Презентация открытого урока по истории на тему "Россия в первой мировой войне"

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 16.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация разработана к открытому уроку по истории в 9-м классе, в рамках системно-деятельностного подхода при внедрении ФГОС. Презентация направлена на освещение следующих вопросов: 1.Сближение России и Англии. Обострение русско-германских отношений. 2.Начало Первой мировой войны. 3.Военные действия в 1914 г. 4.Военные действия в 1915 г.- 1916 г. Брусиловский прорыв. 5.Тревожные итоги. Власть и общество
Иконка файла материала презентация.ppt

Продолжительность 1554 дня
Число стран участниц – 38
Состав коалиций: Англия, Франция, Россия, США и еще 30 стран ( в том числе Португалия, Сиам, Либерия, 14 латиноамериканских государств)
Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария (Четвертной союз)
Число нейтральных государств – 17
Число государств, на территории которых проходили боевые действия -14
Численность населения стран участниц войны 50 млн человек (62% населения планеты)
Численность мобилизованных – 74 млн человек
Численность погибших – 10 млн человек, больше чем во всех войнах, которые вели люди в предыдущие 1000 лет

Война по сути, начала новую эпоху в истории человечества и воспринималась людьми как проявление кризиса европейской цивилизации, как великое бедствие, впервые поставившее вопрос, о физическом уничтожении человечества.

Причины войны

1) стремление к ослаблению государств – конкурентов в экономической и военной сферах;
2) стремление к сохранению имеющихся и захвату новых колоний, к господству и наживе;
3) стремление с помощью войны разрешить внутренние проблемы.

План урока:

1. Сближение России и Англии. Обострение русско-германских отношений.
2. Начало Первой мировой войны.
3. Военные действия в 1914 г.
4. Военные действия в 1915 г.- 1916 г. Брусиловский прорыв.
5. Тревожные итоги. Власть и общество

Цели урока:

познакомиться с началом Первой мировой войны и ходом военных действий;
познакомиться с кризисом в обществе и процессом перестройки экономики;

Работа в группах:

1 группа. Прочитать текст документа и ответить на вопрос:
1). Охарактеризуйте сближение России и Англии.

2 группа. Прочитать текст документа и ответить на вопрос:
1). Военные действия в 1914 году.

3 группа. Прочитать текст документа и ответить на вопрос:
1). Военные действия в 1915-16 гг..

4 группа. Прочитать текст документа и ответить на вопрос:
1). Перестройка экономики. Война и общество.

Россия в кампаниях 1914, 1915, 1916 гг.

год

Основные события на Восточном фронте

Результаты и значение

1914

 

1915

1916

1. Сближение России и Англии.

Традиционная британская политика «блестящей изоляции» была прервана Англией в 1904 г. заключением «Сердечного согласия» с Францией, союзницей России.

Переговоры между двумя ранее соперничавшими странами закончились подписанием в Петербурге в августе 1907 г. соглашения о разграничении интересов в Персии, Афганистане и Тибете. Этот договор окончательно закрепил раскол Европы на два противостоящих военно-политических блока: Тройственное согласие, или Антанту (Россия, Франция, Англия), и Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия).

Антанта и Тройственный союз

Поводом к началу 1-й мировой войны стало убийство 28 июня 1914г. в Сараево наследника австрийского престола эрцгерцога Франца-Фердинанда. Гавриил Принцип мстил австрийцам за захват Боснии на которую претендовала и Сербия.

Австрия под давлением Германии начала войну против Сербии.

Россия, союзница Сербии, начала мобилизацию.1 августа Германия объявила ей войну, а 3 августа - Англии и Франции.
Италия в войну не вступила, а Япония присоединилась к Антанте.
Германский план «Шлиффена» предусматривал сначала разгром Франции, А затем России. Немцы нанесли удар по французам через Бельгию, нарушив международные соглашения

Нападение немцев на Бельгию и Францию в начале 20 в.

Массовый набор добровольцев в русскую армию 1914г.

Русская армия 1914г.

Императрица Александра Фёдоровна и её старшие дочери Ольга и Татьяна

2. Военные действия в 1914 г.

Боевые действия
на Западном фронте

На стороне Антанты воевали 6 млн. человек, а на стороне Тройственного союза - 3,5 млн. человек.
5 – 9 сентября произошла битва на р.Марне, в ходе которой была ликвидирована угроза Парижу. Германия оказалась перед необходимостью ведения длительной войны на два фронта.

Наступление
Русской армии
в 1914 году.

По просьбе французских властей в сентябре Россия, не дожидаясь окончания мобилизации, начала наступление в Вост.Пруссии и одержала победу под Гумбинненом. Немцы перебросили часть войск из Франции на Восток и Париж был спасен. Вскоре Русская армия начала наступление на Юго-Западном фронте. Немцы помогли австрийцам, но план «Шлиффена» провалился.

Командующие русской армией

П.К.Реннекампф

А.В.Самсонов

3. Военные действия в 1915-1916 гг.

«

«Окопная» война

В мае 1915 г. немцы провели крупную операцию на юго-западном направлении. Отступая с большими потерями русские смогли летом 1915 г. стабилизировать фронт, но Польша, Галиция и Литва были потеряны. Боевые действия перешли в стадию Позиционной войны.

Стремясь прорвать оборону немцы в 1915 г. применили под Ипром отравляющие газы, а Антанта в 1916 г. танки на р.Сомма. Но ни одна из сторон перевеса не получила.

