Что выступает источником и гарантией благополучия человека? Вне всякого сомнения - это родительская любовь, которая зиждется на поддержании телесного и душевного здоровья. Исходя из этого, делаем вывод - первой и основной задачей родителй является создание у ребёнка уверенности в родительской любви и заботе. Родители должны помнить об этом и относиться к ребёнку в любом возрасте внимательно, бережно, с любовью. Представленный материал раскрывает особенности семейного воспитания, в том числе воспитание в неполной семье, многодетной, семье с одним ребёнком.
Департамент общего образования томской области
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школаинтернат для обучающихся с нарушениями слуха»
Особенности семейного воспитания
(в помощь родителям)
Моисеева Раиса Ивановна –
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Автор:
rimoiseeva@list.ru
Томск 2018
Роль родителей в развитии ребёнка
У хороших родителей вырастают хорошие дети
Родительская любовь источник и гарантия благополучия человека,
поддержание телесного и душевного здоровья
И повышенная родительская уверенность, и излишняя тревожность не
содействуют успешному родительству
Равенство позиций означает признание активной роли ребёнка в
процессе его воспитания
Оценку не личности ребенка, а его действий и поступков важно
осуществлять, меняя их авторство
Печаль, а не гнев, сочувствие, а не мстительность таковы эмоции
истинно любящих своего ребенка, принимающих родителей
Содержание семейного воспитания
Физическое. Основывается на здоровом образе жизни
Интеллектуальное. Предполагает участие родителей
в обогащении детей знаниями
Нравственное. Моральные ценности – любовь,
уважение, доброта
Эстетическое. Представления о прекрасном в
окружающей жизни
Трудовое. Закладывает основу праведной жизни
Стили семейного воспитания
• характеризуется излишней строгостью, что неизбежно приводит к
воспитанию детей безвольных, трусливых, ленивых, забитых
• отличается чрезмерной родительской любовью, дети
растут
недисциплинированными, родители потакают ребёнку во всём, а это
воспитывает эгоиста, человека лицемерного, расчётливого
Авторита
рный
Либерал
ьный
• родители уважают позицию ребёнка, развивают самостоятельность
суждений, в результате чего, дети лучше понимают родителей, растут
послушными, инициативными, с развитым чувством собственного
достоинства
Демокра
тический
Методы воспитания детей в семье
Убеждение, мягкое
внушение
Угроза, крик,
наказание
Совместная
деятельность
• родители считают
более важным
учить
самостоятельному
мышлению,
проявлению
инициативы и
обычно находят
для этого
соответствующие
методы
• родители хотят
воспитать
беспрекословное
послушание —
поэтому методы
нацелены на то,
чтобы ребенок
безотказно
выполнял все
требования
взрослых
• интенсивное
общение во время
совместного
труда, просмотров
телепередач,
походов, прогулок
даёт хорошие
результаты: дети
более откровенны,
и это помогает
родителям лучше
понять их
Нет совместной деятельности – нет и повода, и возможности для
общения!
Ошибки семейного воспитания
Цель воспитания состоит в
том, чтобы добиться того,
что не удалось родителям
Под влиянием прошлого
опыта, истории развития
личности человека в его
сознании могут появляться
сверхценные идеи
Будущим родителям,
которые хотели бы
воспитывать своего
ребёнка не стихийно, а
сознательно, необходимо
• Отец хотел стать врачом, но ему это не удалось, пусть же
ребенок осуществит отцовскую мечту
• Мать мечтала играть на фортепьяно, но условий для
этого не было, и теперь ребенку нужно интенсивно
учиться музыке
• Родитель строит свое воспитание так, чтобы ребенок
был обязательно наделен этим «особо ценным»
качеством
• Родители уверенны в том, что их сын или дочь должны
обязательно быть добрыми, эрудированными и смелыми
• Начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа
• Начать с анализа особенностей своей собственной
самих себя
личности
Особенности воспитания единственного
ребёнка в семье
Единственный ребенок очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные
Очень часто единственный ребёнок привыкает к
своему исключительному положению и становится
на этом ребенке, обыкновенно превышают полезную норму
Родители волейневолей воспитывают эгоиста
деспотом в семье
Воспитание единственного ребёнка гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких
Единственный ребёнок может превратиться
Если семья испытывает некоторые материальные
трудности, нельзя ограничиваться одним ребёнком
в избалованного, несамостоятельного
детей
Единственный ребёнок в семье должен быть образцовым чистюлей
Должен особенно вежливо здороваться
Должен особенно выразительно читать стихи
Специфика воспитания в многодетной
семье
Воспитательный потенциал многодетно семьи имеет свои положительные и отрицательные
Дети получают неодинаковую привязанность
Нет привелигированного
характеристики, а процесс социализации детей – свои трудности, проблемы
положения, нет почвы для эгоизма
и внимание
Увеличивается психическая и физическая нагрузка, особенно на мать
Имеет меньше свободного времени для
Дети часто становятся на социально
опасный путь поведения
общения
Большинство многодетных семей живёт ниже порога бедности
Работает один отец
Заработок отца не всегда достаточен
Воспитание ребёнка в неполной семье
Разделение семьи или развод, даже когда всё происходит в высшей степени вежливо и
Родители занятые ссорами плохо
Ребёнок воспринимает уход отца как
учтиво, неизменно вызывает у детей психический надлом и переживания
обращаются с ребёнком
отказ от него
Что можно сделать, чтобы помочь ребёнку в разбитой семье?
Проводить беседу, подготовить к уходу
Помогать взрослеть и становиться
одного из родителей
самостоятельным
Если родители по-настоящему любят своих детей…
Не ставить детей в самое трудной
Взаимные несогласия не доводить до
разрыва
положение
Формирование доверия к миру
Всегда говорить с
ребёнком спокойно, с
нежными интонациями
Всегда смотреть ребёнку в
глаза, удовлетворять его
нужды
Всегда подходить к
ребёнку, когда он
плачет, выяснять
причину
Консультация специалистов
(невролога, психолога)
Невропатолог
может помочь
разделить
проблемы
Психолог
поможет
оценить уровень
развития
• Адаптация ребёнка в семье,
школе
• Формирование привязанности,
повышенная возбудимость
• Предложить занятия с
ребёнком
• Выстроить Вашу линию
взаимодействия с ребёнком
Источники
• 1. Гарбузов, В.И. От младенца до подростка/В.И. Гарбузов. СпБ., 1999.
• 2. Захарова, Л. Дитя в очереди за лаской/ Л. Захарова. М., 1999.
• 3. Майдиков, И.М. Основы социологии/И.М.Майдиков.М., 1999.
• 4. Маленкова, Л.И. Педагоги, родители и дети/ Л.И. Маленкова.М., 1999.
• 5. Махов, Ф.С. Кого мы растим/ Ф.С.Махов. М., 1999.
• 6. Нечаева, А. М. Брак. Семья. Закон/ А.М.Нечаев.– М., 1999
• 7. Спок, Б. Ребенок и уход за ним/ Б.Спок. Л.: "Машиностроение",1998.
• 8. Фромм, А. Азбука для родителей/ А.Фромм.Л.: Лениздат, 1999.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.