презентация Оркестр русских народных инструментов

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 29.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Оркестр русских народных инструментов — оркестр, включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек, а также гусли, баяны, жалейки и другие русские народные инструменты. Первый подобный коллектив был создан в 1888 году в Санкт-Петербурге балалаечником Василием Васильевичем Андреевым как «Кружок любителей игры на балалайке», после успешных концертов в России и за рубежом получивший название «Великорусского оркестра». После Октябрьской революции оркестры русских народных инструментов получили широкое распространение, и существовали практически повсеместно: в концертных организациях, домах культуры, клубах и т. п. Репертуар русских народных оркестров включает обычно обработки русских народных песен и переложения сочинений, написанных для других составов, но также и произведения, написанные специально для них. Современные оркестры русских народных инструментов — серьёзные творческие коллективы, выступающие на крупнейших концертных площадках в России и за границей.
Иконка файла материала Dekuk9BgEZyyD6ITNfQ_Lw.pptx
ИНСТРУМЕНТЫ РУССКОГО НАРОДНОГО ОРКЕСТРА
  Русские народные инструменты можно классифицировать под общепринятую систему деления:  струнные (домра, гусли, балалайка)  пневматические язычковые (баян,    гармошка)  духовые (рожки, жалейка, свирель,  кувиклы, варган)  ударные (ложки, бубен, трещотки).   
Струнные      Гусли – народный музыкальный инструмент. Существует  несколько версий происхождения версий этого слова.  По одной из них славянское слово “гусли” выражает  совокупность струн. “Гусль” (гусли) в смысле струны  происходит, очевидно, от старославянского (гудеть).  Гудением в старину называли именно звук струн.
 Древнерусские гусли по преданиям  имели горизонтальное положение, их  обычно сравнивали с лежачей арфой. На  гуслях играли богатыри Добрыня  Никитич и Соловей Будимирович и  новгородский гость Садко.  С музыкальной культурой духовенства  связаны гусли – псалтырь (шлемовидные).  Была распространена среди скоморохов,  в XVII веке после указа Алексея  Михайловича “Об исправлении нравов и  уничтожений суеверий” почти исчезают.
 В начале XX века музыканты –  конструкторы Смоленский и Привалов  усовершенствовали гусли. Инструмент  приобрел треугольную форму,  количество струн стола постоянным 12­ 13. В 1914г. Н.Фомин сконструировал так  называемые “клавишные” гусли. Они  снабжены одноактавной клавиатурой  фортепианного образца. Одной рукой  набирают любой аккорд, а другой  проводят по струнам плектором из  твердой кожи.
Клавишные гусли
Домра      Термин “домбра” тюркского  происхождения. Предком домры  явился египетский инструмент  “пандура”, проникший к нам через  Персию, торговавшей с  Закавказьем. В Европе она  получила название “лютня”.
Лютня Именно она стала родоначальницей мандолины, гитары, виолы. В древних записях домра фигурирует как атрибут скомороха. Само слово “скоморох” происходит от арабского “maskhora” - смех, насмешка. После гонений (1648) на скоморохов инструменты погрузили и свезли за Москву-реку и там
Балалайка    Впервые название  “балалайка”  встречается в  письменных  памятниках времен  Петра Великого.     В 1715 г., при  праздновании  устроенной по  приказу царя  шуточной свадьбы в  числе инструментов  упоминается и  балалайка.
Андреев сконструировал целое семейство балалаек,  выступление которых состоялось в 1888г. в  Петербурге. Затем сформировал Великорусский  оркестр, первое выступление которого состоялось в  1897 году в зале Дворянского собрания. С этих пор  народные инструменты стали распространяться с  необычайной быстротой по всей России.
Гармонь и баян
Баян – это разновидность хроматических  гармоник, своим появлением обязан мастеру  Стерлигову и назван в честь сказителя  Бояна.
 Существует  несколько  разновидностей  гармоник. Тульские  гармошки были с  одним рядом кнопок  на правой и левой  руке (однорядки).  Саратовские имеют в  конструкции  колокольчики.    Вятские кустари  добавили ряд кнопок.       Все перечисленные  инструменты  назывались –  тальянки. Они на  разжим и сжим  издавали разные  звуки.
 В настоящее время  широкое  распространение  получили  “выборные” баяны.  Особенность их в  том, что в левой  клавиатуре нет  готовых аккордов.  Это расширяет  музыкальные  исполнительские  возможности  инструмента.
Духовые    Рожок представляет собой конической формы прямую  трубу с пятью отверстиями сверху и одну снизу.  Изготовляют рожок из березы, клена и можжевельника.  Звук у рожка сильный, но мягкий, диапазон немного больше  октавы.
 Первые письменные  свидетельства о рожке  появляются во II половине  XVIII века в описаниях  музыкальных инструментов  Тучкова, Штелина, Гасри.  Впервые рожок подробно  исследован Н.Приваловым.   В конце XIX в. Были  успешные выступления хора  рожечников под управлением  Н.Кондратьева из  Владимирской области. В  настоящее время рожки  вводятся в состав оркестра  русских народных  инструментов.
