Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28 г. Челябинска Тема: Особенности игровой деятельности детей с нарушением зрения
Выполнили: Ахметшарипова Н.Ш.
Челябинск 2017 г.
Известно, что игра имеет уникальное значение в жизни ребёнка. Игра рассматривается как способ взаимодействия с миром, как форма освоения социального опыта, организация жизни и деятельности ребёнка, условие становления и развития личности.
Развиваясь по тем же закономерностям, что и нормально видящий ребенок слабовидящий ребенок проходит те же этапы развития игровой деятельности. Однако, этот процесс протекает своеобразно и во многом зависит от тех условий, в какие он попадает с самого раннего детства.
В специальные дошкольные образовательные учреждения для детей с патологией зрения поступают дети на четвертом, а иногда и на пятом и шестом годах жизни. Они выявляют значительно низкий уровень общего и игрового развития, который требуется программой воспитания в массовом детском саду для каждой возрастной ступени. У них значительно меньше представлений об окружающем мире, у многих слабо развита устная речь, игра их в самой зачаточной стадии развития. Даже на седьмом году жизни у многих слабовидящих детей ролевая игра с куклой ограничивается одеванием-раздеванием, кормлением, а мальчики заняты возней, перевозкой на машинках строительного материала. Кроме того, характерным для слабовидящих детей является своеобразная косность, приверженность к прошлому опыту. Они часто «соскальзывают» с правил новой игры и начинают пользоваться игровым материалом не по назначению, выполняя знакомые, стереотипные действия. Так, буквы-кубики используются по началу для строительства слов, но при первом же затруднении в звукоанализе азбука в кубиках начинает использоваться для постройки башенки и т.д.
Одним из достижений дошкольного возраста является то, что к семи годам ребенок постепенно переходит на познавательную позицию. Это проявляется в стремлении к учебной деятельности, в умении одерживать сиюминутные желания ради выполнения серьезного задания, а также в интересе к более сложным настольным играм типа «конструктор», в желании самостоятельно осмыслить замысел игрушки.
Слабо развивается у слепых детей коллективная игра. Дети с патологией зрения сами боятся включаться в коллективные игры. Их пугает большое количество участников игры, сдерживает боязнь разбить очки, покалечиться. Слабовидящие дети, как и слепые, нередко испытывают страх перед предстоящей быстротой передвижения.
Всё сказанное подводит нас к важнейшему педагогическому выводу – необходимостью управления игровой деятельностью детей с патологией зрения.
Одним из важнейших приёмов обучения слабовидящих детей игре является участие в ней воспитателя. Учитывая, что дети с патологией зрения не склонны к длительным играм, необходимо их заранее готовить к ролевой игре путём предварительного обыгрывания игрушек и других атрибутов будущей игры.
У слабовидящих трудности вызывает неумение использовать имеющиеся атрибуты, развёртывание сюжета, словесное оформление, и выполнение игровых действий.
Одним из самых эффективных средств развития способов зрительной ориентации считается дидактическая игра, т.к. её основным элементом является обучающая задача, представленная разнообразным содержанием (предметный мир с его характерными признаками и свойствами, люди, их труд, быт и т.д.). Благодаря занимательности игровых действий, дидактические игры активно способствуют овладению знаниями, т.к. в увлекательной форме усиливается познавательный потенциал слабовидящего ребёнка. Именно в дидактической игре ребёнок с нарушением зрения имеет возможность накопить необходимый для него опыт полисенсорного развития. Именно они помогают достичь желаемого результата в обучении детей, выступая своеобразной формой учебной деятельности.
Система коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения
Дидактические игры, направленные на развитие сохранных анализаторов (слухового, осязательного, двигательного)
Дидактические игры на развитие слухового восприятия
Важную роль в учебной, игровой и трудовой деятельности играет слуховое восприятие. Способность внимательно слушать и понимать звуки не возникает сама по себе. Даже при наличии острого природного слуха, его нужно целенаправленно развивать. Нельзя забывать, что слух после зрения является наиболее важным средством получения информации.
Лучше всего это делать в играх:
Дидактические игры на развитие слухового восприятия
«Какой музыкальный инструмент звучит?»
Дидактические игры на развитие слухового восприятия
«Передай, что слышишь»
«Узнай по голосу»
Дидактические игры на развитие осязания
Нарушенное функционирование зрительного анализатора не позволяет воспринимать форму предметов, расстояние между ними, оценивать глубину пространства. Для компенсации зрительного анализатора используем игры на развитие осязания. Совместное использование слабого зрения и осязания даёт значительно лучшие результаты при знакомстве с предметом. Дети лучше воспринимают форму, точнее оценивают размеры, фактуру, температурные признаки. Игры на развитие осязания оказывают положительное воздействие на кору головного мозга и тем самым позволяют ослабить зависимость становления зрительных функций от зрительного дефекта. Учёными установлено, что уровень мыслительной деятельности находится в прямой зависимости от степени сформированности у них тонких движений пальцев руки.
Таким образом, можно считать, что осязание является одним из важнейших средств компенсации нарушенного зрения и помогает ребёнку с нарушением зрения лучше узнать признаки и свойства окружающего мира.
Дидактические игры на развитие осязания
«Чудесный мешочек»(«Узнай на ощупь», «Найди круги, квадраты, треугольники и т. д.»…).
Задачи:
Содействовать осязательному способу обследования, узнаванию и называнию плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник и объёмных тел (шар, куб и т. д.). Стимулировать желание группировать геометрические фигуры с отвлечением от величины. Способствовать нахождению идентичных геометрических фигур.
Содержание игр:
Педагог показывает детям круг (квадрат, треугольник). Дети рассматривают и называют данную фигуру, затем ищут её в «чудесном мешочке». После нахождения фигуры сравниваются.
Дидактические игры на развитие осязания
«Собери бусы»
Дидактические игры на развитие осязания
«Плетёнка»
Задачи:
Дидактические игрына развитие зрительно-моторной координации
У детей с нарушением зрения идёт значительное отставание в развитии двигательной активности и координации.
С этой целью используем следующие игры и игровые упражнения на
развитие зрительно-двигательной координации и навыков ориентировки в пространстве:
Дидактические игрына развитие зрительно-моторной координации
«Отгадай загадку»
Дидактические игрына развитие зрительно-моторной координации
«Кто где спрятался?»
Дидактические игрына развитие целостного восприятия предметов
«Составь узор»
Цель:
Дидактические игрына развитие целостного восприятия предметов
«Разрезные картинки»
Игры на развитие мышления
«Разноцветная неделька»
Цель:
Игры на развитие эмоционального опытаи коммуникативной компетентности
«Придумай ласковое имя»
«Волшебные слова»
Игры на развитие эмоционального опытаи коммуникативной компетентности
«Жмурки»
«Испорченный телефон»
Используемая литература
1. Агранович З.Б. Дидактические материалы по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гносиса) у старших дошкольников. СПб Детство-Пресс., 2005.
2. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребёнка: пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. М., 2001.
3. Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. Учебно-методическое пособие М.,1994.
4. Ермаков В.П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. М.,2006.
5. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения. М., Просвещение,1999.
6. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения. Воспитание и обучение детей с нарушением зрения. 2007. №3.
7. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. [Текст] /Л.И.Солнцева - М.: «Полиграф сервис». 2000.
8. Формирование представлений о цвете у дошкольников с нарушением зрения. [Текст] / Под ред. Ремезовой Л.А. –Тольятти, 2002.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.