Презентация "Особенности современного урока физики"

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 12.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Современный урок физики в свете требований ФГОС. каким должен быть современный урок? В отличии от стандартов 2004 года – в ГОС учитель при подготовке урока , должен четко представлять себе какие универсальные учебные действия – УДД – он должен развивать и каких результатов достичь.Презентация для МО учителей физики. Современный урок физики в свете требований ФГОС. каким должен быть современный урок? В отличии от стандартов 2004 года – в ГОС учитель при подготовке урока , должен четко представлять себе какие универсальные учебные действия – УДД – он должен развивать и каких результатов достичь.
Иконка файла материала особенности совр-ур-физики.pptx
Современный урок  физики в свете  требований ФГОС каким должен быть  современный урок Бобылева Татьяна Васильевна                   МОУ «Турунтаевская  гимназия»
Сегодня наибольшее распространение получила технология «деятельностного  метода обучения», в основе которой лежит деятельность не учителя, а учащихся.  Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании  обеспечивается  системой дидактических принципов:  1) Принцип деятельности ­ заключается в том, что ученик,  получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает  при этом содержание и формы своей учебной деятельности,  понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их  совершенствовании, что способствует активному успешному  формированию его общекультурных и деятельностных  способностей, общеучебных умений.  2) Принцип непрерывности – означает преемственность между  всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии,  содержания и методик с учетом возрастных психологических  особенностей развития детей.  3) Принцип целостности – предполагает формирование  учащимися обобщенного системного представления о мире  (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире  деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук),  использование метапредметных связей.
• 4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа  должна предложить ученику возможность освоения содержания  образования на максимальном для него уровне (определяемом  зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить  при этом его усвоение на уровне социально безопасного  минимума (государственного стандарта знаний). • 5) Принцип психологической комфортности – предполагает  снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса,  создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы,  ориентированной на реализацию идей педагогики  сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. • 6) Принцип вариативности – предполагает формирование  учащимися способностей к систематическому перебору  вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. • 7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на  творческое начало в образовательном процессе, приобретение  учащимся собственного опыта творческой деятельности.
В отличии от стандартов 2004 года –  в ГОС учитель при подготовке урока ,  должен четко представлять себе  какие универсальные учебные действия  – УДД – он должен развивать и каких  результатов достичь. Во внутренней структуре должны  выделяться этапы решения конкретно­ практической и учебно­исследовательской  задачи, а также этапы учебной  деятельности, направленные на мотивацию,  открытие и усвоение нового знания.
Неотъемлемым качеством  всякого урока должны стать  понятные всем ученикам в классе  конечная цель урока и путь ее  достижения.  Более того, каждый учащийся  должен заранее знать, на  сколько уроков рассчитана  изучаемая тема и каковы будут  требования учителя к конечному  результату.
Структурные элементы урока 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Организация начала урока. Актуализация знаний. (предполагает включение учащихся  в активную интеллектуальную деятельность, проверка  выполнения домашнего задания). Целеполагание (подготовка к усвоению нового учебного  материала обязательно учитывать триединые  дидактические задачи: учащиеся самостоятельно  → формулируют цели урока по схеме «вспомнить  научиться»); Осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель  способствует возникновению на уроке проблемной  ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что  имеющихся знаний для ее решения недостаточно); Усвоение новых знаний (Коммуникация, поиск  новых  знаний  в паре, в группе); взаимопроверка, взаимоконтроль; Рефлексия (Первичная проверка понимания учащимися  нового материала, осознание что нового он узнал и чему  научился на уроке).   узнать  →
Программное обеспечение для уроков  физики. Живая физика   Представляет  собой  среду,  в  которой  школьники  могут  проводить  моделирование  физических  экспериментов  по  разделам:  механика,  электричество  и  магнетизм.  За  счёт современного компьютерного аппарата,  средства  многочисленные  функции делают «Живую физику» удобным  и  мощным  инструментом  в  преподавании  физики в школах. анимации,
Программное обеспечение для уроков  физики. Мультимедийное учебное пособие в II  частях издательство «Просвещение» 1 часть включает 34 компьютерных эксперимента и звуковые  пояснения по разделам физики: механика, термодинамика,  механические колебания и волны. 2 часть мультимедийного курса включает разделы:  электричество и магнетизм, оптика, атомная и квантовая  физика. и  наблюдая  Для  каждого  эксперимента  представлены:  компьютерная  анимация,  графики,  численные  результаты.  Изменяя  параметры  компьютерного  эксперимента  учащийся  может  провести  интерактивное  физическое  исследование  по  каждому  эксперименту.  Видеозаписи  делают  курс  более  привлекательным  и  помогут  сделать  занятия  живыми  и  интересными.  Также  полезны  вопросы  и  задачи,  сопровождающие  каждый  эксперимент.  Ученик  может  ввести  в  компьютер  свой  результат и проверить себя. результат
Программное обеспечение для уроков  физики. Репетитор по физике Кирилла и Мефодия Учебный материал представлен в виде тестов, поэтому  данный «Репетитор» можно использовать на уроках при  закреплении и контроля знаний учащихся. 1С: Репетитор. Физика (версия 1,5) Интерактивный  курс  обучения,  изложенный  по  следующим  разделам  физики:  механика,  молекулярная  физика,  электричество  теория  относительности, квантовая физика.  магнетизм,  Содержит  данный  курс  иллюстрации,  видеофрагменты,  анимации,  тесты  и  задачи  по  всем  перечисленным  разделам.  Включены  справочные  материалы,  основные  формулы  по  физике  и  математике,  биографические  сведения о выдающихся учёных. и  оптика,
Эффективность использования компьютера  на уроке достигается в следующих случаях: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Использование мультимедийных  уроков при изучении тем,  которые наиболее полно и детально освещают в электронных  образовательных программах, которые иногда и невозможно  изучать в реальном эксперименте. Более полная визуализация объектов и явлений по сравнению с  печатными средствами обучения. Использование возможности варьировать временные масштабы  событий, прерывать действие компьютерной модели,  эксперимента и использование возможности их повторения. Автоматизация процесса контроля уровня знаний и умений  учащихся. Решение и анализ интерактивных задач, требующих  аналитического и графического решения с использованием  предоставляемого манипуляционно­графического интерфейса . Тестирование и коррекция результатов учебной деятельности. Использование программных сред, виртуальных лабораторий  для организации творческой, учебно­поисковой деятельности  учащихся.
