Цель работы: изучить и проанализировать внеурочную деятельность по общеинтеллектуальному направлению «Учись говорить правильно» в начальной школе
Гипотеза:
Внеурочная деятельность по данному направлению будет успешной, если:
содержание занятий интересно и доступно детям
родители видят положительный эффект от данной работы, влияющий на успеваемость детей, общеинтеллектуальное развитие и школьную мотивацию
учитель достаточно подготовлен и владеет методикой проведения внеурочных занятий
Цели и задачи изучения моего курса Углубление и расширение знаний учащихся по русскому языку, развитие активного, самостоятельного творческого мышления, связной речи, эмоционального мира ребенка.
Задачи:
формирование и развитие фонематических процессов;
уточнение и расширение лексического запаса;
формирование и развитие грамматического строя речи;
формирование полноценной связной устной и письменной речи;
создание ситуации комфортности и успешности творческой деятельности, повышение уровня самооценки;
формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.
развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия
Содержание тем учебного курса 1-й класс
Развитие фонематического слуха в звуковых играх и речевых ситуациях. Формирование и развитие фонематических представлений.
Дифференциация звуков (букв), имеющих акустико-артикуляционное сходство по признаку глухости-звонкости, твердости-мягкости: (Хитрые приятели)
Дифференциация гласных звуков (букв) по признаку ударности-безударности. Звуковой анализ и синтез слова. Слоговой анализ и синтез слова.
Формирование лексико-грамматической стороны речи.
Все занятия в игровой форме
Формируется первый уровень результатов —
приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни через взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Слово. Определение лексического значения слов. Переносный смысл слов. Тематическая активизация и обогащение словаря. Однозначные и многозначные слова. Синонимы. Предложение. Словосочетание.
Анализ и синтез предложения. Виды предложений по интонации. Составление предложений. Составление тематических и орфографических словарей..
Развитие выразительности чтения и речи, формирование навыков “орфоэпически” правильного чтения: развитие четкой дикции на основе введения специальных упражнений для разминки и тренировки речевого аппарата. Произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдельных звуков. Составление словаря антонимов, настроений.
Развитие лексико-грамматической стороны речи.
Речь. Средства выразительности устной речи. Основные правила общения. Требования к речи. Слово. Его лексическое значение. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Нахождение синонимов, антонимов в тексте. Употребление их в речи.
Предложение. Виды предложений по цели выказывания, по интонации. Образные слова и выражения. Крылатые слова и выражения. Устаревшие и новые слова. Фразеологизмы.
Формируется второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества через взаимодействие школьников между собой на уровне класса и школы.
Содержание тем учебного курса 2 и 3-й классы
Содержание тем учебного курса 4-й класс
Обучение правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении. Убыстрение и замедление темпа речи и чтения, увеличение и уменьшение силы голоса (от громкой речи и наоборот) в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания. Упражнения в решении речевых задач (выразить удивление, восхищение, сомнение) при чтении текста.
Заимствованные слова. Текст, его виды и средства связи в нем. Композиция текста. Основные элементы композиции.
Стили языка. Речь как средство воздействия на другого человека.
Культура речи. Техника речи. Разговорный стиль языка. Диалог.
Речевой этикет. Художественные произведения. Стихи и проза. Особенности построения стихотворного произведения. Виды стихотворных произведений. Особенности построения прозаического произведения. Сравнение прозаического произведения со стихотворным. Пословицы. Поговорки. Афоризмы.
Сочинение по пословице. Сочинение сказки по готовому началу. -- Сочинение по картине. Анализ и редактирование сочинений. Сочинение собственных стихов, сказок, загадок. Отзыв о любимых стихах. Знакомство с терминами, как сравнение, эпитеты, метафора, олицетворение. Сочинения с включением образных выражений, сочинение в рисунках, сочинения-миниатюры по заданным темам. Изменение позиции учащегося: роль автора, слушателя-критика. Создание своих мини-произведений на определенную тему с элементами художественного и научного описания. Формируется третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия через самостоятельные общественные действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены.
Результаты внеурочной деятельности по курсу «Учись говорить правильно» Стабильное качество знаний учеников моего класса по русскому языку. Активное участие во всех школьных и классных мероприятиях.Участие и победы в различных конкурсах и олимпиадах по русскому языку и другим предметам:
«Людям – слово» IV муниципальный конкурс чтецов и поэтов– призёр (2 место)
«Детский экополис» муниципальный призёр в номинации «Поэзия», 3 место;
«Путешествие с комнатными растениями» - коллективная научно- исследовательская работа окружная научно – практическая конференция, победители.
I онлайн-олимпиада по русскому языку «Русский с Пушкиным»- 3 победителя
«Инфоурок» международная олимпиада по логике и развитию – 5 победителей и 4 призёра.
Открытое мероприятие в форме классного часа: конкурс чтецов, посвящённый 70-летию Победы в ВО войне «Слова, что трогают до слёз» 1б класс, 11.03.15г.
При разработке программы курса использовались методические пособия:Н.Н.Каландарова «Уроки речевого творчества» 1-4 классыЕ.В.Языканова «Развивающие задания. Тесты. Игры. Упражнения»программа «Учись учиться» и другая методическая литература
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.