Жалейка – духовой тростевой инструмент,  представляет собой короткую  деревянную трубку с 3­7 боковыми  отверстиями. Жалейка бывает одинарная  и двойная.
Одинарная жалейка представляет собой небольшую трубочку из ивы длиной от 10 до 20 см, на нижний конец надет раструб из бересты или из коровьего рога.
 Тембр жалейки  печальный  пронзительный и  жалостливый. Поэтому  некоторые  исследователи  связывают название  инструмента с “желями”  или “жалениями” ­  поминальным обрядом.  Двойная жалейка  состоит из двух  одинаковых по длине  трубочек, вставленных в  один общий раструб. 
Свирель  свирель похожа  на  продольную флейту,  состоящий из двух не  скрепленных между собой  деревянных трубок разной  длины. По преданию, на  свирели играл сын  славянской богини любви  Лады – Лель. Он делал себе  весной свирель из прутиков  березы.
 Н.И.Привалов  закрепил название  “свирель” за  парной флейтой,  так называли этот  инструмент на  Смоленщине. В  первые годы ХХ  века В.Андреев  ввел в свой  оркестр свирели,  снабженные  клапанной  механикой.
Игра на свирели
Репродукция М.Врубеля “Пан”   Здесь четко  показан  инструмент  “флейта Пана”, на  котором играл бог  лесов Пан.  Известна она в  народе как  кувиклы, которая  представляет  собой набор  пустотелых трубок  различной длины  и диаметра с  открытым верхним  концом и  закрытым нижним.
Кувиклы
 Изготовляется из  камыша, бамбука,  дном служит узел  ствола. Комплект  кувикл обычно  состоят из 3­5  трубок одинакового  диаметра, но разной  длины (от 100 до 160  мм). Верхние концы  инструмента  располагаются на  одной линии.
Варган     Варган – (от лат.  “organism –  музыкальный  инструмент)  древнейший  музыкальный  инструмент. История  варгана уходит в  глубь веков.  Полагают, что  родоначальником  варгана был лук.  Достаточно было  согнуть лук и  смертоносное оружие  превращалось в  музыкальный  инструмент.
Традиции игры на варгане существовали вплоть до  30 годов ХХ века. Во времена сталинизма варган  был запрещен как вредный пережиток прошлого,  в частности из­за связи с шаманизмом.
Варган был  распространен и в  Европе, но к концу ХХ  века искусство  варганной игры  потеряло свою  актуальность. Это было  вызвано тем, что в 1821  г. немецкий мастер  Ф.Бушман из  нескольких маленьких  варганов, настроенных  на разную высоту  звучания,  сконструировал губную  гармошку. Ну а когда  губную гармошку  снабдили мехами, миру  предстал аккордеон и  баян. В конце ХХ века интерес к варганной музыке стал расти, с возрождением этнических культур. Первый варганный фестиваль состоялся в 1984 г. в США.
УДАРНЫЕ     Ложки – ударный  инструмент,  представляющий  собой деревянные  ложки, к рукоятке  которой привязывали  бубенчики В игровой  комплект ложек  могут входить 2, 3  или 4 ложки  среднего размера и  одна большой  величины. От того,  что размеры разные,  возникает  впечатление  чередования звуков  по высоте.
Существует множество  приемов игры на ложках.  Обычно в игре одного  исполнителя используются  три ложки. Две из них  закладываются между  пальцами левой руки,  третья берется в правую.  Первые две служат как бы  двойной “наковальней” по  которой бьют третьей  ложкой. Бьют скользящим  ударом с одной чашки на  другую. Получается все  время многозвучный  ажурный Ритмический  рисунок.
Бубен – музыкальный  ударный инструмент в  виде деревянного  обруча, с натянутой на  одной стороне  кожаной мембраной. В  прорезях обруча  парами прикрепляются  тонкие пластинки, на  них подвешиваются  бубенчики. На нем  играют, встряхивая его  в воздухе, ударяя по  его коже ладонью
 Бубен известен  восточным славянам  с древнейших  времен. Особенно  широко они  применялись в  ратном деле и у  скоморохов. В  прежние времена  бубном называли  ударные  инструменты, на  которых натянута  кожа.
 Трещотки – ударный  музыкальный инструмент,  заменяющий хлопки в  ладоши. Письменных  свидетельств  упоминания в древней  Руси этого инструмента  нет. При  археологических  раскопках в Новгороде в  1992 году были найдены  две дощечки, которые, по  предположению В. И.  Поведкина, входили в  комплект древних  новгородских трещоток в  ХII веке.
Состоят трещотки из набора 18­ 20 ­ тонких дощечек длиной 16 –  18 см, сделанных обычно из  дуба, соединенных между собой  веревкой, продетой в отверстия  в верхней части дощечек..      Для того, чтобы дощечки  вплотную прикасались друг к  другу, между ними вверху  вставлялись небольшие  пластинки из дерева шириной 2  см.     Трещотку берут за концы в обе  руки, плавным движением  платины ударяются друг о друга  издавая сухой щелкающий звук.  Широкое применение получили  в оркестрах русских народных  инструментах.
Составьте кроссворд н а р о д н ы й