Демонстрационный эксперимент обработки  и  данных  разработанные  Основной  упор  делается  на  автоматизированные  представления  системы  экспериментальных  и  выпускаемые  лабораторией  L­micro,  куда  входят  комплекты:  «механика»,  «тепловые  явления»,  с  перспективным  набором  «геометрическая  оптика».  Активное  процесс  для  школьного  современного  физического  позитивно  воспринимается  и  учителем  и  учениками.  Также    использую  механике,  геометрической  оптике,  электричеству  выпускаемые  в своё время заводами «Главучтехпром». оборудования  эксперимента  внедрение  известные  наборы  по  в  учебный  всегда
Демонстрационный эксперимент
Решение задач на уроках физики. Приступая к решению задачи, надо напомнить ученикам о необходимости  иметь план действий: представлять себе, поиск каких физических величин  приведёт к конечной цели. В частности на уроках  решения задач по механике, молекулярной физике,  электродинамике главное внимание обращается мной на формирование  умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной  сложности. Разбираются особенности решения задач в каждом разделе  физики, проводится анализ решения и рассматриваются различные  методы и приемы решения физических задач. Постепенно складывается  общее представление о решении задач как на описание того или иного  физического явления физическими законами. Учащиеся, в ходе занятий,  приобретут: ­навыки самостоятельной работы; ­овладеют умениями анализировать условие задачи, переформулировать и  перемоделировать, заменять исходную задачу другой задачей или делить  на подзадачи; ­составлять план решения( приложение 1); ­проверять предлагаемые для решения гипотезы (т.е. владеть основными  умственными операциями, составляющими поиск решения задачи). Решая физические задачи, ребята должны иметь представление о том, что  их работа состоит из трёх последовательных этапов: 1) анализа условия задачи (что дано, что требуется найти, как связаны  между собой данные и искомые величины и т. д.), 2) собственно решения (составления плана и его осуществление), 3) анализа результата решения.
Предлагаемый алгоритм решения физических задач. 1. Внимательно прочитай и продумай условие задачи. 2. Запиши условие в буквенном виде. 3. Вырази все значения в СИ. 4. Выполни рисунок, чертёж, схему. 5. Проанализируй, какие физические процессы, явления  происходят в ситуации, описанной в задаче, выяви те законы  (формулы, уравнения), которым подчиняются эти процессы,  явления. 6. Запиши формулы законов и реши полученное уравнение или  систему уравнений относительно искомой величины с целью  нахождения ответа в общем виде. 7. Подставь числовые значения величин с наименование единиц  их измерения в полученную формулу и вычисли искомую  величину. 8. Проверь решение путём действий над именованием единиц,  входящих в расчётную формулу. 9. Проанализируй реальность полученного результата.
Творческие домашние  задания Чтобы домашнее задание было не однотипным я задаю творческие  задания:  Нарисовать рисунки к задачам;  Составить задачу самим, решить её и оформить с рисунком на  альбомном  листе или  двойном в клетку;  Рубрика «найди ошибку»  (рисунки с ошибками ребята рисуют друг  для друга, или я на доске для класса, или из литературных  произведений – например про Мюнхаузена); и объяснить её с точи  зрения физики  Творческие задания по физике, связанные с поэзией, написание  стихов, частушек.  (отражающие физические явления; поиск стихов  на физические темы и составление к ним задач);  Составление презентации по разделу или отдельной темы по физике.   Стараюсь не пропускать ни одного задания из рубрики «Домашняя  (защита презентации); лаборатория»;  7 класс имеет рабочую тетрадь к учебнику, в которой очень много  интересных и разнотипных заданий. Данные работы позволяют развивать умение видеть, распознавать  физические явления в жизни, произведениях, помогают научиться  сравнивать физические явления, находить в них общие черты и  индивидуальные особенности.
Виды и формы контроля учебной  деятельности учащихся