Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками познания, а не пассивными потребителями готовой информации.
В заключении рекомендации педагогам по работе с одарёнными детьми:
-Необходимо изучать индивидуальные особенности поведения одарённого ученика.
-Должное внимание уделять индивидуальности и дифференциации обучения на уроках и во внеурочное время.
-Обучение должно носить не репродуктивный, а творческий характер.
- Центральной задачей педагога в работе с одарёнными детьми является привитие вкуса к серьёзной творческой работе.Тема должна быть интересна ученику, должна увлекать его.
-Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования
-Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности
-Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена качественно, но относительно быстро
-Помогая учащемуся выбрать тему, старайтесь сами держаться ближе к той сфере, в которой сами чувствуете себя одарённым
-Педагог тоже должен чувствовать себя исследователем.
Юбилейная СШ
Организация научно
исследовательской
деятельности учащихся
Учитель русского языка и
литературы:
Топчая В.Н.
Увлечь другого может лишь
тот, кто увлечен сам!
это образовательная
технология, предполагающая
решение учащимися
исследовательских, творческих
задач под руководством учителя,
в ходе которой реализуются
следующие этапы:
Этапы исследовательской деятельности:
изучение теоретического материала
выделение проблемы, постановка цели и задач
исследования
формулировка рабочей гипотезы
освоение методики исследования
сбор собственного экспериментального
материала
обработка материала
обобщение, анализ, выводы
представление исследовательской работы
Развитие авторской позиции
юного исследователя
Самостоятельная работа
учащихся
Выбор темы, формулировка
цели, задач и гипотезы
Выбор объекта
Анализ результатов и выводов
«Назначение Учителя
помочь родиться мысли ученика».
(Сократ)
Консультационная работа руководителя
Создание теоретической базы
Подбор методики под задачу
Составление плана работы
Подбор методики обработки
Составление плана презентации
«Скажи мне – и я не услышу,
Покажи мне – и я не увижу,
Вовлеки меня –
и я научусь!»
Выбор темы исследования
Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема.
Темы исследований
теоретические
эмпирические,
ориентированы на работу по изучению
и обобщению фактов, материалов,
содержащихся в различных источниках;
проведение собственных
наблюдений и экспериментов
Основные критерии выбора
темы:
1. Тема должна представлять интерес для учащегося ;
2. Тема интересна не только ученику, но и педагогу. Это
происходит тогда, когда сам научный руководитель занят
исследовательской работой и в рамках избранной им сферы
выделяет требующую разработки область для изучения ее
учеником.
3.Тема также должна быть реализуема в имеющихся
условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть
доступны оборудование и литература.
Формулировка темы
Тема – это визитная карточка исследования.
Формулировка темы в начале работы носит
предварительный характер (например,
«Что такое облака?», «Пиктография это язык
прошлого или будущего?» и т.д.)
Требованиях к формулировке темы:
1.Тема должна быть сформулирована по возможности лаконично, а
используемые при ее формулировке понятия должны быть логически
взаимосвязаны.
2. Тема должна быть понятна не только учителю, но и ученику.
3.Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и ещё
не исследованного, т.е. процесс развития научного познания. В конце работы
тема может поменяться.
Определение гипотезы
Гипотеза ( древнегреч.) это «основание, предположение».
В современной научной практике гипотеза определяется как научно
обоснованное предположение об условиях решения проблемы.
Гипотеза должна соответствовать ряду требований:
быть проверяемой;
содержать предположение;
быть логически непротиворечивой;
соответствовать фактам.
При формулировке гипотезы обычно
используются словесные конструкции вида:
«если…, то….»; «так…, как..»;
«при условии, что…».
Цель и задачи исследования
Цель исследования – это конечный результат, которого
хотел бы достичь исследователь при завершении своей
цели исследования можно
работы. Формулировку
начинать с традиционнопринятых слов:
выявить…; установить….; обосновать…; уточнить…;
объяснить; доказать; разработать….
Задачи исследования – это выбор путей и средств, для
достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой.
Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так
как описание их решения в дальнейшем составит
содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из
формулировок задач.
Классификация задач исследования
.
Степень
сложности
экспериментальных
данных
Практические
Собственно
исследовательские
Научные
Служат для
иллюстрации
какоголибо
явления.
В этом случае
изменяется
какойлибо
параметр
В них
исследуемая
величина
зависит от
нескольких
несложных
факторов
(н –р, рост
растений)
Эти задачи
неприменимы
в образовательном
процессе,
так как данные
задачи
решают ученые
Методы исследования
Методы
исследования
теоретические эмпирическиематематические
Моделирование
Абстрагирование
Анализ и синтез
От простого к сложному
Наблюдение
Сравнение
Эксперимент
Тестирование
Интервьюирование
Статистические
Сетевое моделиров.
Программирование
Визуализация
Метод – это способ достижения цели исследования
Виды научноисследовательских
работ учащихся
Виды работ учащихся
Информационнореферативные
Экспериментально творческие
Натуралистические и описательные
Исследовательско творческие
Проблемно реферативные
Правила работы учителя с учениками
при проведении исследовании.
Известный специалист в области «исследовательского обучения» Д. Треффингер
занимающимся выработкой у детей исследовательских
рекомендует педагогам,
наклонностей, соблюдать следующие правила.
1.He занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте
прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
2. Не делайте скоропалительных выводов; на основе тщательного наблюдения и оценки
определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на то, что они уже
обладают определенными базовыми навыками и знаниями.
3. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать (или могут
научиться делать) самостоятельно.
4. Научитесь не торопиться с вынесением суждения.
5. Научите детей прослеживать межпредметные связи.
6. Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа
ситуации.
7. Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения
полученных навыков в решении задач
8. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.
9. Подходите ко всему творчески.
фантастические темы, ориентированные на
разработку несуществующих,
фантастических объектов и явлений;
эмпирические темы тесно связанные с
практикой и предполагающие проведение
собственных наблюдений и экспериментов.
теоретические темы ориентированные на
работу по изучению и обобщению фактов,
материалов, содержащихся в разных
теоретических источниках.
Тема должна быть интересна ребенку, должна
увлекать его.
Тема должна быть выполнима, решение её должно
принести реальную пользу участникам
исследования
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим
элемент неожиданности, необычности
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть
выполнена качественно, но относительно быстро.
Помогая учащемуся, выбрать тему, старайтесь сами
держаться ближе к той сфере, в которой сами
чувствуете себя одаренным
Педагог тоже должен чувствовать себя
исследователем
Первый уровень классификации «общие
направления исследований»:
Живая природа
Человек Общество
Культура Земля
Вселенная Наука
Техника Экономика
Человек:
1 .Происхождение человека
2. Развитие человеческого
организма
3. Медицина
4. Психология человека
5.Деятельность
6. Выдающиеся мыслители
Общество.
1. Цивилизации
2. Государства
и страны
3. История
4. Демография
5. Государственные
деятели
Культура:
1.Язык
2. Религия
3.Искусство
4. Образование
Земля:
1. География
2. Климат
3. Строение Земли
Вселенная:
1.Галактики
2. Солнце
3.Звезды
4. Инопланетные
цивилизации
Наука:
1. Математика
2.Физика
3.Химия
4.Астрономия
5. История науки
Экономика:
1.Финансы
и производство.
2.Деньги и торговля.
3 Банки.
Структура работы
Краткая аннотация
Введение
Научная статья (описание работы)
Заключение
Литература
Приложение