизмы делятся
на
лексические и синтаксические.
Лексические антропоморфизмы
богатый арсенал
стершихся метафор:
ручка (двери), носик (чайника),
ушко (иголки), устье (реки) …
Синтаксические антропоморфизмы
сочетания наименований предметов,
не относящих к человеку и
не обладающих
человеческими качествами,
с обозначениями качеств, действий и
отношений, характеризующих людей или
свойственных людям.
Синтаксический антропоморфизм
различает носителей живой и
стершейся образности
(ср.: три гордые пальмы Лермонтова и
устойчивые терминологические сочетания
очарованные частицы, усталость металла ...)
Синонимы антропоморфизма –
олицетворение,
персонификация,
прозопопея.
ПРОЗОПОПЕЯ это
(греч. от prosopon лицо, и poiea творю)
–
риторическая фигура;
представление неодушевленных
предметов как бы
одушевленными,
т. е. говорящими и действующими.
«Когдато Корень так в себе сам
Зачем мне истощать своих лишь
говорил:
токмо сил,
Чтобы Верхушку,
Такую лишь вертушку,
Кормить,
Поить
И на себе носить?..»
М. Муравьёв