Газовая атака немцев Ипр апрель 1915г.

Гибель британского пассажирского лайнера «Лузитания» 7 мая 1915г. ( торпедирован немецкой полводной лодкой)

Верденская «мясорубка» 1916г.

Первые танки

.

Изменение соотношения сил

Летом 1916 г. в войне наметился перелом. Германия стала испытывать недостаток ресурсов.
Антанта предприняла одновременное наступление на Западе и на Востоке. В результате Брусиловского прорыва Австро-Венгрия оказалась на грани катастрофы. В 1916-1917 гг. к Антанте присоединились Греция и Румыния.

Брусиловский прорыв русской армии 1916г.

А.А.Брусилов

Военные события 1915 г. показали, что Россия не была готова к ведению затяжной кампании. Однако уже к 1916 г. ситуацию удалось переломить и перестроить экономику на военный лад.

Несмотря на потерю ряда промышленных центров, темпы экономического роста не только не упали, но даже несколько возросли.

Увеличилась добыча угля, нефти, значительно вырос выпуск машиностроительной и химической продукции. Военная промышленность полностью обеспечивала фронт легким оружием и экспортировала его.

Перестройка экономики. Война и общество

Решающую роль в этом переломе сыграло объединение усилий государства, промышленной буржуазии, земской и городской общественности, кооперации.

В 1915 г. по инициативе крупных промышленников были созданы специальные органы по централизации и мобилизации всех имеющихся в стране ресурсов для нужд фронта – топливо, продовольствие, артиллерийское снабжение и т.д.

Для помощи армии и фронту были созданы крупные общественные организации – Военно-промышленные комитеты, Всероссийский земский союз помощи больным и раненым воинам, Всероссийский союз городов и др.

В Петрограде и Москве действовал Комитет научно-технической помощи – объединение русских ученых и изобретателей.

Затяжная война резко ухудшила жизнь людей. Взлет российской промышленности, работавшей на оборону, произошел за счет снижения выпуска товаров народного потребления, что стало причиной повышения цен. Перегрузка железных дорог привела к перебоям в снабжении крупных городов продуктами питания.

В конце 1916 г. в 31 губернии правительство ввело продразверстку.

ПРОДРАЗВЕРСТКА (продовольственная разверстка), система заготовок
сельскохозяйственных продуктов в России в 1916-1921, элемент политики военного коммунизма; обязательная сдача крестьянами
государству по твердым ценам всех так называемых излишков (сверх установленных норм на личные и хозяйственные нужды) хлеба и других продуктов.

Поражение русских войск в весенне-летней кампании 1915 г. стало причиной разочарования общества в возможностях правительства. Кадеты выдвинули идею создания правительства «народного доверия»

Вокруг этой идеи сплотилось большинство думских фракций, кроме крайне правых и крайне левых. В Думе была создана межпартийная коалиция, получившая название Прогрессивного блока.

В 1916 г. его лидеры решили усилить критический тон своих выступлений. Началом парламентской атаки на власть стала речь лидера кадетов П.Н. Милюкова на заседании Думы. Резко критикуя официальную военную и хозяйственную политику, Милюков завершил каждый пункт обвинения многозначительным вопросом: «Что это: глупость или измена?»

МИЛЮКОВ Павел Николаевич (1859-1943), российский политический деятель, историк, публицист, теоретик и лидер партии кадетов. В 1917 министр иностранных дел Временного правительства 1-го состава [до 2(15) мая].

Антивоенные демонстрации в России 1917г.

Таким образом, в 1914 г. Россия была втянута в мировую войну, к которой она была не готова. Поражение русской армии и утрата авторитета правящими кругами привели к новому витку противостояния между властью и обществом.

5. Тревожные итоги.

1 августа – День памяти воинов, погибших в Первой мировой войне

III Закрепление .
Работают с картой и заполняют таблицу “Страны Антанты и Тройственного союза”.

Тройственный союз

Антанта

Продолжительность 1554 дня
Число стран участниц – 38
Состав коалиций: Англия, Франция, Россия, США и еще 30 стран ( в том числе Португалия, Сиам, Либерия, 14 латиноамериканских государств)
Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария (Четвертной союз)
Число нейтральных государств – 17
Число государств, на территории которых проходили боевые действия -14
Численность населения стран участниц войны 50 млн человек (62% населения планеты)
Численность мобилизованных – 74 млн человек
Численность погибших – 10 млн человек, больше чем во всех войнах, которые вели люди в предыдущие 1000 лет

Домашнее задание:

параграф 9,
Варианты домашних заданий:
Заполнение хронологических таблиц (Простейший вариант: дата, событие, значение…).
Подготовка индивидуального (группового) проекта, созданного на основе Интернет-ресурсов) в виде простого текстового (возможно, иллюстрированного) документа, презентации.
А) Словарь - Объяснение терминов (по выбору ученика или учителя) с указанием источника.
Б) Персоналии - Участники событий (краткая историческая справка)

V Рефлексия

Как я усвоил(а) материал ?

Как я работал(а)? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли я своей работой ?

Как работала подгруппа, учебная пара ?

Сформулируй свое мнение об уроке и свои пожелания.

»

Медаль «100 лет Великой войне»

К 100-летию начала Первой мировой войны 1914–1918 гг. «Академия русской символики «МАРС» изготовила реплику медали «Гордость России – русский солдат».

Медаль «Гордость России – русский солдат»